×
Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие»
Наталия Павлова

Открытие музея-резиденции в Коломне 1 декабря 2011 года было приурочено ко дню известного посещения Никитой Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже 1 декабря 1962 года, во время которого генсек показал современному искусству «кузькину мать». Организаторы проекта считают, что музей-резиденция — принципиально новая культурная форма

Музей-резиденция находится в центре Старого города, на «революционном» перекрестке — на углу улицы Октябрьской Революции и площади Двух Революций. Из окон открывается причудливый вид на старинную торговую площадь, памятник жертвам революций, маленького серебристого Ленина и храм Иоанна Богослова, колокольня которого служит главной вертикалью Старого города. Этот вид соединяется в фантастический триптих — самоценный и самый ценный экспонат музея-резиденции.

Дом, где обосновалась «Арткоммуналка», примечателен тем, что стал поворотным в судьбе писателя Венедикта Ерофеева. Здесь, в винном отделе магазина «Огонек», Веничка Ерофеев, изгнанный в 1963 году из Коломенского педагогического института (четвертого вуза, в котором он пытался учиться), навсегда перестал быть студентом и стал чернорабочим. Именно отсюда начался его «очень жизненный путь» — путь скитаний и творческой свободы. Изгнанный полвека назад из Коломны за то, что посмел быть другим, Ерофеев вновь вернулся в город. Вернулся, чтобы дать ему возможность пережить, понять и принять другой опыт, переживание другого человека. Признанный гений творческой свободы Венедикт Ерофеев стал гением места музея-резиденции. Время, место и его гений предопределили название и формат нового культурного объекта Коломны, но главным образом его миссию — начать в историческом городе перманентную творческую революцию, генерирующую современное искусство. Ее конечная цель — разгерметизировать городскую среду, сделать ее открытой, эмоционально-комфортной и толерантной. Только такая среда, верят организаторы проекта, станет залогом новой жизни старого города в современном мире. Музей-резиденция расположился в бывшей коммунальной квартире. Возможно, поэтому его название как-то само собой сократилось до «Арткоммуналки». Под ее крышей проживают несколько жильцов — арт-резиденция для современных художников, музей 1960-х с реальными персонажами и концептуальной едой на коммунальной кухне и растворенный в пространстве и времени гений места Венедикт Ерофеев. Соединяет жильцов театр. По законам жанра приход в «Арткоммуналку» начинается с арт-вешалки, «меняющей» облик человека. Далее вы погружаетесь в театр коммунальной жизни с неприменным катарсисом на коммунальной кухне, приправленным горчицей с сосисками, чаем со слоном и прочим «дифиситом», например, эмоций и переживаний. Музей-резиденция воплощает столь чаямую сегодня форму государственно-частного партнерства, в котором участвуют три сектора — государственный ГАУК «Центр культурных инициатив» под эгидой Министерства культуры Московской области, общественный, представленный некоммерческим партнерством «Город-музей», и частный в лице ООО «Коломенская пастила». Общественный сектор отвечает за кон-тент, государство оплачивает аренду помещения, коммунальные услуги и труд сотрудников Центра культурных инициатив, остальные расходы — гранты художникам, проведение событий, выпуск фильмов, журналов и каталогов, закупку оборудования и т.п. — берет на себя частный бизнес. Идейными вдохновителями проекта «Арткоммуналки» стали Наталья Никитина и Елена Дмитриева, руководители музейного проекта коломенской пастилы, являющегося, по сути, социально-культурным предпринимательством, которое вышло из стереотипных музейных, тематических, ведомственных и прочих рамок и начало работать с культурным ландшафтом города и его средой по новому синергийному методу. «Арткоммуналка» уже ощутила преимущества, которые имеются у институтов современного искусства на государственно-частных основаниях: над ними не висит дамоклов меч внезапного прекращения финансирования (закончились деньги – закончился проект), они независимы от политической конъюнктуры (сменился мэр, и современного искусства в городе не стало). Другими словами, современный арт, основанный на государственно-частном партнерстве, может позволить себе выстраивание долгосрочных стратегий развития территорий и целенаправленно работать с такими небыстрыми процессами, как преодоление стереотипов сознания. У арт-резиденции есть арт-директор — художник-акционист Михаил Лежень. Он вместе с представителями партнеров-организаций на конкурсной основе отбирает двух-трех художников, предоставляет им грант и заключает договор, по условиям которого, в течение двух месяцев художник живет в мастерской «Арткоммуналки», реализует свой проект и предъявляет его по истечении срока в пространстве выставочного зала. При этом художнику предоставляется полная свобода творческого самовыражения, не ограниченная ни жанром, ни темой, ни способом, ни материалом. Помимо художественных грантов «Арткоммуналка», отдавая дань уважения Венедикту Ерофееву, дважды в год присуждает литературные гранты, становясь на время лит-резиденцией (ее курирует писатель и редактор журнала «Околоколомна» Игорь Сорокин). Так или иначе, но по условию договора писатель или художник обязывается провести как минимум одну встречу с жителями города, объясняющую его творчество, и оставить в дар «Арткоммуналке» одну из своих работ.

В течение первого года жизни в «Арткоммуналке» было реализовано девять проектов. И хотя они абсолютно разные, у них общий знаменатель — другой взгляд на привычные вещи, призванный ломать стереотипы и расширять сознание. Открыл «Арткоммуналку» Миша Ле Жень акцией айсдайвинга подо льдом реки Коломенки. Он рассматривает свою акцию как проявление современной философии радости. Делается прорубь, поверх гидрокостюма надеваются коньки, нужно еще завести патефон, поставить желательно танго «Tonight», ведь подо льдом темновато, затем нырнуть, перевернуться вверх ногами и танцевать по обратной стороне льда, пока не кончится кислород. Вместе с художником ныряет оператор, который снимает подледный балет, а потом монтирует ролик — конечный продукт проекта. Первым резидентом была Вита Буйвид, известная своими фотографическими работами. Проект «Past painted» состоял в том, что старые черно-белые фотографии она раскрасила в цвета своего настроения «коломенского периода». В результате в работах Виты оказалось много зеленых и розовых красок — цвета купеческих особняков Коломны под январским солнцем. Следующим был проект питерской арт-группы «Мыло» (Семен Мотолянец и Дмитрий Петухов). Группа работает с хозяйственным мылом, наделяя его осо-быми смыслами: то вечного спутника жизни нескольких поколений россиян, то животных, принесенных в жертву во имя очищения людей. Произведениями очистительного искусства группы «МЫЛО» в Коломне стали мозаичные мыльные панно и мыльная опера. В следующем проекте художники Анжела Арсинкей (Берлин) и Роман Постников (Ижевск) использовали блох, или по-научному, вторично бескрылых. Коломенские блохи, помещенные внутрь слайдов с шедеврами мирового искусства, рождали произведение, в котором некрасивое живое соединялось с прекрасным мертвым.

Затем в «Арткоммуналку» «вошел» Ерофеев. Один за другим состоялись два литературных проекта, участниками которых стали знавшие писателя Наталья Шмелькова и Слава Лён. В наступившем литсезоне пространство Арткоммуналки покрылось машинописными листьями ерофеевских текстов.

Следующим был представлен фотопроект Мироны Раду из Румынии «24 года в 24 оттенках одиночества». Подобные настроения продолжил Анфим Ханыков из Ижевска (арт-группа «Археоптерикс»), он представил ангелов Венички Ерофеева. На ангелов ушло около 400 бутылок, собранных по рюмочным, ресторанам, помойкам и лесам Коломны. «Спасибо за пустую посуду, — благодарил Анфим жителей города по завершении проекта. — Да хранят вас ангелы от страшного недуга пьянства».

Первый год жизни «Арткоммуналки» завершился проектом «Русские чудовища» группы «Синие носы» на тему русского китча в стиле гэг по технологии тяп-ляп. В день рождения музея-резиденции 1 декабря 2012 года открылась ретроспективная выставка-презентация «Коммунарт-2012». Пространство зала маркировали арт-добро и арт-зло в виде ерофеевского ангела из бутылок и примитивного низкотехнологичного черта «Синих носов», а со стен, интерферируя и интерпретируя друг друга, демонстрировались состоявшиеся проекты. На день рождения были приготовлены подарки, в их числе первый номер «Арткоммунального журнала», ретроспективный медиаролик, новая театральная программа «Гимн икоте» по Ерофееву, прибавка к концептуальным сосискам на коммунальной кухне не менее концептуальных 100 грамм и круглый стол. Заседание за круглым столом касалось проблем жизни современного искусства в пространстве исторического города. Модератором заседания была Наиля Аллахвердиева, руководитель паблик- арт-программы Музея современного искусства PERMM, активно интегрирующей современное искусство в городскую среду. Именно в рамках этой программы в центре Перми появились знаменитые красные человечки, пробудившие столько эмоций — как позитивных, так и негативных. Дискуссия получилась живой и острой. В ходе обсуждения обозначились следующие точки зрения на способы жизни современного искусства в пространстве исторического города.

Внешние эксперты1

Современное искусство — это форма политики, воплощающая в жизнь культурные стратегии развития города. Искусство-политика предполагает активные формы интеграции в городскую среду, призванные помочь городу решить его проблемы, например, идентичность местного сообщества, благоустройство, мультикультурность и пр.

Руководители проекта

Современное искусство свободно от социального утилитаризма. Человеку важнее ощутить себя не единицей социального роя, строящего под эгидой культурных политиков город Солнца, а пройти путь личностного роста. В этом ему может помочь другое зрение другого искусства. Путь подлинных социальных изменений проходит через внутренний мир человека.

Администрация города (председатель Комитета по культуре)

Современное искусство — это параллельное бытие в историческом городе двух культурных укладов — традиционного и инновационного. Характерно, что жители города игнорируют оба (72% жителей в последнем социологическом опросе поставили галочку в графе «не посещаю вообще»). Воссоединение классических жанров искусства, современного арта и горожан происходит лишь в дни праздников и фестивалей на улицах города.

Городская общественность (архитектор-реставратор)

Современное искусство — это потенциальная угроза историческому городу, разрушитель его традиционной среды и культурного ландшафта.

Дискуссия стала рефлексией опыта развития исторических территорий средствами современного искусства и как в зеркале отразила проблемы, связанные с интеграцией исторических городов в новую реальность России, мира XXI века.

Дискуссия показала, что в эту реальность легче и безболезненнее входят относительно новые города, города-сателлиты, без четко выраженной уникальности, а также города, существующие в экстремальных климатических условиях. Исторические города, глубоко укорененные в традиционной культуре, как правило, отторгают маргинальные практики современного искусства. Исторический город принимает их лишь в пространстве традиции как переинтерпретацию наследия, вкрапленную в его праздничный чин. Своего рода итогом дискуссии стал рассказ журналиста Елены Карягиной о прогулке по историческому центру Коломны с заместителем редактора немецкой газеты «Шпигель». Особенно впечатлил аудиторию его вопрос: – Лэна, а где же люди? Этот вопрос можно назвать ответом на поднятые в ходе дискуссии проблемы: до тех пор пока в пространстве исторического города не будет создано, в том числе средствами современного искусства, открытой, доступной, креативной и толерантной среды, людей на его улицах будет все меньше, oсобенно молодых и мобильных.

1. Помимо Наили Аллахвердиевой в числе приглашенных экспертов были Селена Волконская, руководитель специальных проектов музея экранной культуры «МедиаАртЛаб», Владимир Дудченко, арт-критик, видеохудожник и организатор проекта «Grinberg Photos International», Светлана Зайцева, главный редактор журнала «Ученый совет».

ДИ №2/2013

20 апреля 2013
Поделиться: