Выставка «Москва и москвичи» Андрея Есионова прошла в залах Российской академии художеств.
|
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы.
М. Цветаева
Крупные акварели Андрея Есионова («Часовня на Арбатской площади», «Покровка»…) пленяют прозрачностью, свежестью и умением художника передать красоту, своеобразие столицы, ее жизнь в разных проявлениях. Все же кажется, что московская тема для него не столько исторический или пленэрный мотив, сколько визуальное воплощение собственной жизни в искусстве. И техника акварели выбрана не случайно, а как наиболее соответствующая этой задаче. Благодаря ей городская тема и биографическая интонация обретают камерное, интимное, трепетное звучание.
Способность акварели жить своей жизнью придает ей особую магию. Как только краски наносят на поверхность бумаги, они быстро распространяются по ней и сразу высыхают, образуя пятна, потеки неконтролируемой конфигурации. И внести исправления уже невозможно. Независимо от того, оперативно или медленно вы действуете, акварель требует стабильности, плохо реагирует на нервозность и своеволие художника. Эта летучая подвижность отличает ее от живописи маслом, акрилом или гуашью. Прозрачная, но цветонос-ная акварель словно предназначена для живописания чего-то хрупкого, легкого, исчезающего: мерцания воды, струй дождя, отражений предметов, неба или чего-то едва видимого вдали. Об этом свидетельствуют акварели Тернера.
Есть мнение, что акварель обладает своей «поэтической материей», особым симбиозом бумаги и краски, субстанцией, не существующей в реальности, но и не являющейся фикцией. Так этот эфемерный мир возникает в акварельных изображениях во всем богатстве иллюзорных эффектов в пейзажах Тернера, Гертина, Д.Ж. Котмана. Эту «поэтическую материю» можно найти и у выдающихся акварелистов ХХ века.
К городскому пейзажу обращались художники разных эпох. Однако именно импрессионисты первыми начали живописать город не как извращенную природу, а подчеркивая его специфическую красоту и органичность. Достаточно вспомнить полные блеска и трепета городские пейзажи Моне и Писсарро, в которых прочитывается лихорадочный пульс города.
Как правило, акварельный городской пейзаж создается на натуре, а это требует от художника высокой пластической культуры, хорошо развитого композиционного мышления.
«Утро на Маросейке», «На Покровке»… Андрей Есионов выбрал жанр акварельного городского пейзажа для своей серии «Москва и москвичи». В созданных в 2012 году крупных акварелях он изображает знакомые улицы, площади, перекрестки, здания, но находит такую точку зрения, ракурсы, манеру письма, когда привычное предстает в необычном свете, раскрывается с неожиданной стороны, проявляясь в очень личностной интерпретации художника, человека пронзительно чуткого к взаимосвязям видимого и ощущаемого.
Художника интересует энергия мегополиса в сочетании с жизненной энергией людей и собственной эмоциональной жизнью. Он не слишком погружается в историческое время, не приглашает зрителя изучать исторические слои города или любоваться архитектурными изысками. В его московских акварелях органично сосуществуют разные по времени и стилю городские застройки. Все это детали жилой среды, в которой течет жизнь современного человека. Художника больше интересуют интонация и ритм современной жизни столицы.
Есионов опирается на традиции классической акварельной техники, предпочитает технику «по-сырому», когда нанесенные на предварительно смоченный лист краски растекаются, проникают друг в друга. Уверенное владение техникой позволяет ему чувствовать ритм красочных разливов, сразу создавать композицию, управлять распределением теней на зданиях, на земле. Иногда художник меняет акценты реального пейзажа и выделяет второстепенные в городской среде детали, привлекшие внимание своей эмоциональной окрашенностью («Переход к Новинскому бульвару»).
Отдельные сюжетные и жанровые категории у Есионова четко объединены некой художественной подосновой, дающей им дыхание и жизнь — поэзией города, показанной без преувеличений, нарочитости и органичной эмоциональной жизни отдельного человека. Художник нашел свою модель пейзажа, он обостряет чувствительность зрителя к важным для него деталям, акцентирует подвижность городской атмосферы, и это придает его пейзажам особую трепетность, интимность, эмоциональность. Поэтому они так захватывают («Жилой дом. Покровка»).
Иногда в его пейзажах происходят таинственные трансформации, порой кажется, что влажная дорога вдруг превращается в бездонное озеро, в котором отражаются облака («Сверчков переулок»), возможно, так художник передает ностальгию городского жителя по природе, акцентирует сходство городского и природного ландшафтов. Художник разрабатывает свой жанр городского пейзажа, в котором соединяются элементы архитектурного и лирического пейзажа и органично присутствуют жанровые и природные мотивы. «Дух места», гений города находит своеобразное воплощение в пейзажном мотиве, изображении строений, человеческих фигур.
В серии акварелий «Москва и москвичи» Есионов передал поэзию, присущую столице, без всяких декоративных прикрас. Это взгляд на город современного человека без иронии, без грусти, идеализации, но и без скептицизма. В этом есть личная авторская сопричастность жизни этого города, способность сопереживать с горожанами противоречия мегаполиса. Автор находит разные способы проявления лирической атмосферы в московской жизни, иногда придает образу города некоторую театрализованность, что еще более усиливает московский колорит его пейзажей.
Есионов воспринимает город масштабно, в широком диапазоне его проявлений, состояний, настроения. В своих листах, чутко схватывая скрытое присутствие природы в городе, свет, преломленный в прорывах здание, богатые цветовые рефлексы, акцентируя все это продуманными композиционными решениями и разной интенсивностью прозрачных красок. Это позволяет художнику передать насыщенную субстанцию городского воздуха. Мягкая и сильная поверхность акварельных листов делает их вибрирующими.
Работы Есионова порождают атмосферу высокой поэзии, в которой общее, личное, природное, интимное, сиюминутное и протяженное время — все увязано интонацией светлой и пронзительной поэзии. Особенно впечатляют листы, в которых художник стремится пластическими средствами передать диалог между культурным и природным окружением, коллизии между средой и человеком. Он любуется тем, как здания взаимодействуют с небом и городским ландшафтами («Желтый дом. Покровка», «Москва-Сити»), и все это материализуется в очень живописно выразительных акварельных листах.
«Мое искреннее желание — создавать работы, воздействующие на воображение зрителей, побуждая их находить свою связь с жизнью в любом месте, в котором они окажутся, чтобы они смогли открыть для себя удивительную красоту столицы во всем своеобразии ее архитектурных стилей, неповторимом обаянии улиц, площадей, переулков, домов», — говорит художник.
В работах ощущается, что художник нашел и свою тему, и свою технику. Он влюблен в Москву, страстно увлечен акварелью, постиг глубинные тайны этой техники и пребывает в постоянном поиске новых идей, впечатлений, ощущений.
ДИ №1/2013