Еще со времен Первой мировой войны многие выдающиеся художники начали переезжать из Европы в США. И вскоре международный центр искусства переместился из Парижа в Нью-Йорк, который на десятилетия занял лидирующее положение в мире искусства. Здесь концентрировались высококачественные произведения и происходил активный творческий обмен идеями в художественном сообществе. Нью-Йорк стал также главным местом притяжения для коллекционеров
Клара Голицына РУКИ 1986. Бумага, гуашь
|
Однако несколько лет назад ситуация изменилась. Несмотря на все еще распространенное мнение о существовании единого центра в сфере искусства, новыми всемирными его центрами специалисты называют и Лондон, и Берлин, и другие города. В результате возникли сомнения по поводу доминирования Нью-Йорка на мировой художественной сцене.
Сегодня художники нередко получают образование и выставляются в различных частях планеты. Децентрализация влияет не только на арт-бизнес, но и на формы, способы существования самого искусства.
Согласно прежней модели международного центра искусства крупные художники, критики, коллекционеры сосредоточены в одном городе. Поэтому арт-дилер мог добиться признания, выставляя новых радикальных художников, оказываясь в центре внимания внутри этого сообщества. Сегодня коллекционеры из Азии, Восточной Европы, с Ближнего Востока стали настолько влиятельными, что изменили ситуацию на арт-рынке. И художники отныне могут вступать в виртуальный диалог с критиками, кураторами, галеристами, находясь в любой части планеты.
Бесспорным королем арт-дилерства за последние двадцать-тридцать лет продолжает оставаться нью-йоркский галерист Ларри Гагосян, приспособившийся к новой ситуации и создавший модель арт-дилерства в эпоху децентрализации в мире искусства. В 2000-е годы он открыл 12 филиалов своей галереи в крупных городах семи стран. Так он сотворил свой тренд в международной империи искусства. Сегодня коллекционеры могут покупать произведения у Гагосяна в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Лондоне, Париже, Риме, Гонконге, Афинах. Таким образом, коллекция стала доступной для покупателей из других стран, что обеспечивает международный рынок ее художникам и контроль галериста над другими игроками на этом поле.
Многие нью-йоркские галеристы открыли свои филиалы в Лондоне: Пейс, Скарстед, Дэвид Цвирнер… Их переезд в Лондон укрепил позицию британской столицы как динамического центра для коллекционеров из Восточной Европы, Азии с Ближнего Востока, многие из которых имеют дома в Англии.
Один из способов, с помощью которого дилеры противостоят децентрализации, — создание ярмарок искусства, позволяющих заявлять о себе на международном художественном рынке и таким образом расширять базу клиентов. Произведения с оплаченной страховкой и доставкой, предоставленные этими дилерами, участвуют в ярмарках искусства и бросают вызов даже самым крупным местным галереям.
Немаловажную роль на художественном рынке играют аукционные дома. Весьма любопытно, что «Кристи» и «Сотбис», изначально находившиеся в Британии, много лет назад открыли филиалы в Нью-Йорке, Пекине, а теперь имеют офисы во многих странах мира. Крупный аукционный дом «Артнет» — мультинациональная корпорация с филиалами в Берлине, Нью-Йорке и Париже.
Таким образом, художественным рынком управляют несколько мультинациональных корпораций, в то время как до глобализации предполагался местный уровень игры, где поощрялся дух соперничества между галеристами, аукционными домами, а также среди художников. Теперь же художники вступают в соревнование с коллегами для привлечения внимания к своему творчеству не только в собственной стране, но и на мировой арт-сцене, а иностранцы пытаются быть активными на региональных рынках искусства. Порой возникает ситуация, когда местные игроки начинают лидировать на новых художественных рынках, вытесняя американских арт-дилеров.
Хотя местонахождение галерей децентрализуется, главные на мировом художественном рынке — по-прежнему все те же известные персонажи. Управляют процессами те же арт-дилеры, создавая мультинациональную галерею, с которой трудно соперничать местным выставочным площадкам. Перемещение филиалов американских галерей за границу только укрепляет позиции главных игроков. Гагосян еще более усилил свое влияние в сфере торговли искусством. Он способен одержать победу над любым соперником на глобальном рынке искусства. Только время покажет, появится ли новое поколение супердилеров, которые продолжат эстафету своих знаменитых предшественников (Лео Кастелли, Джея Джоплинга…), найдя новые формы функционирования галерей в мире искусства в ХХI столетии.
Глобализация трансформирует мир современного искусства. Сегодня художники редко длительное время работают в определенном месте, городе рождения. Так, Берлин, где много галерей, выставочных пространств, стал домом для тысяч иностранных художников, которых в столицу Германии привлекала дешевая арендная плата за жилье. Для них теперь выпускается ежеквартальный двуязычный журнал «Frieze d/e», фокусирующийся на современной арт-сцене Германии, Австрии и Швейцарии.
В отличие от Франции, где художественная жизнь сконцентрирована в Париже, в немецкоговорящих странах процветают региональные выставочные пространства и ассоциации по искусству, чему благоприятствует государственное и частное финансирование. Многие иностранные художники начинали карьеру в таких ассоциациях. Хотя Берлин по-прежнему привлекает их, все большей популярностью пользуются другие регионы и города Германии: Аахен, Дрезден, Мохенгладбах.
Поддержка местных ассоциаций по искусству и региональные финансовые программы играют решающую роль в привлечении художников. Ключевыми факторами также становятся признание за рубежом таких региональных мест и их выставочных пространств.
Перечисленные факторы — часть процесса децентрализации на глобалистской арт-сцене. Сегодня благодаря глобализации разные формы привлечения и поддержки художников получили повсеместное и быстрое распространение, этому способствует и Интернет. Возрастающая интернационализация арт-сцены приводит к тому, что все больше художников получают образование в художественных школах за границей. Многие иностранные студенты остаются в городе после окончания вуза, где их представляют местные галереи. Но они поддерживают контакты и с международным арт-сообществом.
Децентрализация проявляется и в том, что художники из стран Восточной Европы, Азии и Африки более активно выставляются в галереях, музеях Европы и США. И современные русские художники привлекают все большее внимание зарубежных изданий и галерей. Открылась выставка русских художников в галерее Чарльза Саатчи, в Лондоне (ноябрь 2012 — май 2013). Название «Радость — самая выдающаяся черта Советского Союза: искусство из России» взято из речи Сталина 1935 года. Представлены работы 18 художников, работающих в разных жанрах: живопись, скульптура, фотография, инсталляция. Наряду с выставлявшимися на Западе художниками (Валерий Кошляков, Ирина Корина, Борис Михайлов, Гоша Острецов...) участвуют и молодые, неизвестные зарубежному зрителю творцы: Елена Попова, Даша Шишкина, Сергей Васильев и другие.
«Гвоздь» выставки — фотопроект «Случай в истории» Михайлова о жизни в его родном городе Харькове после распада СССР.
Большой резонанс на мировой арт-сцене вызвала публикация в 2012 году книги «Замороженные мечты», первое всестороннее исследование современного русского искусства, вышедшее в Англии. В книге собрано 580 репродукций 100 русских художников. По словам рецензента Ф.Т. Эплин, это поразительное обозрение демонстрирует силу и разнообразие русского искусства, стилей и средств, используемых художниками. Они представлены в алфавитном порядке (не по тематике, не по хронологическому принципу), побуждая читателя индивидуально оценивать каждого автора.
Американский арт-критик Элеонор Хартни, рассматривающая современное российское искусство с учетом западных приоритетов, считает, что оно бросает вызов некоторым общепринятым концепциям. «Из-за того что образы, идеи и даже слова, используемые художниками, имеют разное значение по другую сторону железного занавеса, многое было утрачено при переводе».
Книга заканчивается материалами, посвященными исследованию функционирования искусства в 1953–2012 годы.
Парадоксальное сочетание процессов глобализации и децентрализации на арт-сцене проходит одновременно с «биеннализацией» мира искусства, когда в разных частях мира возникают новые биеннале, порождая интенсивную транснациональную активность художников, кураторов, музеев и городов и образовательных институций. По мнению многих зарубежных критиков, не следует переоценивать то, что некоторые художники выставляются в разных странах. Да, региональное и интернациональное циркулирование искусства возросло благодаря разнообразию выставочных пространств, событий в сфере искусства, функционированию сетей, электронных коммуникаций. Тем не менее речь идет в основном о количественной интернационализации. Децентрализация не затронула идеологию институций, где по-прежнему доминирует западная модель современного искусства. Но постепенно контексты незападного искусства все больше интегрируются в мировую культурную сеть коммуникаций.
Искусство вступило в новый глобалистский диалог с помощью нового визуального языка, новых средств, форм художественных практик. Возникает тенденция к децентрализации выставочной практики доминирующей парадигмы западного искусства, что так убедительно проявилось в азиатско-тихоокеанских триеннале.
ДИ №2/2013