Монолог современного художника зачастую принимает форму скучной саморекламы, особенно если не происходит включения в общий культурный дискурс или попытки переосмыслить действительность, что является одной из основных функций искусства в целом и задач художника в частности. Мне бы хотелось сделать высказывание в форме осмысленного самоотчета.
|
У меня есть как личные проекты (художественные и музыкальные), так и коллективные, один из них — фонд культурных инноваций «Сатурналии», основанный совместно с Денисом Крючковым и Сергеем Ануфриевым, в рамках которого мы занимаемся разработкой нового формата художественной деятельности, ориентированной на освоение новых территорий. В проекте участвуют творческие люди разных направлений: скульпторы, художники (традиционные и акционисты), культурологи, дизайнеры, музыканты и диджеи. Проект «Сатурналии» начался с того, что мы, привлекая художественные стратегии, стали отмечать праздники, связанные с циклами движения Земли вокруг Солнца. Например, проводим акции в дни солнцестояния. Формы этих акций могут быть разными. В их числе сеансы одновременного творчества, являющиеся своеобразной художественной трудотерапией. Художники собираются в общем пространстве и в присутствии публики рисуют несколько часов, затем работы выставляют. Получается не тусовка, а встреча. То, что делает отдельный художник, влияет на то, что делают остальные, и наоборот. Добавьте к этому публику, своими комментариями и присутствием она тоже может оказывать воздействие на общий творческий продукт. Такой подход сравним с форматом джем-сейшена в музыке, являющегося неотъемлемой частью в сеансах совместного творчества.
Первые «Сатурналии» прошли в районе станции метро «Бауманская», когда в двадцатиградусный мороз работы были представлены в неотапливаемом помещении. Так мы искусство проверяли холодом. Один из методов нашей работы — культрейдерство, вид художественной акции, цель которой — взаимодействие с городской средой. В смысле отношений города и искусства важное значение имела последняя акция (третьи «Сатурналии»), проходившая в течение недели в июне в Воронеже, а именно в Воронежской академии искусств, обосновавшейся в здании бывшей Мариинской гимназии (в советское время там находился Дом офицеров) — фестиваль современного искусства «Открыто» с очень насыщенной и разнообразной программой (концерты легендарных питерских групп «Авиа» и «Новые композиторы», лекции Владимира Мартынова и Льва Гордона, поэтические вечера и поэтические спектакли, музыкальный спектакль Ивана Вырыпаева, совместная выставка известных российских и молодых воронежских художников). «На фестивале “Открыто” воронежцы возложили деревянные цветы к фарфоровым руинам», «На воронежском фестивале “Открыто” пускали огромные мыльные пузыри и танцевали», «На фестивале “Открыто” зрители со сцены декламировали Маяковского», «Актрисы театра “Практика” вернули воро-нежцев в шестидесятые», «Активистов научат, как сделать Во-ронеж живым городом», «Воронежцев приглашают рисовать с известными художниками», «Воронежцы увидели картины современных художников и трещины в стенах» — такими заголовками пестрела воронежская пресса. Однако мы хотели, чтобы дискуссия была интересна не только Воронежу, но и Москве.
Огромное спасибо ректору академии Эдуарду Боякову, поддержавшему нашу идею, предоставившему площадку и привлекшему новые силы для участия в фестивале. В результате общих усилий органично соединились местные авторы и художники из «Сатурналий». Остается надеяться, что этот контакт повлияет на вектор культурного развития города. Во всяком случае, фестиваль запустил процесс, который по-английски можно охарактеризовать универсальным словом exciting (волнующий). Замечу, что проведение культурных фестивалей в разных городах России — это глубоко патриотический проект, вынесенный за рамки политики, дискурс о русском искусстве, его традиции и современности. Следующие, четвертые «Сатурналии» мы планируем провести в Москве на нескольких площадках одновременно, организуя тем самым городской культурный кластер, где зрители будут перемещаться на «культмаршрутках». «Сатурналии» — исследовательский проект, который мог бы называться, скажем, «За гранью возможного». Нашим критикам, справедливо утверждающим, что мы выставляем слишком разнородный материал и у нас может и не быть общей концепции, хочу сказать: мы берем инструменты из пространства современного искусства, смешиваем с древней традицией народных праздников и, работая с городскими пространствами, способствуем изменению социальной среды. В современной геополитической ситуации, похоже, только в свободном творчестве прорастает рациональное зерно здравого смысла. Говоря о проекте «Сатурналии», надо учитывать, что мы имеем дело с современным развивающимся искусством. Я не берусь предсказывать, куда все это нас выведет, но именно эта неизвестность и делает проект живым и интересным. Возможно, мы движемся в сторону «нового коллективизма», когда создается единый творческий продукт, произведенный общими усилиями, в ходе которых теряется индивид и его особенности. Коллективная воля — это магнит, который заставляет металлическую стружку, рассыпанную по железному листу, принимать самые неожиданные, порой фантастические формы: звезды, круга или креста. А можем пойти по пути индивидуализма, превратив все в прекрасную поляну с луговыми цветами.
ДИ №5/2014