×
Лондон. Новые художественные проекты
Лада Балашова

В отличие от нью-йоркских художественных институций, ориентированных на поиски новых форм в искусстве, галереи и национальные музеи Лондона пытаются проводить иную политику — вовлекать современных художников в традиционное пространство культуры, вплоть до выставочных проектов музеев классического искусства

Январь запомнился выставками «классиков» современного искусства. Так, 90-летие Джонаса Мекаса было отмечено рядом выставок по всему миру, в том числе в Лондоне, в галерее «Серпентин». Литовец Мекас в 1949 году прибыл в Нью-Йорк, где начал художественную карьеру и прочно утвердился в звании «отца американского авангардного кинематографа». В 1960-х годах Мекас стал известен фильмами, в которых день за днем фиксировал жизнь не только свою, но и нью-йоркской общины художников, многие из членов которой были его друзьями и сотрудниками: Ален Гинсберг, Энди Уорхол, Кеннет Энгер, Майя Дерен. Мекас основал журнал «Film Culture», общество кинематографистов, создал антологию киноархива авангардного независимого кинематографа. Многие из наиболее популярных работ мастера, сопровождаемые стихами и музыкой в его исполнении, можно было увидеть на выставке и даже получить возможность общения с живой легендой искусства ХХ века. Один из фильмов, законченный в 1973 году, но намеренно датированный 2010-м, посвящен жизни Манхэттена, а точнее, двум торговым башням до их катастрофического разрушения, на фоне которых проступают ускользающие выцветшие фигуры, лица, различные образы того времени, напоминающие старое домашнее кино. Все остается реальностью, ничто не умирает, если оно в нашей памяти и в искусстве — философия художника.

В Лондоне, в залах Королевской академии искусств, также проходила выставка всемирно известной японской художницы, проживающей в Америке, Марико Мори. Экспозицию составили работы последних одиннадцати лет — фотографии, скульптура, рисунки, инсталляции. Идея и время проведения выставки изначально рассматривались как художественная рефлексия по поводу зимнего солнцестояния 2012 года, которое, как известно, пробудило множество спекуляций на тему конца света и новой эры согласно календарям майя. В своих работах художница использует совершенно противоположные эстетические языки, диапазон которых варьируется от традиционных чайных церемоний до японского журнала «Manga». Киберкультура, синтоизм, буддизм и самые брутальные аспекты науки и новых технологий также находят место в произведениях Марико Мори. Последнее время работы Мори инспирированы интересом к древним культурам, среди которых особое место занимает дземо́н в Японии (соответствующий западному мезолиту и неолиту — «эпоха веревочного орнамента»). Новые появляющиеся технологии и цифровые носители информации художник использует в качестве средств для воссоединения нас с окружающей средой. Такова работа «Tom Na H-iu II» (2006). Название произведения взято не из японского, а кельтского языка и означает круг из стоящих камней, напоминающий нам о Стоунхендже и садах дзен. В отношении технологии отметим, что Мори исследует эту область когда-то научной фантастики уже два десятилетия, то есть задолго до появления сенсорных панелей iPad. «Белая дыра» (2012) создает ощущение пребывания внутри живого организма, затягивая вас в своего рода утробу-комнату, освещенную небольшим шаром, плавающим за экраном — светящийся след новой звезды. Мори также известна как искусный мастер в таком материале, как прозрачный пластик — оргстекло, вариант акрилового стекла, напоминающего лунный камень, пример которого представлен на выставке в одном из залов академии. В другом зале работа «Кольцо» — огромный светящийся акриловый обруч, символ вечности. «Плоский камень» (2009) — инсталляция из керамической белой миндалевидной гальки крупного размера, разложенной вокруг акриловой дземонской вазы, стоящей на полу в пустой белой комнате. В своих инсталляциях Мори говорит о времени прошлом и будущем, о тенденциях, присущих одной культуре и в то же время характерных для многих — об «универсальном сознании». В галерее центра «Барбикан» до 3 марта внимание посетителей притягивала работа известной с 2005 года своими кинетическими и интерактивными инсталляциями студии «Andom international» (Stuart Wood, Florian Ortkrass and Hannes Koch), базирующейся в Лондоне. Данному проекту предшествовал эксперимент в Сarpenters workshop gallery (Париж) «До дождя» — выставка-исследование коллективного поведения. Как объясняют ее создатели, масса всего происходит с людьми без их осознания. Они приходят к каким-то заключениям и даже действуют осмысленно, не анализируя, почему именно так. Это одновременно является стимулом и предметом исследования нашей студии. Мы экспериментируем: пытаемся симулировать (создавать эффект естественного) природное. Один из прошлых проектов студии — инсталляция «Future self» («Будущее я»). Механизм, собранный вручную, состоит из 30 тысяч LED (светоизлучающих диодов), лампочек, проложенных внутри латунных стержней, устроенных таким образом, чтобы создать структуру, напоминающую прямоугольную призму. 3D-камеры записывают действия людей, проецируя светящийся образ, от чего создается ощущение эфемерного присутствия. Все проекты студии построены на идее взаимоотношения зрителя, посетителя с самой работой, в том числе «Self-portrait» («Автопортрет»). Концепция портрета в данном случае выполняет функцию сохранения памяти через буквальное «сотворение» образов зрителей, которые фиксируются как эфемерные изображения на чистые холсты огромных размеров. Изображение сканируется и затем медленно тает, исчезает. Эта мимолетность необходима для рефлексии на тему прошлого и настоящего. Последнюю выставку группы можно было увидеть в культурном центре «Барбикан» (Barbican Curve Gallery) «Rain Room» («Комната дождя»). Стены галереи затянуты черным, слышны звуки льющейся воды. Только в конце коридора перед вами обрушивается стена проливного дождя — ощущение устрашающее и манящее одновременно. Эффект дождя достигается постоянным мерцанием света, взаимодействием гидравлической системы, регуляторов давления и 3D-камер, все это и создает ощущение ливня, в котором нет ни капли воды. Инсталляция реагирует на ваше присутствие, движение, перемещение. Сопровождают данный проект выступления артистов современного балета (McGregor/Random Dance, музыка Max Richter). Кристиан Марклей (родился в Калифорнии в 1955-м) живет и работает в Лондоне и Нью-Йорке. Наиболее прославленная работа мастера — «Часы» (2010), ода времени и кинематографу, составленная из тысяч фрагментов широкого диапазона фильмов, образующая 24-часовое видео (Московские зрители могли увидеть эту работу в ЦСК «Гараж» в 2012 году). «The Clock» демонстрирует таких звезд, как Мэрилин Монро, Грегори Пек, Джимми Стюарт, Чарли Чаплин, Николь Кидман, и малоизвестных. «Часы» требуют постоянного редактирования согласно местному времени. Аудитория может использовать фрагмент фильмов, чтобы определить местное время, другие зрители могут следить за различными кинематографическими сюжетами. Работа была приобретена совместно National Gallery of Canada и the Museum of Fine Arts, Boston; а также Israel Museum, Pompidou Center и Tate Modern. На последующие годы показ произведения уже зарезервирован музеями и галереями. Часами толпы стоят в очереди в Лондоне, Нью-Йорке, Венеции, Лос-Анджелесе, Сиднее, Йокогаме, чтобы увидеть видео Марклея «Часы». Они приносят с собой спальные мешки и еду, готовясь к 24-часовому просмотру полной версии работы. В сентябре 2012 года ARTINFO назвал «The Clock» «самой икони-ческой художественной работой последних пяти лет», Марклая же — одним из десяти самых значительных художников современности (Newsweek’s 2011 и «Time 100», April 2012). В этом году в Лондоне Кристиан Марклей представляет произведение «Crossfire» («Перекрестный огонь», 2007) в Photographers’ Gallery как часть групповой выставки «Shoot! Existential Photography». Зритель оказывается в окружении четырех экранов, переносящих его в атмосферу визуального и акустического перекрестного огня. Система настроена на интересное метафорическое противопоставление стрельбы и фотосъемки. В конце выставки y посетителей есть уникальная возможность получить свои фотопортреты. 

ДИ №2/2013

20 апреля 2013
Поделиться: