Транзитная зона — это зона временного нахождения в аква- или аэропортах. Наверное, трудно подобрать более подходящее название для очередной выставки музея современного искусства PERMM. Состояние транзита — неопределенности, прощания с привычной обстановкой и предвкушения путешествия, у которого нет конечного пункта, состояние, в котором сейчас эта институция находится.
|
18 Мая этого года PERMM, единственный российский музей современного искусства, расположенный за пределами Москвы и Петербурга, отмечает пятилетний юбилей. А затем с наступлением лета ему предстоит покинуть Речной вокзал — красивое здание сталинских времен, где музей располагался со дня основания и которое признано аварийным несколько месяцев назад. Именно в таких условиях и была открыта «Транзитная зона» — сентиментальная выставка, знаменующая прощание музея с Речным вокзалом.
Это выставка стрит-арт-художников. На ней нет «экспонатов» в привычном понимании этого слова, зато есть стены из гипсокартона, сплошь покрытые рисунками лучших стрит-артистов страны. Точнее, не «рисунками», а просто «работами»: помимо графики и рисунка здесь представлены все мыслимые техники и приемы (трафареты, аппликации, плакаты, шрифтовые композиции, работы с элементами видеоарта и даже резьба по металлическим листам). А в качестве материалов и подручных средств использовались не только баллончики с краской, но и керосин, огонь паяльной лампы, уличные баннеры, красное вино, дисковая пила…
«Транзитная зона»в общей сложности объединила более 30 уличных художников и арт-групп. В проекте приняли участие авторы из Перми, Екатеринбурга, Москвы, Казани, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Свои работы представили Тимофей Радя, Кирилл Кто, Александр Жунев, Группа Zuk Club и многие другие. Помимо россиян в «Транзитной зоне» участвуют и двое украинцев — Роман Минин и Гамлет Зиньковский. Они уже приезжали в Пермь раньше, несколько лет назад им пришлось провести здесь довольно много времени, и они, спасаясь от скуки, разукрасили коридоры Речного вокзала и десятки городских стен своими граффити-экспромтами, многие из которых сохранились и сегодня. Гамлет, правда, в этот раз не приехал, и Роману Минину пришлось «отдуваться» за двоих, благо работа (одна из самых впечатляющих на выставке — стена, сплошь заклеенная старыми фотографиями) не требовала личного присутствия художника.
Большинство авторов оказались в непривычных условиях: никогда раньше им не приходилось вписывать искусство, предназначенное для городских улиц, в музейное пространство. Наиля Аллахвердиева, директор по развитию музея PERMM (а чуть ранее руководитель знаменитой пермской паблик-арт-программы) и по совместительству куратор выставки, каждый раз подчеркивает, что лучше называть «Транзитную зону» выставкой стрит-артистов, а не стрит-ар-та. Последнее было бы не совсем корректно, ведь проекты задумывались художниками специально для музея.
Еще одним новым и непривычным условием для художников стала коллективная работа. Проект был у каждого свой, но пространство — общим, каждая работа перекликалась с соседними благодаря «транзитным зонам» — узким участкам стен, которые художники оформляли для связи с работой коллеги. Так что фактически выставка состоит не из трех десятков разных работ, а из одной огромной коллективной, покрывающей все стены музея.
Концепция «Транзитной зоны» (и выставки, и названия) в большей степени про сам музей, чем про представленные работы. В ней скрыты рефлексия и невеселая самоирония музейных сотрудников по поводу положения, в котором они оказались. В первоначальном варианте пресс-релиза выставки PERMM был уподоблен кораблю, отправляющемуся в плавание. «Транзитной зоной» музей действительно знаменует свой уход в свободное плавание: в его маршруте мало определенных пунктов. Один из них очевиден: к середине лета он так или иначе покинет здание Речного вокзала. А вот по поводу конечной точки его путешествия конкретики нет.
Определенно еще можно сказать, что только выставка «Транзитная зона» бессрочная. Настенные рисунки не нужно демонтировать, упаковывать, транспортировать, возвращать художникам. Планировать в таких неопределенных условиях новую выставку безумно, закрываться — непрактично, а вот срок жизни «Транзитной зоны» можно легко и безболезненно длить, благо интерес к ней не спадает. Только за первые дни на выставке побывало 4 тысячи человек. Для музея, который понимают и принимают далеко не все жители края, это чуть ли не рекордные показатели, сравнимые разве что с дебютной выставкой «Русское бедное» или популярной «Best of Russia».
«Транзитная зона» показала не только состояние не- определенности, но еще и то, что у музея современного искусства есть и потенциал, и энергия.
ДИ №3/2014