Крупные международные художественные форумы в последние годы становятся все более популярными в арт-среде. Помимо получивших мировую известность масштабных Венецианской, Стамбульской, Московской биеннале, кассельской «Документы» или европейской «Манифесты» в различных городах и весях периодически возникают фестивали или биеннале более камерных масштабов. По сравнению с выставочными мега-брендами региональные показы пребывают пока в той стадии, когда многие проблемы выставочной индустрии, уже решенные на всемирно известных арт-форумах, все еще являются ключевыми, с переменным успехом преодолеваемыми организаторами. Это, например, финансирование (кем и сколько), состав участников (кто и сколько), наконец продолжительность мероприятия, а также комплекс задач сугубо технического характера.
5-я Бакинская биеннале «Алюминий», проходившая в Баку с 11 по 15 декабря 2012 года, имеет свою историю
|
Все началось в 2000 году, когда творческая ассоциация «Крылья времени» под руководством Лейлы Ахундзаде открыла свою первую выставку. Объединение молодых художников вдохновляла идея развития концептуального искусства в Азербайджане, и выставка под одноименным названием — «Крылья времени» — стала первым проектом, утвердившим это направление как неоспоримую реалию художественной жизни Баку. Затем в 2003 году был проведен Международный фестиваль «Алюминий. Искусство плюс новые технологии», в котором приняли участие художники из 11 стран. Далее «Алюминий» получает статус биеннале и с 2007 года становится официальным мероприятием, проводимым Министерством культуры и туризма Азербайджана.
Среди множества вопросов и проблем, с которыми неизбежно сталкивается куратор любого крупного выставочного проекта, центральными, безусловно, остаются творческие, а именно организация экспозиций, распределение достаточно большого массива работ отдельных участников и кураторских предложений в доступном (и в принципе имеющемся в наличии!) выставочном пространстве.
Отсутствие в Баку выставочного комплекса, соответствующего условиям проведения крупномасштабного международного художественного форума, вынуждает привлекать экспозиционные пространства, в которых можно было бы расположить всех предполагаемых участников события. А это более 100 авторов (например, в 4-й Бакинской биеннале участвовали 150 художников). В работе оказываются задействованными практически все галереи и выставочные залы, располагающиеся в месте, которое может быть обозначено как центр города. Предварительная работа куратора и участников концентрируется главным образом на определении максимально адекватной пространственной среды, в которой каждая группа экспонируемых работ оказалась бы «соответствующей». В результате отсутствие единого выставочного пространства оборачивается достоинством — возможностью манипулировать потоком художественного материала, направляя его в отдельные русла, придавая каждому разделу экспозиции свое «лицо», создавая особый микроклимат, образуется серия групповых или персональных выставок. Конечно, неизбежны компромиссы. Но так или иначе решается проблема выставки как ансамбля, созданного по единому сценарию, когда все элементы самодостаточны, но согласованы друг с другом и связаны общей идеей.
Череда презентаций, составляющая программу биеннале, превращается в увлекательное турне, в ходе которого участники и зрители попадают из одной среды в другую, получают возможность глубже ощутить особенности того или иного автора. Даже для меня, куратора, писавшего сценарий этого маршрута и, казалось бы, знавшего наперед, что и где и как должно произойти, остается загадкой, как же в конечном счете сработает совокупность тех или иных проектов и каков окажется градус эстетического и интеллектуального напряжения события.
Пятнадцать галерей и выставочных залов, вовлеченных в работу 5-й Бакинской биеннале, вместили произведения 110 художников из 16 стран. Так, в Баку были показаны проекты из Франции («Каравансарай», куратор Шалва Хаханашвили, 10 авторов), Киргизии (куратор Талант Огобаев, три автора), Узбекистана (куратор Нигора Ахмедова, восемь авторов), Турции (куратор Денизхан Озер, семь авторов) и Грузии (куратор Гурам Цибахашвили, три автора). От Азербайджана было представлено четыре кураторских проекта: «Художники о художниках» (организация «ArtFaktor», куратор Асийят Фатуллаева), «Шифр души: метаморфоза» (Центр современного искусства, куратор Сабина Шихлинская), «Память/ Ретроспектива» (Baku Creative Center, куратор Фарах Алекперли) и «Лицо 1960-х» (куратор Диляра Вагабова). С индивидуальными проектами выступили художники из Германии (10 авторов), Литвы
(2), Норвегии (2), Дании (1), Финляндии (1), Испании (1), Ирака (1), Пакистана (2), Афганистана (1), США (1). Ярким событием в рамках биеннале стало участие ряда художников из Москвы. Это Владимир Наседкин (проект «Иосиф Бродский. Венецианские строфы»), Татьяна Баданина (экспозиция «проСвет»), Рауф Мамедов (циклы «Ужин в Эммаусе», «Тайная вечеря», «Пьета», видеоинсталляция), Аббас Кязимов (интерактивный проект «Птица Счастья»).
Все представленные проекты отвечали предложенной концепции биеннале и обладали собственной художественной ценностью. Одни работы уже были в творческом арсенале участников и оказались созвучны теме биеннале, другие созданы специально к выставке в Баку. Существенным дополнением к программе стала конференция, на которой участники имели возможность показать свои другие проекты, поделиться творческими планами, поразмышлять об увиденном.
Выставка — всегда праздник. Здесь принимают гостей, встречаются друзья, делятся своими открытиями и пока еще не реализованными идеями. Но это и большая и тяжелая работа, результат усилий многих, процесс, в котором каждый его участник играет ключевую роль. Собирается команда — большая «семья», растущая из года в год. Именно в этом — сплочении близких по духу людей — видится главный смысл любого международного форума.
Бакинской биеннале 10 лет. Мы набираемся опыта, вырабатываем свою стратегию, учитываем ошибки прошлого и строим планы на будущее. Мы существуем, а это означает, что в календарном плане многих художников мира еще не раз появится пометка: Международная бакинская биеннале современного искусства «Алюминий».
ДИ №2/2013