×
«Репетиция музея»
Ирина Сосновская

Дневник проекта. Часть 1

Руководитель проекта — Любовь Бурина, режиссер документального кино, председатель Саратовского отделения Союза кинематографистов России, участник и дипломант российских и международных фестивалей документального кино

Куратор проекта — Ирина Сосновская, ведущий научный сотрудник Московского музея современного искусства, исполнительный редактор журнала «Диалог искусств»

Евгений Борисов, директор кинокомпании «Иванов»

Нина Березницкая, редактор журнала «Диалог искусств»

Ирина Решетникова, искусствовед, Театральный критик

Саратов — Хвалынск — Нижний Новгород — Выкса — Казань — Пермь — Усолье — Екатеринбург — Нижний Тагил — Самара — Тольятти — Ростов-На-Дону — Чебоксары — Коломна — Егорьевск

Eще несколько лет назад столичный арт-деятель на приглашение посетить конференцию в Екатеринбурге мог ответить, что он ездит только на Запад. открытие Арсенала в Нижнем Новгороде, Уральской биеннале в Екатеринбурге и Музея современного искусства PERMM навсегда изменило центростремительный вектор художественной жизни нашей страны. Из ощущения, что мы не успеваем отразить этот процесс, и появилась идея исследования, посвященного региональным институциям современного искусства, итогом которого стал этот номер ДИ.

Проект мы назвали «Репетиция музея», а его визуальным символом стала серия плакатов МСА Татьяны Борзуновой, Вероники Кудиновой, Александра Маслова, запомнившихся по биеннале графического дизайна «Золотая пчела» 2004 года. МСА — это аббревиатура несуществующего музея современного искусства. Основой для плакатов стали фотографии, на которых молодые харьковские дизайнеры примеряли слово «museum» к разным пространствам в городе1.

Работа по проекту должна была начаться в Саратове с круглого стола о музее ХХI века, но за день до этого мы оказались в Хвалынске на презентации Музея народной монументальной живописи, «Дома со львом», а потом на экскурсии и арт-субботнике в селе Поповка, где петербурженка Юлия Терехова открыла этот музей. И хотя профиль музея не совсем совпадал с задачами исследования, мы решили, что проект представляет интерес как опыт актуализации народного искусства. Это подтвердил и тот факт, что проект Юлии Тереховой вскоре получил грант конкурса Благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире», который является единственной негосударственной программой поддержки музейных проектов, работающей на территории всей страны.

На круглом столе в Саратове его участникам почти удалось убедить нас, что никакой крупной институции современного искусства городу не нужно, достаточно мастерских, лекционной площадки и информационного портала, а если случится что-то достойное музеефицирования, то в Радищевском художественном музее для этого есть специальная служба — сектор новейших течений отдела современного искусства, который лет через пятьдесят, может быть, станет отделом. Как ни странно, это убеждение органично дополняла идея, о том, чтобы в режиме полной секретности, используя опыт Саратова как закрытого города, начать создавать музей искусства будущего планетарного масштаба.

Мнение саратовцев подтверждают и зарубежные эксперты, например Сесилия Мартин, консультант Jane Wentworth Associates: «Модель музея Гуггенхайма в Бильбао — впечатляющее здание знаменитого архитектора — хорошо сработала, но это было 15 лет назад. Сегодня же общество требует других вещей — гибкости, подвижности и того, чтобы центры сделали что-то в других местах — отправились в регионы, распространялись и проникали на другие территории...»2.

Круглый стол задал основное направление исследования: поиск модели музея будущего, которое мы продолжили в Нижнем Новгороде. Поводом для поездки стало 15-летие Приволжского филиала ГЦСИ. Основными событиями дня рождения были премьера оперы «Марево» группы «Провмыза» и выставка «Портрет/Пейзаж: границы жанра» из коллекции Музея изобразительных искусств города Нанта (Франция), позже показанная в Москве. Главное достижение филиала за прошедшие годы — открытие первой части Арсенала, которое состоялось летом 2011 года, где находятся выставочный и театральный залы, офисы администрации и даже комфортная арт-резиденция. Реставрация-реконструкция большей части Арсенала продолжается, когда работы будут завершены, экспозиционное пространство значительно увеличится и в нем появятся специальный зал для показа произведений большого формата и образовательный центр. Откроются сувенирный магазин и ресторан, они разместятся на новом этаже под зданием. По его поводу архитектор Евгений асс шутит, что на вопрос, есть ли у него постройки в Нижнем Новгороде, он отвечает: да, это подземное пространство под Арсеналом.

Через два года в Нижнем ожидается появление музея современного искусства мирового уровня. Но уже сейчас на премьеры и вернисажи в Арсенал съезжаются гости из Москвы и других городов. Театральные постановки, которые делают именно художники, а не профессиональные режиссеры — новый экспериментальный проект Приволжского филиала, а у эксперимента возможен любой – и положительный, и отрицательный — результат. И готовность к этому, по-моему, свидетельствует об определенной зрелости институции, которая за 15 лет работы завоевала профессиональный авторитет и подготовила своего зрителя.

Казань, став третьим городом нашего путешествия, запомнилась международным фестивалем стрит-арта «Like It. Art», который удивил размахом и смелостью. Были приглашены художники из разных стран мира, объекты участникам распределили на основании портфолио предыдущих работ, без какого-либо предварительного согласования эскизов. Холстами для фестивальных работ стали не только заборы и трансформаторные будки, но и опоры моста «Миллениум», торцы домов в историческом центре и десятиэтажных зданий в новых районах города. Однако ближе к завершению фестиваль как-то сдал, была отменена охота на мусоровозы, некоторые работы стали поводом для разбирательства на предмет портретного сходства героев граффити-сюжетов с публичными персонами Татарстана. А после окончания фестиваля была развернута кампания за то, что все работы нужно убрать. Однако они остаются на своих местах до сих пор.

Казань привлекала нас прежде всего тем, что 50 лет назад здесь был создан первый в России центр современного искусства — СКБ «Прометей». С 1962 года его коллектив решал актуальные задачи «экспериментальной эстетики», исследовал возможности новых видов искусства, основанных на их синтезе, изучал работу в области светомузыки а. Скрябина, В. Баранова-Россине, Г. Гидони, в электронной музыке Л. Термена, в пространственной музыке а. Дымшица, кинетическое искусство в. Татлина, Г. Клуциса, абстрактное кино Н. Воинова, кибернетическую музыку Р. Зарипова и других. С 1979 года эксперименты СКБ демонстрировались в зале светомузыки Казанского молодежного центра, здесь же проводились ежегодные всесоюзные «Прометеевские чтения». До 2009 года «Прометей» возглавлял доктор философских наук, член-корреспондент АН РТ, профессор Булат Махмудович Галеев, автор большинства технических и художественных проектов коллектива, ведущий эксперт в области светомузыки в России.

Сегодня НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» — совместное подразделение Казанского государственного технического университета и Академии наук Республики Татарстан. Здесь занимаются оцифровкой архивов СКБ, организуют светомузыкальные спектакли, разрабатывают проекты по световой архитектуре. Возможно, со временем экспонаты светомузыкальных приборов, собранные институтом, займут свое место в будущем музее современного искусства Татарстана.

Работает в Казани и одно из представительств Приволжского филиала ГЦСИ, его сотрудница Гузель Файзрахманова ведет в Казанском кремле, в филиале Эрмитажа, лекторий «Лаборатория актуального искусства “Клуб 20/21”».

Топонимика разных городов иногда складывается во внутренние рифмы, например, Черный пруд в Нижнем и Черное озеро в Казани. В чем-то были схожи и герои нашего проекта. У Сергея Куликова из Казани оказалось много общего в отношении к жизни и искусству с героиней первого сюжета Юлией Тереховой. Они не идеалисты, трезво оценивают свои возможности, но и не готовы позволить материальным проблемам полностью управлять своей жизнью. Все наши герои каким-то образом оказывались связаны между собой. Так, Сергей куликов, к которому нас направила художник из Ижевска, выпускница творческой мастерской РАХ в Казани Евгения Мальцева, был постоянным слушателем лектория Гузели Файзрахмановой. Он рассказал нам о визите в Казань куратора «Культурного альянса» Елены Олейниковой и своем опыте участия в московской выставке «Искусство против географии» и фестивале «Белые ночи в Перми».

В каждом городе, и особенно часто в Перми, мы слышали фразу «вы не можете уехать, не познакомившись с кем-то». Мы и не пытались. Нас интересовали институции современного искусства и их потенциальные ростки, местные художники, а также состояние арт-журналистики, система художественного образования, актуальные художественные практики в других видах искусства (кино, театр, поэзия). В какой-то момент стало ясно, что необходимо междисциплинарное исследование и в нашей рабочей группе нужны специалисты в области художественного образования, современного театра и кино.

В творческой сфере, как ни в какой другой, важен личностный фактор. За созданием многих музеев современного искусства мира стоят личности, сумевшие убедить всех в необходимости реализации конкретного проекта и своей работой обеспечившие его воплощение в жизнь. Задачей данного исследования было предоставить слово таким людям и ответить на вопросы, с чего начинается музей, какова роль современного искусства. Поэтому основным форматом исследования стало видеоинтервью.

1. Позже в Харькове появится частный центр современного искусства графический стиль которого разработает та же команда дизайнеров — «3z studio».

2. Каким должен быть музей: Воркшоп Джо Марш и Сесилии Мартин из Jane Wentworth Associates в ЦСК «Гараж» http://theoryandpractice.ru/posts/6587-kakim-dolzhen-byt-muzey-vorkshop-dzho-marsh-i-sesilii-martin-iz-jane-wentworth-associate

ДИ №2/2013

20 апреля 2013
Поделиться: