|
Современное искусство стало частью среды больших городов. Биеннале, современная скульптура под открытым небом, флеш-мобы и перформансы — неотъемлемые признаки столиц. Общественные пространства могут в любой момент превратиться в художественную площадку, где произойдет все что угодно. Но большой город вообще служит площадкой бесконечных возможностей. В этом его притягательность — вероятность иного, случайности, чуда. В маленьких городах жизнь организована другими силами, любое иное — уже значительное событие, велика ответственность — практически личная — за успех всякого альтернативного варианта развития событий.
Город Выкса Нижегородской области (60 тысяч жителей) живет вокруг металлургического завода, построенного 255 лет назад. Постоянство производства — основа непрерывности исторической памяти местных жителей, их приверженности своему городу. На территории завода сохранились два памятника архитектуры — водонапорная башня и перекрытия бывшего листопрокатного цеха, построенные Владимиром Шуховым. Башню можно увидеть через высокий забор на охраняемой территории, листопрокатный цех недоступен, возможно, его отреставрируют, превратив в музей. Зенит славы завода пришелся на конец ХIХ века. На XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей в 1896 году в Нижнем Новгороде, индустриальный и технический подъем России и русский архитектурный авангард демонстрировались в удивительных павильонах конструкции Шухова — презентовались первые в мире гиперболоидная сетчатая башня-оболочка и радиоприемник, первый русский автомобиль, а также многие другие технические изобретения и технологии. К открытию выставки в Нижнем Новгороде пустили первый электрический трамвай.
Гений Шухова сложно переоценить: изобретенные им сетчатые оболочки используются в хай-тек-архитектуре Норманом Фостером, современные технологии позволили воплотить идеи столетней давности. Выксунская башня, на годы забытая, по счастливому стечению обстоятельств не сданная на металлолом, стала символом второго фестиваля новой культуры «Арт-Овраг». Переосмысление исторического наследия русского авангарда и поиск связей с современными практиками разных видов искусств — амбициозная задача организаторов фестиваля. Девиз футуристов «Пусть улицы будут праздником для всех» кураторы Константин Гроусс и Дмитрий Алексеев («Арт-Резиденция») сделали практической программой выксунского события. Экспериментальные архитектурные сооружения, объекты стрит-арта, музыкальная программа, спорт в городской среде, современный танец, показы уличной моды и обширная образовательная программа сделали на три дня Выксу площадкой эстетического и социального эксперимента. Междисциплинарность программы и разнообразие событий позволили интегрировать объекты современного искусства в городскую среду, не вызывая недовольства горожан. За историческую часть отвечал Музей архитектуры им. А.В. Щусева: выставка «XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде» — 37 фотографий, на которых представлены работы Льва Бенуа, Льва Кекушева, Федора Шехтеля, Константина Коровина, Александра Померанцева, Владимира Шухова. Выставку сопровождали лекционная программа об истории архитектуры и кинопоказ короткометражных фильмов «Проекции авангарда» из фондов музея. Центром основной площадки фестиваля в городском парке стал парк скульптур и башен. Ольга Фридлянд сделала «Поющую башню» из пластика и металла; испанский архитектор Лоренсо Фернандес-Ордоньес — парящую в воздухе, светящуюся в темноте футуристическую башню-медузу, американский скульптор-постминималист Джон Пауэрс — абстрактную деревянную конструкцию «Big Gini» из деревянных блоков; название работе дал индекс социального расслоения между людьми и городами. По утверждению художника, чем меньше этот разрыв, тем более спокойны и счастливы люди. На осветительной вышке городского стадиона возник «Человек-башня» Дмитрия Алексеева и Алексея Иванова — конструкция из металлических лесенок, антенна-громоотвод, подключенная к небесным токам. «Человек взбирается на другую башню, чтобы уловить идеи другого неизвестного порядка» (Д. Алексеев). Искусство, вышедшее на улицу, требует от художника смелости и одновременно деликатности. Многие улицы города превратились в галереи под открытым небом: Дмитрий Пархунов и Мартин Шольт раскрасили фасад выксунского профтехучилища в духе Пита Мондриана. Работа настолько органична, что, кажется, никак иначе здание и не может выглядеть. Абстрактные работы Александра Лысова, основанные на методе моделирования ошибок в программировании, разместили на белой стене жилого дома. Янина Черных сделала в городском парке «секретики», спрятав под стекло трогательные артефакты детства.
Стрит-арт-объекты по всему городу стали воплощением лозунга авангардистов «Искусство — в жизнь». Торцы домов типовых пятиэтажек расписаны художниками-граффитистами. Портрет Маяковского «Zuk Club», «Сказка о потерянном времени» Паши-183, переосмысленный «Art Brothers» фасад Дворца культуры, сюрреалистическое здание Почты России, разрисованные бойлерные и вентиляционные шахты меняют геометрию и колористику типового городского пространства. Параллельная образовательная программа, академическая по сути — лекция о хип-хопе, мастер-классы по рэпу, каллиграфии, анимации и видео-мэппингу, фотографии и граффити и спортивные мастер-классы по паркуру и другим экстремальным дисциплинам — позволила зрителям стать участниками проекта.
Объединенная металлургическая компания второй раз помогает организации фестиваля уличной культуры, поощряя разнообразие возможностей. Эта инициатива, по сути, бескорыстна — оттока молодежи не происходит, напротив, сюда привлекает солидная стартовая зарплата на производстве. Распространенной проблемы моногородов в Выксе нет. И все же историческая слава города перевешивает сегодняшнюю, и это побуждает к действию. Фестиваль претендует не просто на улучшение визуальности и развлечения жителей в отдельно взятом городе, это опыт создания импульса по изменению среды изнутри. Уличное искусство — стрит-арт — воспринимается как протестное, но может служить целям украшения среды и объединения локального сообщества. Макеты граффити согласованы с жителями домов и с муниципалитетом, который предоставил для удобства работы художников подъемный кран. Можно говорить об апроприации системой всего, что попадает в поле ее зрения, но выксунский проект показал, что именно таким способом современное искусство почти безболезненно врастает в ткань города и, хотя воспринимается как декор типовых строений, организует городскую среду и создает атмосферу, управление которой многими мыслится как государственная задача.
ДИ №4/2012