Дневник проекта. Часть 3
|
Pостов-на-Дону попал в маршрут исследования в связи с тем, что в 2012 году здесь должна была пройти 2-я Южно-Русская биеннале современного искусства на «позитивную и жизнеутверждающую» тему «Конец». Биеннале в итоге отменили, но наша поездка состоялась благодаря приглашению галереи «16thline» на открытие выставки «Музыка неизвестного происхождения» Зигмара Польке. «16thline» – первая галерея современного искусства на Юге России. Галерея европейского уровня, разместилась в историческом центре города на территории бывшей макаронной фабрики, в специально построенном по проекту местных архитекторов здании, где также находятся ресторан авторской кухни, бар, винотека с дегустационным залом, сигарный кабинет и библиотека. Начав работу как галерея галерей (первые выставки представляли художников, сотрудничивших с берлинскими галереями NEU и CFA), за год с небольшим «16thline» стала культурным центром с образовательной и фестивальной программой, приняла участие в 4-й Московской биеннале современного искусства, подготовив совместно с Государственной Третьяковской галереей проект «Заложники пустоты: Эстетика пустого пространства и “пустотный канон” в русском искусстве XIX–XXI веков» и занялась продюсированием местных художников, показав их в рамках проекта «Культурный альянс» на фестивале «Белые ночи в Перми» и на ярмарке «Viennafair» в Вене. В собрании фонда галереи есть произведения Джефа Кунса, Франческо Веццоли, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Анатолия Осмоловского, Валерия Кошлякова, Авдея Тер-Оганьяна и многих других художников. Организаторы галереи продолжают осваивать пространство макаронной фабрики. Здесь прошел фестиваль стрит-арта, открыт экспериментальный театр 18+, создаются новые экспозиционные площади и мастерские для художников.
С каждой поездкой для нас расширялось пространство страны и ее временных поясов. Когда куда-то едешь впервые, заранее не знаешь, попадешь в 1980-е, «лихие 90-е», 2000-е или вообще в параллельную Россию, иллюстрацию к аксеновскому «Острову Крыму» (такие ощущения были от Ханты-Мансийска в 2011-м). Поэтому путешествие по России напоминало полет в машине времени с неисправным таймером. И хотя за год удалось посетить вдвое больше мест, чем планировалось, для того чтобы составить представление о процессах, происходящих в регионах, нужно было бы объехать еще как минимум столько же.
На следующие этапы проекта пришлось перенести и освоение Сибири, где в Красноярске уже 20 лет в бывшем музее Ленина работает центр современного искусства, замаскированный под названием «Красноярский музейный центр». В Новосибирске в 2010 году Сибирский центр современного искусства был создан как подразделение Государственного краеведческого музея. Во Владивостоке с 1995 года существует первая региональная галерея современного искусства «АРКА», активно участвующая в арт-ярмарках в Москве и за рубежом.
Довольно неожиданно наша программа расширилась за счет районных центров Хвалынска, Усолья, Выксы, Коломны, Егорьевска.
В Усолье (Пермский край) в Историко-архитектурном музее «Палаты Строгановых» регулярно и с большим успехом проходят выставки современного искусства и гастрольные, и эксклюзивные, специально созданные для этого удивительного пространства — памятника архитектуры начала ХIХ века. Также здесь находится постоянная экспозиция инсталляции из проекта «Deisis. Антропология» Константина Худякова, подаренная художником музею.
Город Выкса в Нижегородской области стал пионером использования аутсортинга в арт-процессе, для него московская некоммерческая организация «Арт-резиденция» делает ежегодный фестиваль «Арт-овраг» — результат государственного, общественного и частного партнерства.
Одной из популярных форм художественных институций сегодня стали арт-резиденции. Резидентурной, по сути, является Ширяевская биеннале, программа «Арт-резиденций» — составная часть уральской индустриальной биеннале. Арт-резиденция в Кронштадте — одно из основных направлений работы санкт-петербургского филиала гцси.
«Не хочу быть галереей и мотаться по ярмаркам», — говорит Сергей Гридчин, и его Гридчин-холл в Подмосковье — типичная арт-резиденция с выставочным залом и не единственная в московской области. Недавно недалеко от Егорьвска открылась творческая усадьба «Гуслица». В Коломне (Владимирская область) второй год действует Музей-резиденция «Арткоммуналка».
Маршрут видеоисследования совпал с передвижной академической выставкой-конкурсом «Красные ворота»/«Против течения». Нашим вкладом в этот проект стали его видеодокументация, привлечение к участию двух пермских художников, один из которых, александр греков, получил вторую премию имени Н. Фешина. Мы посетили десятки мастерских художников в Казани и провели два круглых стола в Казани и Тольятти.
Поездка в Тольятти на открытие выставки «красные ворота» оказалась полезна для нашего исследования, так как здесь создана Волжская картинная галерея «Собрание актуального реализма». Было интересно познакомиться с ее учредителем — банкиром и коллекционером Виталием Вавилиным. Стало понятно, что название галереи возникло в процессе общения ее основателя с художником Максимом кантором и московским коллекционером и организаторам Института русского реалистического искусства Алексеем Ананьевым. Галерея временно располагается в хозблоке вазовских общежитий. Именно здесь и была развернута экспозиция «Красных ворот». Стены обшили необработанными досками, покрашенными в белый цвет, они создавали ощущение волн, объединяющих в одно выставочное пространство разнокалиберные помещения. Виталий Вавилин уверен, что работы художников из собрания музея нужно показывать не в классических интерьерах, а в архитектуре того времени, когда они создавались. В дальнейшем у галереи должно появиться собственное здание, которое, возможно, специально для него построят. Об этом идут переговоры с городом.
Повторный приезд в Казань в конце ноября на выставку «Красные ворота», проходившую в галерее национального искусства «Хазинэ», филиале ГМИИ РТ, поразил тем, как быстро здесь могут воплощаться планы. Бывший выставочный зал Художественного фонда, реконструкция которого летом только начиналась, в ноябре уже стал Галереей современного искусства, еще одним филиалом ГМИИ РТ, с отдельным залом графики, который открылся выставкой «Черное и белое».
В Казани сильная школа живописи, много художников, развивающих традиции реалистического искусства. В графике же заметны поиски новой визуальности. В 2011-м здесь прошла первая биеннале печатной графики. А лауреатами первого академического конкурса «Против течения» стали и живописцы, и графики. В Татарстане вообще удивительно сопрягаются старое и новое, традиция и современность, разные культуры и религии. В многоконфессиональном регионе особенно важна толерантность, опыт которой дает и современное искусство.
В декабре в Москве, в Белом зале РАХ, прошел заключительный круглый стол «Современное искусство в регионах России», в нем приняли участие Леонид Бажанов, Марат Гельман, Елена Олейникова, Константин Худяков, Олег Кривцун, Евгений Святский, Александр Евангели.
Работа над видеоисследованием завершилась на вернисаже выставки «Культурного альянса» «Ижевск. Современное искусство Удмуртии» на Винзаводе в Москве. Здесь встретились несколько героев нашего исследования — галерист Елена Олейникова, кинорежиссер Павел Печенкин и автор проекта «Культурный альянс», директор Музея современного искусства PERMM, Марат Гельман. Задача столичного проекта Марата Гельмана — превратить московскую художественную сцену в российскую. Это уже не федеральная программа, а частная некоммерческая инициатива с функциями продюсерского агентства для художников. Оба формата «Культурного альянса» объединяет то, что они ориентированы на экстенсивную модель и количественные факторы: охватить как можно большие территории, выявить ресурсы и запустить их в оборот арт-системы. Гельман идет по пути поиска и продвижения перспективных художников, который ему как галеристу хорошо знаком. Его прежде всего интересует продукт, который можно предъявить зрителю и арт-рынку. «Я открыл площадку регионального искусства в Москве, когда понял, что смогу обеспечить качественный уровень ее наполнения», — сказал он на круглом столе в академии.
Конечно, площадка такого уровня, представляющая региональное искусство в Москве, это хорошо. Но не происходит ли таким образом монополизация галерейных функций столичным деятелем в масштабах страны? По сути, это мало чем отличается от географической экспансии сетевой галереи № 1 в мире — галереи Ларри Гагосяна, открывшего один за другим тринадцать филиалов в разных частях света.
Марат Гельман признает, что проект был интересен ему тем, что позволял выйти за рамки столичной галереи и давал новые возможности для развития рынка искусств. Галерейные стратегии, помноженные на наработки политтехнологии, использовались им и при создании первого регионального музея современного искусства, что стало как залогом успеха, так и причиной ряда неудач.
Иной подход предлагает система филиалов и представительств ГЦСИ. Выявив специфику региона, каждое структурное подразделение в русле общей стратегии прокладывает свой путь, опираясь на образовательные программы, на сотрудничество всех институций города, на поиск взаимопонимания с властью. Наиболее убедительных результатов этой стратегии в относительно короткие сроки достиг Уральский филиал ГЦСИ. Индустриальная биеннале действительно стала городским брендом, активно продвигаемым администрацией, институциями культуры, но, главное, событием для зрителей.
Проект 2006 года «9000 км» Балтийского филиала ГЦСИ обозначил гигантсткое пространство интересов центра от «Калининграда до Владивостока». Работает Владикавказский филиал, создается Сибирский филиал в Томске, в планах открытие Дальневосточного. Анна Гор говорит, что столичный ГЦСИ иногда называют московским филиалом, подчеркивая тем самым равенство подразделений центра. И все же Москва в этой структуре весомее хотя бы потому, что там сосредоточена вся коллекция центра.
Поэтому опыт Перми по созданию первой региональной коллекции современного искусства, ставшей брендом музея, а вероятно, и города, вселяет надежду на то, что подобный музей и коллекцию такого уровня захотят иметь и в других местах. возможно, когда-нибудь мы будем ездить в Калининград, чтобы увидеть самое большое собрание сайенс-арта, в Саратов (если удастся получить допуск) — искусство будущего, а в Ростов-на-Дону — Джефа Кунса и т.д. Хотелось бы, чтобы региональных институций и программ становилось больше и их роль возрастала. наша «Репетиция музея» была призвана изучить модели и подходы, и если обобщенный нами опыт поможет возникновению новых институций или программ, можно будет считать, что проект — репетиция музея — удался.
То, что наш интерес к региональной художественной жизни весьма своевременен подтвердил и шорт-лист премии «Инновация» 2012 года, в котором половина номинантов — региональные художники и проекты. И хотя большая их часть — результат деятельности подразделений организатора конкурса, но есть и независимые проекты из Краснодара, Воронежа и Самары.
В своем обзоре новых частных музеев Михаил Боде1 отмечал, что их строительство зачастую опережает разработку концепций. Пока мы путешествовали по стране, в Москве кипели страсти по федеральному музею современного искусства, одной из формальных претензий к ГЦСИ стало отсутствие концепции государственного музея. Хочется надеяться, что и в этом случае все претензии к ГЦСИ, связанные с ситуацией вокруг строительства нового здания, будут способствовать выработке взвешенной стратегии. Но безусловно, что на сегодняшний день именно ГЦСИ удалось разработать самую продуктивную концепцию сети региональных институций современного искусства.
По-прежнему остается актуальным и опыт межрегиональной программы «Культурная столица Поволжья», реализованной в Приволжском федеральном округе в 2000–2006 годах. Во время совместной работы над этой программой директор Приволжского филиала ГЦСИ анна Гор познакомилась с будущими представителями филиала Дарьей Ткаченко в Кирове и Александром Юминовым в Ижевске.
«Культурная столица Поволжья» — интересный этап в жизни многих художников, арт-менеджеров и чиновников от культуры. Но программа закончилась и не все удалось довести до конца. Так, в Чебоксарах формально существует Центр современного искусства, созданный под «Культурную столицу» 2003 года, но ни одного проекта, который мог бы проходить по ведомству современного искусства и актуальных художественных практик, за прошедшие десять лет в нем осуществлено не было.
Многие региональные события оставляют ощущение их вторичности. Что-то подобное уже было и не раз. Но есть проекты, которые по уровню не уступают столичным, опыт которых уникален и может быть интересен в масштабе страны, такие как «Музейная долина» (куратор Игорь Сорокин) саратовского Дома-музея Павла Кузнецова, ставший лауреатом конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2004), постановка оперы «Марево» нижегородской группы «Провмыза» в Арсенале — номинант премии «Иннновация-2012».
Лучшие региональные проекты рано или поздно оказываются в Москве, реже их могут увидеть в других регионах. Одна из площадок, на которой они могут быть представлены — это Музейная биеннале в Красноярске. Региональное искусство последовательно показывает также музей «Эрарта» в Санкт-Петербурге.
Собственную программу передвижных выставок из региональных институций имеет только Музей современного искусства PERMM. Такие выставки, как «Родина» и «Icons», побывали в Краснодаре, Красноярске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, а «Русское бедное» — в Берлине и Милане.
Создание новых институций — процесс не простой, поэтому важно, что к современному (актуальному) искусству проявляют интерес и классические музеи, о чем свидетельствует, например, появление сектора новейших течений отдела современного искусства Радищевского музея1, открытие Галереи современного искусства ГМИИ РТ, проведение симпозиума по скульптуре в Пермской художественной галерее.
Столичные институции также проявляют активность в регионах, выездных и передвижных выствок становится все больше. Регулярно их проводят МДФ/ МАММ в Казани, Нижнем Новгороде, Перми, Екатеринбурге, Самаре. Выставка, инициированная коллекционером Пьером Броше «Будущее зависит от тебя. Новые правила» (2008–2009), объехав семь городов России, финишировала в Московском музее современного искусства.
Регионами интересуются не только институции, но также художники и кураторы. Владимир Дубосарский, Антон Николаев, виктория Ломаско — частые гости в ижевске. Леонид Тишков и Екатерина Деготь сделали в Перми проект «Кудымкар — локомотив будущего», Валентин Дьяконов провел арт-тур по Екатеринбургскому музею изобразительных искусств в рамках 2-й Уральской индустриальной биеннале и курировал в Пермской художественной галерее выставку «Философия общего дела». Эти работы стали заметным фактом их творческой биографии и ярким событием художественной жизни регионов.
Фигуранты регионального арт-процесса не всегда учитывают опыт друг друга. Многих ошибок удалось бы избежать первому фестивалю стрит-арта в Казани, если бы в качестве консультанта они пригласили Наилю Аллахвердиеву, куратора «Длинных историй Перми». Наверное, должно быть больше межрегиональных конференций, семинаров, слетов — профессионального общения.
Наш проект должен завершиться там, где он и начинался — в Саратове. В Радищевском музее пройдет показ видеоотчета «Репетиции музея», но само исследование современного искусства в регионах России и поиск национальной модели музея мы намерены продолжить.
1. Михаил Боде. Дело частное. ТАNR. № 01 апрель–май 2012.
2. О работе сектора на круглом столе в Саратове рассказывала его заведующая Наталья Коптель.
Проект «Репетиция музея» осуществлялся на грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения. Проект также поддержали Московский музей современного искусства, Государственный музей современного искусства РАХ, Министерство культуры Саратовской области, Поволжское отделение РАХ, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, ТСХ России, Приволжский филиал ГЦСИ, галерея «16thLINE», фонд поддержки современного искусства «Артпроект».
ДИ №2/2013