Региональный музей современного искусства становится сегодня неотъемлемой частью европейского и американского музейного ландшафта. Существуют попытки создания подобных институций и в России. В отличие от крупных столичных музеев, завоевавших мировое признание, региональные музеи нередко демонстрируют гораздо бóльшую свободу и коммуникативность в формах и методах своей работы
|
Одной из наиболее активных стран в данной области является Испания. В силу исторических особенностей музейное дело в этой стране со времен Второй мировой войны и вплоть до падения диктатуры Франко в 1975 году развивалось слабо, и только в последнее десятилетие ХХ века в Мадриде королем Хуаном Карлосом был основан первый музей современного искусства — Музей королевы Софии. Одновременно началось активное формирование коллекций современного искусства в регионах, что явилось частью культурной политики страны.
Наряду с такими большими, важными музеями мирового значения, как Прадо, Музей королевы Софии, Музей Тиссена-Борнемиса, существуют более скромные, но очень важные для жизни испанской провинции культурные учреждения, функционирующие на средства «Caixa», отдаленного аналога советской системы сберкасс. «Caixa» — это не банки (в коммерческом или государственным смысле) и не маленькие сберегательные кассы, где деньги граждан хранятся под небольшой процент, а специальная организация, сочетающая обе функции, а также реализующая обширные социальные, культурные, художественные и выставочные программы. В каждой области Испании — Каталонии, Астурии, Галисии и других — существует своя сеть такого рода касс, куда желающие вносят свои сбережения. Доход вкладчиков незначителен, меньше, чем в больших коммерческих банках, но благодаря страховкам и государственным гарантиям, постоянному контролю общественности полностью исключен риск потери сбережений. В наблюдательном совете присутствуют представители всех противоборствующих партий. Доходы «Caixa», достаточно высокие, направляются на реализацию социальных и культурных программ: при «Caixa» существуют подразделения, занимающиеся организацией в регионе концертов, спектаклей, гастролей театральных коллективов, художественных выставок. В отдельных случаях создаются небольшие, но постоянные экспозиции при этих центрах — музеи.
На сегодняшний день подобных музеев уже несколько, все они работают с современным искусством и объединены названием «Форум» («CaixaForum»). Такие музеи открыты в Барселоне, Мадриде, Пальме, Таррагоне, Лериде, Жироне; строятся форумы в Севилье и Сарагосе. Как правило, эти центры располагаются в памятниках архитектуры, лофтах или старинных зданиях. Это не только и не столько коллекции, сколько мультикультурные пространства, главная цель которых — выступать в роли художественных и творческих центров. Включение современного искусства в более широкий культурный контекст — явление не новое. Именно такое понимание репрезентации современного искусства явилось основой концепции крупнейших мировых музеев современного искусства, создававшихся в последней трети ХХ века. Впервые наиболее ярко оно было реализовано
в Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, где разместились не только коллекции и экспозиции. Это было связано с назревшей необходимостью объединения различных областей знания, отдельных наук и искусства для преодоления культурной разобщенности и создания общей картины развития современной культуры. Однако по мере формирования и пополнения своей коллекции Центр Помпиду превратился в одно из лучших собраний искусства modern и contemporary, что неизбежно привело к значительному снижению интереса к остальным аспектам работы центра. Этот путь от максимально «открытой» и «расширенной» концепции к традиционной музейной форме, основанной прежде всего на идее хранения в вечности, проходят все крупные мировые музеи современного искусства. И нью-йоркский МоМА, и берлинский Гамбургский вокзал — Музей современности, создававшиеся как открытые для изменения, мобильные и допускающие самое широкое толкование границ современного искусства учреждения, по мере пополнения фондов работами музейного значения меняли радикальную концепцию на вполне традиционную.
Региональные музеи, чаще всего не имея достаточного бюджета для формирования фондов произведениями классиков модернизма и «дорогих» contemporary, оказываются в значительно бóльшей степени ориентированы на поиск актуальных форм диалога с широкой публикой, на привлечение внимания аудитории как к арт-сцене региона, так и к мировому искус-ству. Русский музей имеет значительный опыт сотрудничества с музейно-выставочными центрами в Жироне (Каталония), Саламанке (Кастилия и Леон), Ферроле (Галисия), где не раз показывались выставки из собрания авангарда. Будучи сотрудником Русского музея и работая на выставках, автор статьи была свидетелем того, как, в отличие от столичных музеев современного искусства, сотрудникам форумов удавалось заинтересовать и привлечь в музей значительную часть жителей региона. Благодаря соцопросам и общению с посетителями выставок (в основном местных жителей) связь с аудиторией в этих центрах часто оказывается ближе и результативнее, чем в крупных мировых музеях. Выражается она также в выборе художников для постоянной коллекции. «CaixaForum» в Лериде — это музей, кинотеатр и художественный центр, где демонстрируется прежде всего молодое искусство Каталонии, еще не получившее широкого признания, но актуальное для конкретного региона.
«CaixaForum» был открыт для посетителей в здании бывшей ткацкой фабрики в Барселоне в 2002 году. Основу его собрания также составляет каталонское искусство, но Барселона всегда являлась крупным культурным центром, соперничающим с Мадридом, этот музей поставил перед собой более амбициозные задачи. На протяжении последнего десятилетия фонд приобретал наряду с работами местных авторов и произведения таких всемирно известных художников, как Карл Андре, Дональд Джадд, Синди Шерман, Георг Базелиц, Герхард Рихтер, Даниель Бюрен, и других1. В то же время в области выставочной деятельности музей ориентирован прежде всего на отражение актуальных тем и проблем региона. Например, в 2008 году им была организована выставка «Зоны риска», на которой демонстрировались работы современных каталонских художников, объединенные темой социальных конфликтов2. В ориентации на местного зрителя, а не на туриста — главное отличие «CaixaForum» в Барселоне от Музея современного искусства Барселоны.
В 2013 году планируется открытие «CaixaForum» в Сарагосе, который должен стать еще одним региональным культурным и социальным центром.
Если в Испании региональные музеи современного искусства появлялись благодаря крупным социально-финансовым организациям, то в остальных европейских странах такие учреждения создаются в основном по частной инициативе при поддержке местных властей. Кроме того, в последние годы крупные столичные музеи имеют тенденцию к образованию филиалов в провинции. Так, знаменитая лондонская галерея Тейт открыла отделения в Ливерпуле и Сент-Айвсе; парижский Центр Помпиду — в 2006 году филиал в Меце; фонд Гуггенхайма, создавая свои филиалы, давно перешел границы США и даже Европы. Однако эти институции являются скорее «агентами» крупных музеев в регионах, продвигая выставочные и фондовые модели, отражающие глобальные тенденций в области contemporary art, только в меньших масштабах. В этом отношении особый интерес представляют музеи Финляндии, изначально имеющие ярко выраженную национальную концепцию. Даже столичный Киазма, демонстрируя произведения международного искусства с 1960-х годов по наше время, в постоянной экспозиции основной акцент делает на работах финских художников. Региональные музеи ориентированы прежде всего на отражение творчества местных авторов и местную публику. В них нередко присутствуют и работы иностранных художников, но они являют собой скорее контекст для репрезентации искусства региона. Характерно, что, как и в Испании, такие музеи часто имеют и выраженную социальную направленность. Культурный центр Иматры (основан в 1951 году) включает, наряду с концертным залом и библиотекой, музей современного искусства, в котором собраны произведения финского искусства ХХ века — около полутора тысяч экспонатов. Среди последних выставок — «Художественное общество Южной Карелии» (март — апрель 2012 года), «Художественное общество Иматры» (сентябрь 2012 года) и т.п. Центр располагается в сельской местности в специально построенном для него здании, проводит активную работу с населением, организует встречи с художниками, обсуждения, мастер-классы.
В отличие от европейских региональных музеев современного искусства, создающихся, как правило, по инициативе властей или крупных социальных организаций, в США подобные институции обычно возникают благодаря спонсорам. Это касается не только музеев современного искусства: исторически сложилось, что в становлении музейного дела США ключевая роль всегда принадлежала меценатам и частному капиталу. Большинство американских музеев основаны по инициативе коллекционеров, любителей искусства, энтузиастов и подчиняются не государственным органам, а совету попечителей, представляя собой негосударственные организации. Поэтому, сравнивая европейские столичные и региональные музеи современного искусства, оказывается возможным противопоставлять данные институции. В США же различия в их концепциях весьма условны. Тем не менее если по составу своих коллекций американские региональные музеи не столь ориентированы на местную арт-сцену, как европейские, то в области работы с публикой они нередко превосходят европейские институции.
Центр искусств Уолкера (Walker Art Center) в Миннеаполисе (штат Миннесота) считается одним из пяти крупнейших музеев современного искусства в США. В составе его коллекции работы ключевых фигур искусства ХХ века (Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Нам Джун Пайк, Йоко Оно, Чак Клоуз, Мэтью Барни и др.). Музей был основан в 1879 году Томасом Барлоу Уолкером. Но современные облик и концепцию он обрел в 2005 году, когда удалось расширить помещение музея: новое крыло здания построено по проекту архитектурной группы «Херцог и де Мойрон», ставшей известной после перестройки здания бывшей электростанции для галереи Тейт Модерн в Лондоне. Теперь в культурном центре основное внимание уделяется не пространственным искусствам (живописи, скульптуре, инсталляции), а пространственно-временным или временным искусствам (акциям, перформансам, видеоарту, а также концертам, современному балету). Эти формы сегодня входят в жизнь любого музея современного искусства: перформансы и акции в рамках отдельных проектов регулярно проводятся в залах нью-йоркского МоМА, Музея Гуггенхайма; берлинского Гамбургского вокзала, лондонской Тейт Модерн. Однако арт-центр Уолкера подчеркивает значение именно этих художественных форм как наиболее коммуникативных и интерактивных и видит будущее развитие современного искусства в этом направлении. В театральном зале музея, рассчитанном на 385 мест, постоянно демонстрируются подобные арт-проекты, устраиваются лекции или проводятся программы по визуальному или исполнительскому искусству. Музей Уолкера последователен в продвижении идей открытости и интерактивности не только в области репрезентации наиболее современных и актуальных художественных форм, но и в методах организации работы со зрителем. Так, для работы в музее традиционно привлекаются волонтеры — студенты американских вузов, которые проводят экскурсии и помогают публике во время интерактивных художественных акций. Поэтому арт-центру удается в значительно большей степени, чем многим крупнейшим мировым музеям современного искусства, соответствовать концепции открытости и «связи искусства с жизнью», которая сегодня составляет основу программы любого музея современного искусства.
Итак, и европейский, и американский региональный музей современного искусства — это, как правило, не только и не столько музей, сколько культурный центр. Эти институции ориентированы в первую очередь не на хранение и комплектование фондов, а на проведение выставок или акций, причем часто имеющих социальную или местную направленность. Если в Европе региональность таких музеев отражается в том числе на отборе произведений (предпочтение отдается местным авторам), то в США основной акцент делается на максимальное привлечение широкой публики и стремление следовать концепции соединения искусства с жизнью. Часто уступая крупнейшим мировым музеям в отношении полноты коллекций, региональные музеи современного искусства нередко оказываются более понятны, более открыты для публики, а значит, и более современны.
1. Bisbe N. La Coleccion: Un Proyecto Abierto al Presente // Coleccion de Arte Contemporaneo Fundacion «La Caixa». Edita Fundacion «La Caixa». P. 21–30.
2. Tatay H. Zonas de Riesgo // Zonas de Riesgo. Coleccion de Arte Contemporaneo Fundacion «La Caixa». P. 12–13.
ДИ №2/2013