С 5 по 9 ноября в Молодежном образовательном центре Государственного Эрмитажа была реализована образовательная программа Международного фестиваля медиаискусства «Киберфест».
Маурисио Сануэза (Перу). «Калико». 2012 (3:38). Видеопоказ «Вселенная в кармане». Галерея «Люда» Фото: Антон Хлабов
|
Также в галерее «Люда» состоялся показ работ видеоарта. Фестиваль, основанный восемь лет назад в Петербурге лабораторией «Cycland», в последние годы расширил свою географию, теперь в нем участвуют Берлин, Токио, Нью-Йорк и Москва. Темой 2014 года стал «Другой дом». Здесь объединились интернациональные площадки, ставшие друг для друга «другими домами». Всем посетителям фестиваля, вне зависимости от места его проведения, предлагалось с помощью современных технологий и средств связи окунуться в художественную жизнь других городов и стран.
Хедлайнером программы выступил американский художник и музыкант Кен Батлер. Он создает странные гибридные музыкальные инструменты, одновременно похожие на скульптуры и инсталляции. Эти объекты собраны из предметов, найденных в мусоре, и бытовых вещей, способных издавать разнообразные звуки, которые Кен превращает в музыку. В Молодежный центр американский художник привез около 30 музыкальных инструментов и показал перформанс «Голоса взволнованных вещей», во время которого музицировал на хоккейной клюшке, теннисной ракетке, лопате, зонте и даже на ширинке собственных брюк. В ходе этого нетрадиционного звукоизвлечения привычные вещи представали в новом качестве, наполняли пространство звуками, одновременно похожими на этническую музыку, джаз, блюз и шумы большого города.
В Эрмитаже также была представлена кинопрограмма из 20 документальных фильмов по истории электронной музыки начиная с 1940-х годов. В течение пяти дней посетители могли посмотреть в режиме нон-стоп редкие кино- и видеозаписи, интервью с художниками, документации перформансов, например, отрывок из фильма «Уделяя внимание» Джона Кейджа, интервью с Бебе Бэррон, «Музыку пыли» Пола Лански, «До свидания, бабочка» Полина Оливероса, документальный фильм о Роберте Муге и многое другое. Кроме того, в один из дней фестиваля куратор архива Сергей Тетерин прочитал лекцию об известных исполнителях электронной музыки.
На «Киберфест» пригласили также и американского профессора и специалиста в сфере информационных технологий Эла Дойла, который провел воркшоп «Знакомство со средствами разработки видеоигр, от простого к сложному». Семинар был ориентирован на активных пользователей компьютерных игр, без опыта разработки и программирования, которых, как выяснилось, немало. Участники познакомились с современными средствами создания видеоигр и игр для планшетов, играли в разные аркады и разгадывали головоломки.
В рамках образовательной программы у посетителей также была возможность познакомиться с архивом саунд-арта, аудиоархивом «CYLAND», который курируют Сергей Комаров и Владислав Добровольский. В этом году архив, записанный на специально изготовленные прозрачные «квадратные пластинки», демонстрировался при помощи специального оборудования. С 2012 года Сергей и Владислав экспериментировали в поисках возможных способов экспонирования саунд-арта. Пластинки выбраны как классический метод хранения и прослушивания звукового искусства. Они, так же как и проигрыватель, выполнены из прочного и долговечного материала — поликарбоната. Сейчас в архиве собраны произведения 20 участников из разных стран, но в планах кураторов расширять его собрание и включать в него произведения не только современных саунд-артистов, но и первооткрывателей жанра.
Одним из мероприятий фестиваля в Эрмитаже стал воркшоп «Изобретение звуков» Кена Батлера, рассказавшего участникам о возможностях получения звука и показавшего, как из подручных средств сделать инструмент и извлечь из него музыку.
Завершал программу однодневный показ видеоарта «Вселенная в кармане» в «Люде», в рамках фестиваля он поедет в Нью-Йорк. Для проекта отобраны работы, отвечающие концепции «Другой дом». Куратор программы видеоарта Виктория Илюшкина собрала произведения, в которых авторы исследуют трансформацию понятия «дом» как границы личного и публичного. Среди участников были художники из Европы, России, Японии, Чили, Филиппин и Индонезии.
Анна Франц — американский мультимедийный художник, куратор, коллекционер, основатель некоммерческого культурного фонда St. Petersburg Arts Project и художественной медиалаборатории CYСLAND, директор Frants Gallery в Нью-Йорке, США. Ответственный руководитель «Киберфеста»
Лизавета Матвеева. Как появилась концепция восьмого «Киберфеста» «Другой дом»?
Анна Франц. Концепция «Другой дом» складывалась по мере развития выставочной деятельности «Cycland». Мы становимся все более и более интернациональными, а другой дом — это, собственно, дом не твой. Понять другой дом сложно, вот мы и предложили художникам интерпретировать эту тему.
Лизавета Матвеева. Когда вы решили делать фестиваль в две тысячи седьмом году, какие у вас были ожидания, и оправдались ли они? Или фестиваль трансформировался с годами в неожиданную форму?
Анна Франц. У нас был пример для подражания — группа E.A.T. (лаборатория «Experiments in Art and Technology». – Л.М.), которую в Соединенных Штатах в 1970-х годах создал шведский инженер Билли Клювер. Он понимал, что настало время, когда технологии понадобятся художникам, организовал лабораторию, где тридцать инженеров из «Bell labs» помогали художникам воплощать технологические идеи. Наш фестиваль — способ рассказать об этой культуре окружающим. На первом «Киберфесте» мне посчастливилось познакомиться с Джули Мартин, вдовой Билли Клювера. Она привезла материалы, прочитала лекцию. Через некоторое время стало понятно, что киберискусство неотделимо от традиционного искусства. Мы стали смешивать жанры. Нельзя сказать, что киберискусство особенно, оно совершенно такое же, как все остальное, просто используется другой материал.
Лизавета Матвеева. С течением времени киберискусство и соответственно наполнение фестиваля трансформируются? Анна Франц. Оно модифицируется, следуя за новыми материалами и технологиями. Но технологии не первичны, первично искусство. У нас нет затейливых вещей. Если технология нужна, чтобы транслировать идею, которую закладывает художник, мы ее используем, если нет, она нам не нужна.
Лизавета Матвеева. Чем русское медиа-киберискусство отличается от аналогичного искусства из других стран?
Анна Франц. В России не так много кибер-искусства и не так много людей пользуется технологиями. На Западе оно более распространено, и отношение к нему другое. Но концептуально — нет, не отличается.
Лизавета Матвеева. Фестиваль расширил свою географию: Петербург, Москва, Берлин, Токио и Нью-Йорк. Какая публика приходит на «Киберфест», в этих городах она различается?
Анна Франц. Публика различается везде, в любой стране, даже в Германии и Франции, которые находятся по соседству. В Германии и Нью-Йорке абсолютно разная аудитория. Конечно, на фестиваль более склонны приходить молодые люди, их привлекает уже само слово «кибер».
Лизавета Матвеева. Чем продиктовано территориальное разделение программы: образовательная часть в Петербурге, в Берлине — выставка, в Японии — перформанс?
Анна Франц. Они могут меняться местами, но здесь есть практические соображения: у вас есть река, Петербург стоит на обоих ее берегах. В Берлине очень хорошее помещение для выставки. В Молодежном центре тоже хорошее помещение, но нам маловато их залов, поэтому мы решили разместить образовательную программу в Эрмитаже.
Лизавета Матвеева. Каким вы видите «Киберфест» в будущем?
Анна Франц. Я вижу только качественные изменения: новые проекты, новые художники. Насчет дальнейшего разрастания фестиваля, думаю, что сейчас мы достигли максимума или находимся близко к нему, потому что физически тяжело делать проекты на стольких площадках.
ДИ №1/2015