19 сентября в Московском музее современного искусства прошел круглый стол «Вопросы учета и хранения произведений современного искусства», в задачи которого входило определение круга проблем, связанных с включением в основной музейный фонд различных форм современного искусства и обозначение путей их решения.
Сергей Шеховцов. КИНОТЕАТР. 2008. Инсталляция, смешанная техника
|
В круглом столе приняли участие специалисты ведущих музеев России: Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея, саратовского музея им. А.Н. Радищева, Мультимедиа Арт Музея, Государственного центра современного искусства, Московского музея современного искусства и ряда других, а также представители Музейного фонда Министерства культуры РФ, искусствоведы и представители художественных галерей и фондов.
С внедрением в процесс создания произведений новых технологий и перформативных практик традиционные методы консервации и хранения, описания и учета не всегда оказываются применимы. Специфика материалов и техник современного искусства требует новых подходов к хранению и учету — важнейшей работы при формировании коллекций современного искусства. Прошедшее совместное обсуждение связано с поготовкой нового документа «единые правила по учету и хранению». Как отметила, обращаясь к участникам круглого стола, заместитель директора Московского музея современного искусства М.В. Попова, решение ряда проблем, связанных с учетом и хранением произведений современного искусства в рамках «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей», в одиночку музеям не под силу. начальник отдела Музейного фонда Российской Федерации В.Н. Фомин предложил подключить профессионалов-практиков, непосредственно работающих с произведениями современного искусства в музеях, к формированию единых правил.
В процессе выработки новых подходов важна роль конвенции между всеми заинтересованными сторонами — проверяющими инстанциями, директорами музеев, музейными хранителями, юристами, реставраторами и художниками, отметил художественный руководитель ГЦСИ Л.А. Бажанов. «Устарела не только инструкция, но стареет ежегодно, если не ежедневно, реальная практика хранения произведений современного искусства, поскольку сами произведения изменяют свои характер, специфику, физическое качество». И требуются новые приемы для хранения, реставрации, описания этих произведений.
В собрании Московского музея современного искусства, как и в ряде других музеев, находятся произведения, выполненные с использованием современных материалов и техник. Часто это недолговечные материалы, нередко произведения содержат предметы утилитарного назначения, промышленного производства, подверженные быстрому старению, деструктуризации, саморазрушению. Ни музеи, ни реставрационные центры еще не имели возможности провести исследования, как долго эти произведения могут просуществовать в изначальном виде, как их следует хранить. Хотя в ряде случаев срок жизни материала уже известен и часто не превышает 30 лет. По словам главного хранителя Е.В. Насоновой, «любому музею при выборе стратегии сохранения произведения необходимо учитывать индивидуальные особенности экспонирования каждого произведения и особенности его воспроизведения впоследствии. То есть важно определить, какие аспекты произведения могут быть изменены, не затрагивая его качества, а какие должны сохраняться неизменными». Музей может, например, получить от автора только описание работы в ее оригинальном воплощении, авторскую идею и информацию о возможности воспроизведения работы в будущем. Это влечет за собой необходимость регулирования возникающих в этом случае вопросов авторского права.
Хранитель отдела новейших течений Государственного русского музея В.Н. Беляева в своем видеодокладе поделилась двадцатилетним опытом работы с современным искусством, показав на примерах, что существует ряд необходимых условий для хранения произведений из новых материалов, но некоторые из них обречены на постепенное умирание, пока нет возможности этот процесс остановить. «Перечень нетрадиционных для произведений искусства материалов весьма разнообразен: резина и перья птиц, поролон и необожженная глина, разнообразные пластмассы и шинельное сукно, светодиодные лампы и фанера, пыль и нефть. Особую группу составляют экспонаты на электронных носителях. Своей главной задачей отдел новейших течений видит анализ современного художественного процесса и своевременный отбор знаковых произведений, и задачей хранителя — создание условий, чтобы экспонат мог прожить в музее максимально долгий срок».
Заместитель главного хранителя Государственного центра современного искусства н. Приходько привела примеры работы с печатными произведениями, выполненными на основе изображений, созданных на компьютере. В этом случае в коллекцию передаются электронные файлы. «такой подход может быть применен, например, к коллекции фотографий, когда художник передает музею электронные видеофайлы, а также права на определенный тираж. Соответственно если в какой-то момент их сохранность требует реставрации, то теоретически музей может использовать оригинальный файл, вновь напечатать работы, сохраняя оговоренный тираж». Произведение концептуального искусства может и не представлять собой материальный объект. Его проявление заключено в акции и ее документации. «Поэтому в коллекциях часто фотодокументация и видеодокументация подменяют собой произведение. Такое произведение проходит научную обработку, учитывается и хранится как авторское, будучи в то же время “вторичной продукцией”.
Тенденция к дематериализации “объекта” современного искусства наблюдается повсеместно, и музеи вынуждены использовать новые способы работы с таким условным материалом. Некогда сохранность материала гарантировала сохранность авторского замысла, в произведении современного искусства материал уже не играет такой значительной роли». Заместитель заведующего отделом современного искусства государственного Эрмитажа Е. Лопаткина рассказала о результатах трехлетней совместной программы музеев европейских стран «Inside the installation» (2006–2009). По условиям программы в качестве объекта изучения была выбрана инсталляция как «сложный пространственный объект».
В результате к традиционным описаниям музейного предмета добавляются такие категории, как инструкция по сборке, сменные части и расходные материалы, список сопроводительного оборудования, особенности эксплуатации и экспонирования.
В российской музейной практике к столь подробному описанию должен быть адаптирован научный паспорт, для которого предстоит утвердить внутримузейную форму учетной деятельности. Отдел современного искусства Государственного Эрмитажа на данный момент занимается подготовкй предложений по форме научного паспорта для сложносоставных произведений.
В Московском музее современного искусства проведена работа по формированию новых стратегий описания в базе данных «камис-2000». В докладе научного сотрудника-хранителя ммома А.Л. Чукиной отмечалось, что хранитель часто сталкивается с неразработанностью методики описания произведений из новых материалов с применением современных технологий, а научно-методическая литература не затрагивает этих особенностей. На сегодняшний день при возрастающем количестве выставок, а также масштабных биеннале и фестивалей, способствующих распространению и популяризации новых форм в искусстве, увеличивается число коллекций современного искусства не только в крупных, но и региональных музеях. Доклад старшего научного сотрудника фонда искусства новых форм и технологий Московского музея современного искусства Д.О. Краузе наглядно продемонстрировал, что мы находимся в начале процесса формирования новых представлений о предмете искусства и способах его анализа и хранения. Исследуя тенденции Биеннале молодого искусства, в частности, так называемую культуру участия (когда произведение заключается в вовлечении зрителя в некий процесс), Краузе отмечает: «несмотря на то что для зрителя подобные события стали уже сравнительно привычны, музейное бытование таких произведений по-прежнему сопряжено с рядом сложностей». Обсуждение на круглом столе показало, что проблемы, с которыми сталкиваются музеи при работе с произведениями современного искусства, и вопросы, возникающие у хранителей, во многом схожи. Основная проблема — отсутствие признанных категориальных понятий и нормализованной лексики для описания и музейной систематизации произведений современного искусства.
Для региональных музеев вопрос стоит шире. Зачастую они избегают комплектования своих фондов произведениями современного искусства из-за отсутствия инструкции по их учету и хранению. Об этом и свидетельствовал, в частности, доклад заведующей сектором новейших течений Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева Н. Коптель.
Объем возникающих проблем, начиная с вопроса детерминации самого объекта современного искусства, который музей призван учитывать, хранить, описывать, демонстрировать публике и предъявлять контролирующим инстанциям, настолько обширен, что участники круглого стола пришли к выводу о целесообразности регулярного проведения таких обсуждений или семинаров.
ДИ №1/2013