|
В конце концов
В галерее «Pop/off/art» с 21 декабря по 1 февраля прошла выставка «Каварга. Конец света. 21.12», приуроченная к медиакампании, посвященной очередному концу света, на этот раз по календарю майя. Художник создает жутковатую инсталляцию апокалиптического содержания. Его увлечения современной скульптурой с применением техногенных материалов, сенсорной обратной связью органичны избранной теме. В инсталляции из металла и пластмассы, судорожно колеблющейся и производящей диковинные звуки, акцентируется «естественное» исчезновение человека в техногенной среде. Ноосфера Вернадского преобразована аморфным сверхсуществом, способным порождать дегуманизированные биомеханические формы.
Заявляя о себе как о «создателе иных сущностей», Каварга логичным для его творчества путем подходит к теме конца света. Не вполне ясен механизм: то ли естественная эволюция, соединяющая органику и механику в биоморфные однородные среды, то ли это результат усилий человеческой воли. Во всяком случае, в монументальной инсталляции, воспроизводящий кусок пластмассовой пустыни с древоподобными вертикальными скульптурами и причудливым механизмом в его центре, присутствие человека скрыто среди изощренных деталей. Крошечные и безжизненные фигурки распластаны на одной из колеблющихся поверхностей, растворяясь в отвратительной жиже. Явно не предполагается очищение и грядущее возрождение, сопутствующие традиционным представлениям о крушении мира. Апокалипсис как самодостаточное состояние, не имеющее отношение к человеку – предельно драматическая версия талантливого художника.
Библейский реализм
Музей «Институт русского реалистического искусства» с 12 декабря по 16 мая представляет выставку Гелия Коржева «Библия глазами соцреалиста». Цикл из 15 работ создавался в течение продолжительного времени с 1990-х годов. Экспозиция готовилась самим художником, но оказалась, к сожалению, мемориальной. Вынесенное в название выставки определение «соцреалист» односторонне характеризует самобытное творчество живописца. Настроения и образы, присутствующие в библейском цикле, не являются непосредственным продолжением принесших ему известность ранних «реалистических» произведений, но монументальность исполнения, мощная скульптурная пластика образов неизменна. Трактовка библейских образов Коржевым далека от социальной неискренней и поверхностной церковности; его привлекает скорее мощная пластика Ветхого Завета, наполненность драматическим напряжением.
Часть работ написана с использованием впечатлений от пейзажей и интерьеров, увиденных художником в его путешествиях по Испании и Востоку, но местный колорит отступает на второй план по отношению к узнаваемым мотивам русского искусства. Напряженность композиции роднит трактовку сюжетов скорее с творчеством Николая Ге, чем с ортодок-сальными сюжетами европейских авторов. Его трактовка христианских мотивов драматична, в новозаветных сценах присутствует скорее ощущение стоически переносимого страдания, нежели просветления и убежденности, присущих его ранним работам. Идейное содержание, выраженное в пластической форме как в «соцреалистический» период, так и в «библейском» цикле, видится неизменным: это тема борьбы человека за свои убеждения в трагических обстоятельствах.
Recycle как Возрождение
В МАММ с 20 декабря по 20 января прошла выставка арт-группы «Recycle», включающая как новые, так и уже узнаваемые инсталляции. Ее название «Paradise Network», казалось бы, намекающее на виртуальное и призрачное, скрывает объемные, монументальные работы, каждая из которых является реализацией определенной концепции. Но в единую экспозицию они соединены скорее не идейно, а благодаря пластической убедительности и узнаваемости авторского почерка. Важный элемент выставки, соотнесенный с названием, объемный символ сети «Facebook», отлитый из полиуретановой черной резины.
Своей массой он довлеет над выставочным пространствам, определяя «сетку» восприятия. В монументальном исполнении он приобретает новые знаковые свойства, далекие от первоначального. Мощная вертикаль креста плавно изгибается в верхней части, что вызывает у зрителя, привыкшего к стандартной графике, ощущение столкновения с новым. Вообще, неожиданности, с которыми встречается зритель при разглядывании простых на первый взгляд минимальных форм, вероятно, главная ее интрига. Мощные скульптурные объемы псевдоготического портала оказываются собранными из мотков пластмассового гофрированного шланга, уютные витражи виртуального собора представляют сцены из жизни героев комиксов и мультфильмов, придавая им неожиданный статус и пафос. Привлекательность монументальных инсталляций русский зритель сейчас оценивает по работам западных авторов. Краснодарцы Андрей Блохин и Георгий Кузнецов оказываются в авангарде этого жанра в России и рассказывают в своих работах прежде всего о смысловых играх культуры.
Музей и время
Выставка «Тени времени» проходит в Царицыне c 21 ноября 2012 года по 10 марта 2013-го. Современное искус-ство снова ищет новые пространства для своей презентации, это уже не залы фабрик и заводов, а модифицированный дворец. В большой степени исторический комплекс соответствует представлению о современности, его вновь созданный образ – переплетение времен. Представление современного человека о XVII веке материализовано во всей полноте.
Целью выставки было определение фактора, который сопутствует движению искусства во времени. Это видение искусства во временной перспективе. Институциональная критика, о которой так много говорилось в связи с выставкой, оказывается во втором ряду возникших во время ее подготовки концепций. Доминантой становится ностальгическое чувство, вызванное рассматриванием объектов, бывших актуальными совсем недавно.
Представлены работы авторов, работающих в разных жанрах и техниках: Бориса Орлова, Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Виталия Пушницкого, Виталия Кошлякова и других. Закрашенные, «ослепшие» окна Александра Бродского словно рассказывают о драме утраты открытого пространства, о замене его актуально-художественным. Работы Хаима Сокола, Сергея Катрана, Натальи Хлебцевич объединяет прямое обращение к различным концептам времени. Петр Белый обращает внимание на течение времени, метаморфозы истории через скульптурный образ книжных полок. Во многом определение «contemporary» оказывается не столь важным, остается чистый «art». Работы выглядят чуть ли не антикварными, но сохраняют концептуальную актуальность. Уходя со ставших уже традиционными для экспонирования индустриальных площадок, они легко подвергаются музеефикации.
Момент славы
С 14 ноября по 2 февраля в галерее «Риджина» проходила выставка Алексея Каллимы. Экспонировалась одна работа – инсталляция «Теорема дождя». Она демонстрировалась на Венецианской биеннале 2009 года и теперь представлена московской публике.
На стенах галереи вывешено сорокаметровое панно, расписанное флуоресцентными красками, на короткое время верхний свет гаснет, включаются ультрафиолетовые лампы, и зритель оказывается в центре стадиона, в окружении орущих трибун. Изображение болельщиков натуралистично и экспрессивно, монохромное освещение находится в контрапункте с экспрессией происходящего, создавая эффект отстраненности и нереальности. Призрачная, но внушительная толпа то ли восхищена зрителем, то ли требует от него какого-то действия. Каллима обозначает известный тезис Уорхола, что каждый достоин своих секунд славы.
В гримасах восторга на лицах зрителей ощущаются отчаянная агрессия и разрушительная энергия. Некоторое время спустя начинаешь воспринимать эту диораму спокойней, как своего рода документ, картину из жизни большого города. Жажда зрелищ неотвратимо собирает тысячи людей в одном месте. Реалистически изображенные черты лиц и фигур смазаны экспрессией единого чувства, она придает им всем одинаковое выражение. Определенность и однозначность, которые превращаются в неразличимость и оказываются самым пугающим в этой инсталляции.
ДИ №1/2013