×
Ракурс-3. 1989. Призывы «новых».

«Ракурс 3» был посвящен работам ленинградских «новых художников» или «новых диких». Редакция «ДИ СССР» старалась представить это движение не только живописными работами, но как всегда и текстами самих художников, и их интерпретаторов, и истолкователей… собирая эти материалы в мастерских отселенных «капитальных» домов, в «логове» диких — квартале, где находится их музыкально-художественный клуб HЧВЧ (низкие частоты — высокие частоты), редакция еще раз убедились в правильности определения, данного Н. Тамручи: «Ленинградские новые художники» в основном дилетанты, но это тот дилетантизм, который не знает о своей ущербности… Они заново открывают для себя традиции, не отягощая себя культурой, — так, словно до того никто к этим традициям не прикасался, — и с той же легкостью осваивают новые пространства культуры, куда еще не вступили профессионалы» («Искусство». 1988. № 10. с. 24).

Магистральная линия искусства ХХ века — это путь в широкие массы. По этому большаку семимильными шагами продвигается сейчас советское искусство, но дело в том, что искусство в своих наиболее авангардных проявлениях намного отстает от авангардного быта масс. Органически удовлетворить повседневную потребность масс в искусстве — задача современных художников.

Андрей Хлобыстин

 

Призывы «Новых»

1. Борись за повышение творческой продуктивности

2. Научись экономно использовать изобразительные средства, красочные материалы, изобразительный инструмент

3. Неустанно повышай качество цвета

7. Помни, что только красивое достойно заслуживания внимания

8. сумей всякий раз, начиная работу, сосредоточить на кончике пастели, кисти, фломастера и пр. все свои лучшие личностные, гражданские, поэтические качества

9. Будь смелым, правдивым, добросовестным, честным и искренним

11. Oбязательно найди время для всестороннего изучения линейной перспективы в творчестве старых мастеров

12. Зритель — твой друг, товарищ и брат

14. Идею будущих произведений вынашивать не следует и думать о ней не рекомендуется

15. Во время работы степень углубления мыслей вглубь сознания должна быть доведена до уровня разорванности ассоциаций

16. Доведя состояние разорванности ассоциаций до максимально возможного уровня, сохрани при этом целостность творческого лица

21. Будь благоразумен: входя в картину, выходи из нее тотчас после окончания сеанса

22. Даже агонизируя — анализируй

24. Не забывай, что в Азии, Африке, латинской Америке, Чукотке и пр. регионах тоже есть художники

25. Утвердившись в мысли, что творческой мастерской у тебя никогда не будет, приспособь для занятий живописью квартиру родственника, друга, подруги, подвал, чердак, пр. подсобное помещение, а также естественное природное укрытие

26. Подпись с фамилией портретируемого, поставленная под портретом, увеличивает сходство примерно в семь раз

29. Очисть свой мозг от всякого грязного, как если бы это была грязная обувь, ибо искусство есть крыльцо во дворце понимания сути вещей

30. Найдя в зрителе соучастника, склоняй его к мысли, что ты всегда прав

35. Противозаконных творческих актов нет, и тем более противоестественных

Искусству принадлежит все.

В. Окиничев, Г. Брониславский

О кинотворчестве Олега Ктельникова (Идеологографический анализ)

Были времена, когда самым диким в Ленинграде считался Борис Кошелохов. его работы нехотя брали даже на подпольные выставки. теперь он патриарх, а место «дичайшего» заняли Олег котельников и Инал Савченков. созданная Тимуром Новиковым в 1982 году группа «Новые художники» свела их с живописцем Вадимом Овчинниковым. Очерки о них — начало портретной галереи ленинградского неофициального искусства.

1. Олег Котельников — живописец и график. Олег Котельников снимает кинокартины.

2. Значительность кинокартин Олега Котельникова в их бесспорной правильности и красоте. Олег Котельников рисует на кинопленке различные предметы. Это красные, синие, зеленые, желтые и другие предметы.

3. Соприкосновение руки художника с материалом всегда индивидуально. Бег кинопленки, движение аппарата придают демонстрации произведений Олега Котельникова оттенок объективизации материи, ее разоблачения. Кинотворчество Олега Котельникова преследует цель демистификации на любом из известных уровней культуры — начиная от техники исполнения, кончая процессом проекции, когда освещенный экран обнаруживает в фактуре штриха нечто невиданное в момент создания.

4. Снятие иллюзий индивидуальной фактуры в киноработах Олега Котельникова осуществляется в пользу более объемных пространств, имеющих под собой тенденцию единого мирового пространства.

5. Нам близок и понятен идейный посыл Олега Котельникова, стремящегося объединить условные фрагменты шифра в один безусловный шифр (так ряд терминов, записанных в произвольном порядке и подчиненных лишь грамматике, способен составить содержание).

6. Вместе с тем мы признаем за кинотворчеством Олега Котельникова определенного рода зависимость от степени познанности и употребимости эмблем коллективного бытия. Саморежиссура неодушевленной материи, встречающаяся в творчестве Олега Котельникова, в этом смысле составляет альтернативу такому бытию.

7. Олег Котельников творит на стыке стадности и одиночества, в позиции Аполлона, созерцающего дионисии, ибо кинематографическая технология Олега Котельникова предусматривает ручной труд, уникальность тиражируемого клише.

8. Мы могли бы сравнить киноработы Олега Котельникова с книгой, набранной шрифтом, в котором каждый звук при повторении изображается новой буквой.

9. Читать такую книгу невозможно. Восхищаться ею необходимо.

10. Однако мы полагаем восхищение от текста куда более емким эстетическим и идеологическим впечатлением.

11. Фонетика художественного сообщения кинопроизведений Олега Котельникова делает очевидным их принадлежность к течению, которое мы называем «оппаньки-арт»*, подразумевая стилевой синтез оптического искусства и языковой мифологии митьков. Мы находим в кинотворчестве Олега Котельникова генезис русской обманки, трансформированной с учетом новой технократической эстетики, отголоски кинетического искусства и абстрактного экспрессионизма Джексона Поллока.

12. Кинематограф Олега Котельникова подвергается идеолографическому анализу, а значит, может быть рекомендован к показу в самой широкой аудитории.

Ольга Лепесткова

*«Оппаньки!» — описание поразившего митька действия. Само действие не называется прямо, но слушатель без труда поймет, если уж не совсем тупой, что именно имеется в виду, например: «Наливаю я себе полный стакан “Земфиры”, а Флореныч, гад, оппаньки его». — Шинкарев В. Митьки // Родник. 1988. № 8. С. 29; О митьках см. «Ракурс-2», ДИ СССР. 1989; ДИ (Диалог искусств). № 5. 2012 .— (Ред.)

Борис Кошелохов — значащая фигура в движении «новых». это он сказал: «“Новые” — мои дети», хотя не все дети приняли это с удовольствием. Зато он предложил им три универсальных принципа: «Работать, работать и работать… Все художники, но не все об этом догадываются… пишем душу — на чем угодно и чем угодно…» — которым привержены в Ленинграде многие, в том числе художник Алексей Козин.

Довольно яркая фигурка Бори, его космы, развевающиеся под невским ветром, запомнились в городе Ленина многим. Хуже обстоит с кунстпродукцией мастера, но несколько знатоков всегда вам скажут: «Боря — талант!» Попробуем выяснить статус-кво вышеназванного художника, а также разобраться в дебрях его косматой души. Боря решил стать художником, увидев на панели сделанный пятилетним мальчиком рисунок гениталий. До того момента он работал шофером. Сейчас, став «художником», он работает грузчиком. Любимый живописец — Брюллов. Любимый композитор — Ионеско. «В творчестве Ионески я нахожу брутальные соответствия моим вербальным замыслам», — говорит Боря, художественно помахивая рукой.

Жизнь не щадила Борю. Эмигрировав в середине семидесятых годов из СССР к жене, Боря снова вернулся на родину. Этот шаг с восторгом приняли средства массовой информации, сделав Борю игрушкой в своих руках. Но Боря стойко перенес поражение. Он начал работать, работать и работать. Осваивая залитые водой подвалы и каморки с дюймовыми тараканами, он продолжал создавать свои великолепные картины.

Хороший ли Боря художник? Вопрос этот так или иначе начинает волновать любого, кому он перебегает дорогу. Конечно, хороший, отвечу я.

Алексей Козин

Африка вернулся!

Африка. Он же Сергей Анатольевич Бугаев. 22 года. Место рождения — Новороссийск. Снимался в кино («АССА»), выступал на сцене, занимался живописью… Да, пожалуй, живописью. Истинная поп-звезда, он вызывает не только любовь. Издающийся в Ленинграде «самодеятельный» рок-журнал «РИО» удостоил его титула «самой неприятной личности 1986 года» (РИО, 1987, январь, № 5). Вместе с «Попмеханикой» С. Курехина недавно побывал на гастролях в Швеции и Западном Берлине.

Африка, а какое пристанище выбрали для себя берлинские художники?

А. «Парис-бар», куда привел нас Райнер Феттинг. Мы познакомились с ним на вернисаже. Там сидели все те люди, которые вошли в историю искусства как «новые дикие»: Шевалье, Хюдигер… И если близко познакомились мы не со всеми, то руку, во всяком случае, пожали каждому. Один раз мы видели Пенка в выставочном зале Гропиус-Бау. Он старше прочих «диких» и держится в стороне. Маленький человек с большой черной бородой и спутницей, которая в два раза выше его.

Правда ли Феттинг написал твой портрет?

А. Как ни странно — да. И не один, а целую серию, которую собирается представить на выставке портрета. Нам сказали, что для него необычно так быстро входить в контакт с новыми людьми. Слишком много народу достает, ходит к нему, чего-то добивается, непонятно только чего. Феттинг повез нас показывать те места, где начинали «новые дикие», а жили они в заброшенных домах, совсем как наши художники из клуба НЧВЧ. И вообще, многое напоминало о Ленинграде. Искусство — единственная область, в которой между нами почти не существует разрыва во времени. «Дикие» начинали в семьдесят седьмом году, тогда же, когда у нас появился Кошелохов со своей группой «Летопись».

А художников-эмигрантов вы встречали?

А. Мы встретили Никиту Алексеева, который сейчас выставляется с двумя немцами. Мне понравилась мысль, высказанная некоторыми эмигрантами: что они находятся в длительной вынужденной командировке. Но что касается русских в Берлине, то там хватало наших московских друзей: Свен Гундлах, Иосиф Бакштейн, Анатолий Васильев со своим замечательным театром. На вернисаже мы познакомились с Андреем Битовым, завершающим в Берлине путешествие вокруг Земли. Ну и конечно, там была «Поп-механика» Сергея Курехина.

Мы выступали в гигантском шапито под названием «Темподром». Он принадлежит девушке, получившей в наследство полмиллиона и развернувшей гигантский детский городок. Весь день перед концертом вокруг нас бродили, приплясывали и присвистывали дети и их преподаватели в странных костюмах.

Мы очень волновались перед концертом, так как после нас должны были играть «Разрушающиеся новостройки». Но публике мы пришлись по душе: минут сорок нас вызывали на бис, хотя было уже за полночь. Впрочем, «Новостройки» играли до трех, и это совершенно в порядке рока, нового искусства.

На сцене одновременно находилось в два раза больше музыкантов, чем в Стокгольме, и уж больно колоритны они все были. Например, в концерте участвовал американец — певец Дэвид Мосс. Он появился за час до начала, не зная, что будет петь. И уже через два часа мы, перекрывая друг от друга, вопили на сцене: он своим высоким голосом что-то о Нью-Йорке, а я — что-то о Ленинграде. «Поп-механика» устраняет все национальные различия: на сцене были австралийцы, американцы, англичане, немцы, мы. А что касается инструментов, то мы играли на австралийских аборигенских культовых дудках. Шаман, вступающий на свою стезю, уходит в пустыню и выдалбливает такую трубу из целого, нестройного, заметьте, дерева. А потом долго добивается звука, от которого содрогалось бы тело. Я очень долго дул, и наступил момент, когда уже не понимал, кто на ком играет. Это был настоящий Звук.

Оставалось ли у вас время на посещение выставок?

А. Мы видели замечательные выставки Лучано Кастелли, Си Туомбли, Ричарда Серра. Выставка Уорхола открылась, как ни странно, в небольшой галерее на пятом этаже дома, и не думаю, что это способствовало ее популярности. Не одна-две выставки, на которые все и бегут, а только в центре города — штук пятьдесят. В зале Гропиус-Бау — полная реконструкция двадцати важнейших выставок двадцатого века: «Голубого всадника», выставки дада, «Искусства вырождения», «Документа-2». Даже интерьер воспроизведен максимально точно. Но все это фигня по сравнению с зайцами.

Какими зайцами?

А. Когда мы вышли из Гропиус-Бау, из-под нашей машины выскочило и пустилось в бегство животное, которое я принял за белку. Я погнался за ней, а она оказалась огромным, весьма неохотно убегавшим зайцем. Впрочем, он бежал все-таки быстрее, чем человек, сломавший ногу на концерте в Швеции, и я его не догнал. У нас даже в лесу зайца не встретишь, а весь Берлин буквально усыпан ими. Наш гид объяснил, что если в четыре часа утра сесть на скамейку в парке, тебя окружит толпа зайцев, которые будут бить в барабаны. Я очень хотел проверить, так ли это, но проснуться в четыре не мог при всем желании, потому что ложился в пять.

Алексей Козин

Творческие творения творящего творца, или Реальный реализм

Все мои знакомые носители так называемого нового искусства — злобные и агрессивные шизофреники. Это вполне понятно: злобные и агрессивные они из-за трудностей общения с «неврубчивыми» людьми, отличающимися стереотипным мышлением, а шизофреники поневоле, поскольку, как известно, все новое искусство создают исключительно психи. Но в своем кругу они впадают в радостное благодушие и взаимопонимание. Восхищает удивительно любовное и деликатное отношение друг к другу, общение по принципу «кукушка и петушки».

Взять, к примеру, «новых художников». Они совершенно дремучие люди, почти неграмотные, книг не читают, в филармонию не ходят, в театр оперы и балета им. С.М. Кирова тоже. Только и делают, что выпивают, закуривают, ругаются и дерутся.

Другое дело — Инал Савченков. Он хотя и водится с «новыми», даже сам «новый», но большей частью бывает кроткий и приветливый. На чужих людей не кидается, пить-курить бросил. Тоже гений и лучший художник в мире. Рисует большие и правильные картины, но, к сожалению, без рам. На рамы нет денег, так как он бедно живет. Власти от щедрот выделили ему вполне трущобные помещения, чтобы он творил. А там, на голове друг у друга, творят еще всякие разные живописцы. Придешь туда — темно, грязно, из всех щелей, как тараканы, художники выползают, да все «новые». Инал там же на полу и спит. Есть ему нечего. Однажды накормили супом, так он потом долго вспоминал и радовался. Однажды сходил в кино, так фильм произвел на него неизгладимое впечатление.

Инал — очень творческий творец. В своих творениях он далек от худосочного интеллектуализма сюриков. Напротив, он обеими ногами крепко стоит на земле. У него на картинах сплошь злобные и агрессивные шизофреники. Все на кого-то охотятся либо ругаются. Цвета у него локальные, композиции лаконичные. Это верно. Если «подрубиться» к его картинам, то круто приедешь, поскольку они пропорционально своей силе воздействуют на всякую соприкасающуюся с ними чувствительную субстанцию. Там все про нашу жизнь.

Елена Ваулина.

ДИ №1/2013

24 февраля 2013
Поделиться: