×
Неизвестная героиня
Леся Мята

«South London Gallery» и «Calvert 22» представили в Лондоне персональную выставку хорватской художницы Сани Ивекович. Ее смелые работы в области видео, коллажа, перформанса и инсталляции исследуют темы женской идентичности, потребления и исторической амнезии. Именно они принесли ей признание критиков, участие в последней «Документе-13», а также масштабные ретроспективные выставки в MoMA в Нью-Йорке и Mudam в Люксембурге. 

Выставка «Неизвестная героиня» (куратор Лина Дзюверович) проходит сразу в двух пространствах и дает возможность лондонской аудитории увидеть работы художницы, созданные в эпоху политических волнений, на протяжении последних четырех десятилетий.

В «South London Gallery» представлены работы середины 1970-х, «Двойная жизнь» и «Трагедия Венеры» (обе — 1975), в которых Ивекович рассматривает темы присвоения женской идентичности средствами массовой информации и структурой потребления. В работе «Двойная жизнь», впервые опубликованной как книга художника, фотографии из глянцевых журналов сопоставлены с фотографиями из личного альбома Сани, сделанными в разные периоды жизни. Позы, жесты, ситуация на обоих изображениях, отражаясь друг в друге, подчеркивают несоответствие между реалиями повседневной жизни и их иллюзорной стилизованной версией, тиражируемой медиа. В работе «Трагедия Венеры» Ивекович использует тот же метод, но для сравнения выбирает мир знаменитостей, сопоставляя изображения Мэрилин Монро со сценами из своей жизни, вновь поднимая вопрос о двойственном статусе женщины, созданном медиа, и разделением между частным и публичным.

Работы, представленные в «Calvert 22», исследуют тему исторической амнезии. В работе «Ponos» («Гордость», 2003) хорватская художница анализирует запутанные связи между политикой и публичным пространством на примере переименования магазинов, общественных зданий и улиц. Ponos — это копия неоновой вывески на магазине тканей в Загребе, переименованного, чтобы стереть социалистический подтекст названия. В работе «GEN XX» (1997—2001) Ивекович продолжает исследовать феномен памяти и истории, используя журнальную рекламу с изображением гламурных моделей, рядом с которыми при ближайшем рассмотрении можно увидеть имена героинь партизанского движения. Банальные рекламные слоганы она замещает информацией о наказании и дате казни молодых антифашистски настроенных женщин-военных во время Второй мировой войны, подчеркивая таким образом исчезновение их имен из официальной истории. Распространенное и часто туманное представление о политическом положении Югославии в начале 1970-х, в том числе ложное представление о том, что Югославия была отрезана от Западной Европы железным занавесом, часто осложняет понимание системной горизонтальной истории, необходимой для восприятия масштаба неоавангарда, возникшего в стране в этот период.

Работа «Фигура и земля» («Figure and Ground») демонстрирует, что творчество Ивекович нельзя рассматривать исключительно как «их» историю, то есть как территориально ограниченное выражение женской эмансипации в Восточной Европе. Ивекович применяет свою тактику к тому, что безошибочно можно назвать «нашей» историей. Когда понятия «саботаж», «анархия» и «терроризм» разрушаются и проявление сопротивления оказывается замуровано в молчании меркантилизации, что еще остается личности, кроме как взять все в свои руки и попытаться найти смысл в происходящем? Сила воздействия Ивекович кроется именно в ее способности создавать активного зрителя, проливать свет на несовпадения в окружающей нас визуальной среде, таким образом позволяя зрителю активнее анализировать общество, порождающее эти несоответствия. Неизменные темы политически активной художницы — гражданская свобода и несогласие. В работе «Треугольник» (1979), провокационном жесте художницы во время визита президента Тито, Ивекович обращает внимание на «мачизм», с которым ассоциируются политические лидеры и их окружение. В последних работах ее активизм становится более целенаправленным и часто фокусируется на теме насилия по отношению к женщинам. Проект «Дом женщин», начатый в 2002 году и продолжающийся сейчас, — совместная работа с женщинами, пострадавшими от домашнего насилия. Ивекович заменяет слоганы в рекламных кампаниях известных брендов солнезащитных очков на короткие и острые послания избитых женщин. Таким образом она смещает наше внимание с очков как модного аксессуара на их маскирующую функцию. Напечатанная в виде постеров, билбордов и листовок, эта работа была выставлена в женских центрах в Польше, Хорватии, Италии, Люксембурге и Нидерландах.

ДИ №1/2013

24 февраля 2013
Поделиться: