Легкая, беззаботная, излучающая свет, такой Норма Джин запомнилась своим поклонникам, число которых не уменьшается, несмотря на 50 лет, прошедшие со дня ее смерти. Силу магнетизма Мэрилин испытали на себе участники выставки в мемориальном музее-мастерской С.Т. Коненкова «11 Монро» молодого фотографа Елены Важениной. В отличие от словно выпорхнувшей из пузырьков шампанского блондинки Мэрилин, чья жизнь казалась полной удовольствий и роскоши, у брюнетки Нормы не было недостатка в проблемах (никогда не интересовавшийся ею отец, мать-алкоголичка, скитание по приютам). «Убегай, если хочешь, чтобы тебя любили», — говорила Мэрилин. Та, чью любовь в детстве постоянно обманывали, научилась не давать повода разлюбить себя, ведь невозможно разочаровать поклонников, если ты самая сладкая фантазия Голливуда.
|
Гламурный фотопроект Елены Важениной об очаровании этого «побега в мечту», о наших современниках, для которых игра в Мэрилин так же притягательна, как и для американцев 1950-х, часами простаивавших в очередях в кинотеатр, чтобы увидеть, как их звезда вновь и вновь пробуждает самые приятные иллюзии. Образ Мэрилин действует, как хорошая реклама. Каким бы ни был сюжет, с первой минуты хочется обладать рекламируемым «товаром», ведь продается не что иное, как счастье, причем цена не так уж и высока — достаточно купить краску для волос, алую помаду... и ты уже чувствуешь себя там, по ту сторону экранной сказки.
«Спустя десять минут каждый участник превращался в настоящую Монро! Первое, что они произносили: "Это не я!" Люди становились нежными, трепещущими, подмигивали, отправляли воздушные поцелуи, напевали песенки. После съемки рассказывали о кукле Монро, которая до сих пор у них хранится, кто-то использует прищур Мэрилин в жизни, чтобы привлечь внимание, другие чувствовали грусть и одиночество Монро», — рассказывает Елена Важенина, — Я увлеклась не ее творчеством, скорее ею самой как личностью, которая похожа на меня и на любого из нас».
Все одиннадцать участников проекта практически анонимны, художница сообщает нам только их имена, никаких подробностей — ни профессии, ни других биографических данных. Эта анонимность — обязательное условие, на экране или в объективе фотокамеры существует только Мэрилин. Для того чтобы она возникла, мы должны исчезнуть, как это сделала когда-то Норма. Любая сказка, мечта живет за счет нас и наших желаний, она воплощается, когда мы растворяемся в ней, даем ей место в своей жизни, сами уходя за кулисы. И в этом мы неотличимы от зрителей, которые аплодируют самой возможности преображения.
ДИ №1/2013