×
Жанр vanitas в наши дни
Виктория Хан-Магомедова

Посольство королевства Нидерландов в Российской Федерации представило в Нижегородском Арсенале, а затем в ММОМА на тверском бульваре, 9 проект «Vanitas. Смыслы и символы в творчестве современных голландских художников». Кураторы выставки Cабина Оруджева и Лариса Бювальда предложили современную трактовку классического жанра. В наше время художники используют те же символы, что и нидерландские живописцы XVI–XVII веков, но переводят их на актуальный язык. 

В проекте приняли участие:

Лит Харинга, Мартин ван Карлсбек — инсталляция, скульптура, фотография;

Маргрит Смюлдерс, Ричард Кайпер, Эрвин Олаф — фотография;

Бук да Фриз — скульптура;

Персин Брурсен, Магрит Лукаш — видеоарт.

В XXI веке благодаря инновационным технологиям и экспериментам жанр vanitas переживает серьезные тематические и стилистические изменения, интерпретацию современной, переполненной апокалиптическими символами реальности. Постепенно одни художники стали трактовать этот жанр как призыв предаваться удовольствиям, жить сегодняшним днем, поскольку завтрашний может не наступить, другие выражали через него негативное видение жизни, ощущение абсурдности самого существования.

Любопытные примеры подобных интерпретаций темы vanitas с ориентацией на голландско-фламандскую традицию XVII века демонстрируются в ММОМА, на выставке «Vanitas. Смыслы и символы в современном искусстве» бельгийских и голландских художников.

Фотография принцессы Дианы с эмблемой «Мерседес-Бенц» в кровоточащей руке из серии сатирических монархических портретов «Королевская кровь» Эрвина Олафа (эта серия посвящена умерщвленным властителям) — одна из самых провока-тивных на выставке. Эмблема должна напомнить, что принцесса Диана и Доди Файед, погибшие 31 августа 1997 года, находились в машине этой марки, разбившейся в тоннеле в Париже.

На другой фотографии Олафа «Людвиг II» из той же серии последний король Баварии предстает в ослепительно белом френче верхом на белом коне. Только его окровавленное обезо-браженное ухо напоминает о теме Vanitas. Король Людвиг внес большой вклад в историю искусства и архитектуры, он заказывал архитекторам эксцентричные фантастические замки. Его тело было найдено в озере, предположительно его убили. На выставке есть фотография-обманка изображения Юлия Цезаря с вонзенным в спину кинжалом.

Представленные в экспозиции натюрморты Ричарда Кайпера с изображением ваз, бокалов, чашек с блюдцами, вилок, ножей… напоминают голландские натюрморты ХVII века, когда художники тщательно и искусно воспроизводили роскошные и обычные предметы. Однако при более пристальном рассмотрении обнаруживаешь, что у Кайпера все сделано из пластика: еда на тарелках, цветочные букеты, мышь посреди накрытого стола фальшивые, что, по идее художника, должно свидетельствовать о кратковременности жизни человека. Однако при этом бабочки и насекомые, в течение жизни трансформирующиеся, намекают на то, что есть еще надежда. Используемая Кайпером пластмасса демонстрирует нечто, не подверженное изменению и способное сохранять свою материальность несравненно дольше человека. Возможно, художник напоминает еще и о проблемах экологии.

Видеофильмы «Море спокойствия» Опа де Беека и «Бэмби» Лукаша и Брорсена демонстрируют, насколько успешно и изощренно голландские и бельгийские художники внедряют жанр vanitas в видеоарт.

Живущий в Брюсселе Ханс Оп де Беек работает в разных жанрах (скульптура, живопись, рисунок, фотография, видео), сотворяет и миниатюрные модели и инсталляции. Свои истории художник интерпретирует с позиций философии, но при этом акцентирует их драматичность, используя мотивы ТВ, шоу, фильмов и другие средства. В сюжетах Де Беека искусственные конструкции трактуются как реальные. В своих энвайрон-ментах он концентрируется на пространственно-временных проблемах и предлагает свою интерпретацию темы vanitas, основанную на идее абсурдности нашего существования. Он манипулирует двойственностью зеркальных образов теней, отражений, создавая эффект пограничного существования, пребывания на краю пропасти.

Наиболее эффектная его работа — «Море спокойствия». Это комбинация документального видео, постановочных съемок и энвайронментов в 3D. Ночь, нереальный круизный лайнер «Море спокойствия» — все таинственно и фантастично. Видеофильм задает сложные вопросы об отношениях реального и фиктивного, того, что мы видим и что хотели бы создать для себя, чтобы компенсировать свои неуверенность и слабость, но в результате это порождает меланхолию и отчаяние.

По-своему пересматривает традицию vanitas Маргрит Смюлдерс. Барочные формы в ее работах передают плотность материи и ее недолговечность. Смюлдерс создает полнокровные в полном смысле этого слова композиции из цветов, фруктов, они словно подсвечены красным светом, будто материализовавшиеся из мучительных сновидений. Окраска цветов настолько насыщенна, что возникает предположение, что цветы истекают красным, превращаясь в лужу. Эти образы, более чувственные, чем у голландских предшественников, но и они рождают мысли о быстротечности жизни: увядшие цветы, опавшие стебли. На выставке даже есть работа Смюлдерс «Съешь и выпей меня», почти вакханальная экстравагантность названия сочетается с сюрреалистической образностью, подобной «Алисе в Стране чудес». Опьяняющие, возбуждающие, преизбыточные образы говорят о скоротечности жизни.

О бренности власти диктаторов, вероятно, должна напоминать скульптура «Мао» Бауке де Фриза. Работая реставратором керамики, художник часто спасает выброшенные вещи, очищает и создает остроумные композиции-реконструкции, помещая их в стеклянные коробки. Странная скульптура «Мао» в длинном колпаке из черепов — напоминание о жестокости диктатора. Такая интерпретация темы vanitas, как предостережение всем диктаторам, что дом их из стекла и что они смертны.

В фильме «Бэмби» Лукаш и Брорсен обратились к мультфильму «Бэмби» (1942) Уолта Диснея с антропоморфными животными и девственной природой. Единственным врагом этому гармоничному миру был человек. Дисней в фильме стремился показать, что природе угрожают цивилизация и технология. Примечательно, что в романе «Бэмби: жизнь в лесах» (1924) австрийца Ф. Салтена природа и человеческое общество предстают как мрачная реальность, где царят насилие, соперничество и смерть.

Лукаш и Брорсен заимствуют у Диснея ландшафт — фильм состоит из тщательно сконструированных пейзажей с применением спецтехнологий, создающих у зрителей ощущение интим-ности и приватности, которое усиливает саундтрек. Реальные фотографии с помощью движения камеры дают обширную панораму — появляются то идиллические леса, то жутковатые зимние равнины. Лукаш и Броснан воссоздали модель диснеевского энвайронмента, но эта «другая реальность» выглядит угрожающей и страшной.

Самая загадочная работа на выставке — «Без названия» Лиет Херинга и Маартена ван Калсбеека. Свисающий с потолка объект кажется очень хрупким, сделанным из кусочков фарфора или цветного стекла. Но это иллюзия: художники использовали смешанную технику (керамика, резина, сталь, одежда, жидкая синтетическая смальта, искусственные цветы), композиция создана из найденных и обработанных материалов и фотографий. Зарубежные критики усматривают проявление языка абстрактного экспрессионизма, но трехмерная реализация идей делает такое определение спорным. Художники действительно используют в своей творческой практике элемент случайности, исследуют синтетические и органические материалы, смешивают их. Но какими бы современными ни казались их работы, в них все же ощущается связь со старой традицией и декоративным искусством XVII века. Круг замкнулся или уже разомкнулся?

Mежду тем

Vanitas (суета сует) — весьма эффектный старинный жанр живописи. На картинах изображались черепа, предметы, имеющие символическое значение, оставленные кем-то остатки еды, увядшие цветы, все для того, чтобы заставить зрителя задуматься о скоротечности жизни. Это интригующий, мрачный, впечатляющий жанр достиг расцвета в XVII веке в Голландии, Фландрии и Франции и стал основным среди многих художественных течений конца ХIХ — начала ХХ века. Например, экспериментировали с натюрмортами vanitas кубисты, футуристы, отказавшиеся от реалистического изображения предметов, искавшие новые пространственно-временные соотношения.

«Vanitas» ведет свое начало от таинственных рисунков цветов и черепов, которые многие портретисты изображали на оборотной стороне холста. Согласно суевериям художник, изображающий человека, крадет его душу. Многие и в наше время верят, что портрет обладает магической силой. Чтобы уберечь изображенного человека от злых сил, художники писали на обратной стороне картины череп и цветок, как бы пытаясь обмануть судьбу. В XVI веке с распространением натюрморта подобные сюжеты вышли из тени портретов и зажили своей жизнью.

ДИ №1/2013

24 февраля 2013
Поделиться: