Вилла «Савой» Ле Корбюзье (1887– 1965), одно из самых знаменитых сооружений модернистской архитектуры, прославлявшее новую машинную эру, — лучший пример здания, которое могло бы стать, по знаменитому утверждению мэтра, «машиной для жилья». Дом красив и функционален, как машина (хотя, несомненно, это элегантная машина), и является наглядной материализацией его пяти принципов новой архитектуры: столбы-опоры, сады на плоских крышах, свободная планировка, ленточные окна, свободный фасад.
|
Кривая улица — путь обезьяны, прямая улица — дорога для людей.
Ле Корбюзье
Для широкой публики Ле Корбюзье (урожденный Шарль Эдуар Жаннере-Гри, принявший псевдоним Ле Корбюзье в начале карьеры, в 1920-е годы) стал символом модернистской архитектуры и всей современной художественной продукции: архитектор, художник, скульптор, издатель, лидер, воплотивший амбиции своей эпохи, полемист. Хотя его достижения в сфере живописи и скульптуры были менее значительными, чем в архитектуре, они проливают новый свет на его архитектурные изыскания и тесно связаны с его достижениями в этой области. Он с удивительной легкостью переходил от набросков планов домов к картинам, скульптурам, от картонов для ковров — к архитектурным постройкам и городскому планированию, убедительно доказывая, что все это — разные направления творческого выражения одних и тех же идей.
Грандиозная выставка «Ле Корбюзье. Тайны творчества: между живописью и архитектурой» в ГМИИ им. А.С. Пушкина (куратор — историк архитектуры Жан Луи Коэн) не ставит своей целью показать творчество зодчего в хронологической последовательности, не делает акцент и на особенно интригующем спектре его работы, выходящем за пределы архитектуры. Концепция выставки необычна тем, что показаны все сферы творческой деятельности мэтра. Он предстает перед зрителями многогранным и многоликим. «В глубине моих поисков и моей интеллектуальной продукции скрывается секрет, заключающийся в непрерывном занятии живописью… рисунки, картины, скульптуры, книги, дома и проекты я рассматриваю как единственное и идентичное творческое проявление, обращающее к различным видам явлений». Так писал мэтр в 1953 году, разъясняя свой сложный интеллектуальный и творческий путь. Эта позиция творца и стала своеобразным лейтмотивом выставки в Москве.
Выявляются крупные темы: «Ле Корбюзье и Россия», «Ле Корбюзье и наследие», «Ле Корбюзье и музеи», а также его отдельные творения.
На некоторых зарубежных выставках часто предпринимались попытки показать другого Ле Корбюзье, не архитектора, а живописца, скульптора, рисовальщика, исследовали двойственную природу мэтра, посвятившего себя изобразительному, декоративному искусству, дизайну мебели. В действительности «другого» Ле Корбюзье не существует. Он чутко улавливал интеграцию между искусством, архитектурой, дизайном мебели и издательской деятельностью и в этом во многом предвосхитил современные достижения.
Более 400 экспонатов (картины, рисунки, скульптуры, фотографии, гобелены, книги, архитектурные чертежи, макеты зданий, большинство из Фонда Ле Корбюзье) образуют впечатляющую вселенную автора дерзновенных градостроительных идей. Выставка позволяет проследить развитие идей и планов Ле Корбюзье (особый акцент сделан на его пребывании в России).
Разнородные экспонаты умело сгруппированы в блоки дизайнером Натали Криньер. Ее сценография, то деликатная, то радикальная, позволяет зрителю проникнуть в мир образов мэтра и познакомиться с новаторскими способами организации пространства, почувствовать стремление к преображению мира и разочарование от невозможности его кардинально изменить. Экспонаты сгруппированы таким образом, что знакомые вещи предстают в новом свете, а многие проекты видятся по-иному.
Особенность выставки в том, что каждый посетитель сможет выбрать свой маршрут и получить исчерпывающую информацию. Например, о «лучезарном городе», в котором важное значение придавалось игре света, воздуха и зелени, об идеальном жилище для человека в современном густонаселенном городе. Архитектор полагал, что комфортная жизнь в мегаполисе возможна, если добиться баланса между разными функциями человека — работой, воспроизведением, циркулированием разных систем. Расселение в «лучезарном городе» происходило не по экономическим показателям и независимо от деления на классы, а только по составу семьи. Он мечтал о светлом и чистом городе с мощной архитектурой, рождающей спокойствие. От проектирования жилых помещений Ле Корбюзье перешел к формированию общественного городского пространства, а затем к планированию городов.
В 1952 году швейцарско-французский модернист закончил «Марсельский блок», самое полное выражение его архитектурной философии: яркое воплощение идеи «лучезарного города», города-сада в единственном здании — автономной и самодостаточной структуре из 360 квартир на 2 тысячи жителей. В доме и сегодня живут графические дизайнеры, психологи и профессора, то есть архитектурная философия Ле Корбюзье по-прежнему актуальна. Пропорционирование дома осуществлялось по системе «Модулор», основанной на измерениях человеческого тела.
Поскольку логически спроектированные творения мастера кажутся легко воспроизводимыми, его замыслы искажались последователями. Кроме того, он стал самым копируемым архитектором ХХ века. Архитектурное воровство более тонкое, чем в других видах искусства, здесь крадут идеи, образы, формы. Так, «Марсельский блок» стал моделью для множества плохих имитаций.
Размышления же самого Ле Корбюзье о «Модулоре» имеет, напротив, поэтический характер, и это хорошо отражают серии гравюр и картин «Поэма о прямом угле».
Его смелые идеи городского планирования получили воплощение лишь в индийском городе Чандигарх, столице штата Пенджаб, где по плану Корбюзье в 1952 году были построены здания секретариата, ассамблеи и Дворца правосудия, монументальные и выразительные. В центре Чандигарха установлена монументальная скульптура в форме гигантской руки. В течение многих лет рука была одним из ключевых мотивов творчества Ле Корбюзье, символом «давать и получать».
В колоннаде Пушкинского музея крупные цветные фотографии вводят в мир образов архитектурных творений мастера. А в стеклянных витринах представлены разные выпуски полемического журнала «Эспри нуво», основанного им совместно с Амедео Озанфаном и поэтом Полем Дерме в 1920 году. Здесь мэтр представлял свои идеи в области архитектуры и городского планирования и опубликовал самые знаменитые тексты-манифесты: «К архитектуре» (1923), «Урбанизм» (1924), «Декоративное искусство сегодня» (1925), в которых продемонстрировал свой талант полемиста.
Ле Корбюзье искал действенные способы модернизации городов, верил, что его новаторские, архитектурные решения улучшают качество жизни низших слоев населения. В 1922 году вместе с кузеном Пьером Жаннере он разработал проект «Современный город на 3 миллиона жителей», предлагавший новый образ города будущего. В «Эспри нуво» он писал об использовании новых промышленных технологий и стратегий: впервые примененном им железобетонном каркасе, необработанном бетоне, крышах-террасах, свободной планировке этажей, чтобы трансформировать город в комфортную среду обитания с высокими показателями жизни на всех социоэкономических уровнях. Такая трансформация, по его мнению, позволила бы предотвратить социальные волнения и протестные движения.
Большой и яркий раздел выставки посвящен взаимоотношениям Ле Корбюзье с Россией (экспонаты из собрания МУАР им. Щусева). Он три раза приезжал в Москву (1928, 1929 и 1930). Здесь он построил здание Центросоюза и создал знаменитый проект Дворца Советов. В этом увлекательном разделе большое внимание уделено творческому диалогу Ле Корбюзье с советскими архитекторами-авангардистами М. Гинзбургом, И. Милинисом, Н. Леонидовым, прежде всего с его другом Александром Весниным, с которым его связывала многолетняя переписка.
Натали Криньер нашла многообразные решения для подчеркивания красоты архитектурных идей Ле Корбюзье, взаимосвязи всех видов творчества, перетекающих друг в друга. Его понимание архитектуры как скульптуры соотносится с поисками современных архитекторов. Криньер трансформировала Белый зал Пушкинского музея, используя спиралевидные стенды, объемные кубовидные образования, ложные стены, разделяющие пространства. В экспозиции нашлось место даже для «объектов поэтического интереса» Ле Корбюзье — ракушек.
Благодаря удачным экспозиционным находкам картины, скульптуры, рисунки образуют «тайную лабораторию» мэтра, которая соотнесена с планами, чертежами, аксонометрическими разрезами, вступают с ними в диалог, и все это находит завершение в постройках. Капелла Нотр-Дам в Роншане поражает гигантской криволинейной, крабовидной крышей, скульптурной красотой архитектуры.
С 1928 года Ле Корбюзье охладел к пуризму. Его живописная манера стала более свободной и чувственной. Наиболее часто встречающиеся мотивы — женщины, быки, знаки, воплощенные в абстрактной стилистике. В композициях все чаще появляются различные предметы: полки, стеклянные бутылки, булыжники, сосновые шишки, веревки, объединенные в сложные конфигурации. Ярче становится цветовая гамма. Энергичными движениями кисти он выстраивает предметы в линию, как бы подчеркивая интимность упорядочивающего человеческого прикосновения.
Многие скульптуры Ле Корбюзье (некоторые выполнял краснодеревщик Жозеф Савин) — это трехмерные воспроизведения мотивов его живописных работ и тоже в определенной степени плоскостные и фронтально ориентированные. В композицию некоторых даже введены рамы. Иногда скульптуры обнаруживают связь с живописными работами благодаря цветовым сочетаниям. Возникающее в них третье измерение в виде объема или пространственных пустот отсылает к архитектурным проектам автора.
С 1936 по 1965 год Ле Корбюзье выполнял и рисунки для ковров, которые он рассматривал скорее как «подвижные фрески», нежели интерьерные декорации. «Сегодня судьба ковроткачества выходит на первый план: оно становится стенной росписью современной эпохи», — писал он в эссе «Ковры: номадические фрески». Его ковры выполнены в более ярких цветовых сочетаниях, чем картины.
В сотрудничестве с Шарлоттой Перриан мастер сотворил также комплект мебели (стулья, столы, кресла), которая стала важной частью его архитектурных работ. Оригинальный макет музея для собрания Мацуката Кодзиро в парке Уэно в Токио (1954) великолепно был инсталлирован на выставке в Пушкинском музее в разделе, посвященном музеям в наследии Ле Корбюзье. Здесь для усиления дневного освещения в галереях залов использовалась система пилонообразных остекленных стенных панелей.
Особое внимание зодчий уделял использованию естественного освещения в музеях и выстраиванию маршрута посетителей («Мунданеум», 1928, Центр синтеза искусств в Париже, проект центра Ле Корбюзье в Цюрихе).
Отличным дополнением экспозиции в Пушкинском музее стали фотографии Рене Бюрри, рассказывающие о позднем периоде жизни и творчества Ле Корбюзье. Молодой фотограф запечатлел прославленного архитектора за письменным столом, за мольбертом, как он пишет эссе, сотворяет картины, рисует. В 1950–1960-е годы у Бюрри появилась возможность следовать за Ле Корбюзье в его поездках и делать фотографии в пути, в его мастерской на рю де Серв, в квартире-ателье. Это великолепные снимки показывают живописца, урбаниста, писателя и гуманиста, тем самым поддерживая концепцию выставки в Москве.
Не все специалисты разделяют идеи Ле Корбюзье. Некоторые критики считают, что его видение городской жизни оказывало разрушительное влияние на город, порождая отчуждение людей и возвышая машины над человеком, называют его архитектурные постройки «урбанистическим кошмаром». Современные архитекторы, дизайнеры в меньшей степени руководствуются модернистской идеей Ле Корбюзье о том, что у всех людей одинаковые потребности, а скорее ориентируются на постмодернистскую концепцию, согласно которой у каждого индивида свои желания.
Мэтру ставится в укор, что наряду с созданием модернистских шедевров (вилла «Савой», капелла в Роншане) он проявлял странную безответственность в планировании городов. Так, в «Плане Вуазен» (1925) он предложил уничтожить центр Парижа и создать на его месте парк с башнями.
Тем не менее Ле Корбюзье — один из выдающихся модернистских мастеров, истинный визионер. Он экспериментировал со всеми типами домов, работал над проектами больших жилых массивов, общественных зданий, планировками целых городов, постоянно искал ответ на вопрос о значении архитектуры и пытался создать идеальное место для обитания. Ценно то, что Ле Корбюзье не только был первым из так называемой международной школы архитекторов, но и являлся активным пропагандистом свежих идей в своих многочисленных публикациях. Знаковые здания зодчего рассеяны по всему миру: Дворец Лиги Наций в Женеве, здание ООН на Манхэттене. Может ли он нести ответственность за ошибки в послевоенном жилищном строительстве, когда были забыты его условия современной архитектуры — сады в зданиях, пропорции «Модулора».
Выставка «Ле Корбюзье. Тайны творчества: между живописью и архитектурой» представляет универсальную личность модернистского движения очищенной от позднейших несправедливых нападок и обвинений. Благодаря умной концепции куратора Коэна и удачной, лишенной стилизации сценографии Kриньер она позволяет увидеть, что очевидные противоречия метода Корбюзье являются интегрированной частью его системы и поэтики. Как архитектор и влиятельный полемист конца ХХ столетия, несомненно, Ле Корбюзье был одновременно «внутри и снаружи» современной культуры.
ДИ №6/2012