На двухчастной выставке «Портрет/ пейзаж: границы жанра. Из коллекции Музея изобразительных искусств города Нанта» (портрет в ГЦСИ, пейзаж в ММОМА) возникают странные диалоги между художниками прошлых столетий и современными, обращавшимися к одному жанру.
|
На выставке в одном пространстве демонстрируются произведения художников XVI–XXI веков. Такое сопоставление, столкновение позволило острей выявить границы, особенности жанра портрета и пейзажа, проследить его эволюцию.
«Мужской портрет» (XVI век), написанный Тинторетто широко и свободно, отличается глубоким психологизмом, персонаж пристально смотрит на зрителя. Вито Аккончи исследует новые отношения между художником и публикой. В перформансах в черно-белом фильме «Вполголоса» (1973) он словно обнажает душу, рассказывая о своих переживаниях, страхах, заставляя зрителя испытывать неловкость и неуверенность. Разделенные огромной временной дистанцией художники стремятся передать глубины человеческих переживаний.
В классической портретной живописи всегда был заложен закодированный комментарий о статусе модели («Портрет Клода-Мари Морена», 1919). В кубистских, экспрессионистских, фовистских портретах акцент делался на выявлении ее психологических особенностей. В наши дни изменились психология рассматривания и форма понимания представления человека. В портретах острей ощущается личный взгляд художника, устанавливаются новые коды прочтения (Джон Балдессари «Четверо забрызганных мужчин», 1991). Жанр портрета стал поливалентным. Художник может опираться на традиционные способы презентации, выявлять идентичность портретируемого или фальсифицировать ее, создавать стереотипные образы, раскрывать хрупкость и уязвимость человека (Ян Стербах «Художник как горючее», 1986). Получает распространение также концептуальный подход к жанру, когда изображение модели используется как фон, портреты оказываются комментариями к важным событиям, социальному неравенству, политическим инсинуациям, одержимости знаменитостями (Розмари Трокель «Фанат 1», 1993).
Одна из самых интригующих работ на выставке — «Мир ложных отпечатков» (1974) Робера Филью. На дне 33 деревянных коробок написаны портреты и помещены фальшивые отпечатки пальцев знаменитостей — Клеопатры, Эйнштейна, Диснея. Где подлинное, где мнимое? Насколько велика сила воздействия придуманных портретов?
На портрете уже упоминавшегося Дюбюфа-отца предстает решительный, уверенный в себе вельможа. А «Портрет дяди Руди» (2000) Герхарда Рихтера — своеобразная обманка. В 1965 году на основе фотографии художник написал картину, затем сфотографировал ее. Перевоссозданный портрет характеризует эпоху нацистской Германии.
Одна из самых оригинальных работ в жанре портрета — «Автопортрет и все… Пуссена и прочих» (1993) Клода Рюто. Вместо автопортрета перед нами четыре холста, закрашенные в цвет стены, к которой они прислонены. По словам автора, они воспроизводят «Автопортрет Пуссена» из Лувра. Справа вместо таблички с названием гравюра с этого автопортрета Пуссена. Таким образом, автор как бы скрывается, самоустраняется, в качестве автопортрета представляет свой метод, свои размышления о способе создания произведения.
Неожиданные точки соприкосновения обнаруживаются между женскими портретами VIII века и работой Марсьяля Рейса «Оазис» 1964 года. Персонажи на обоих портретах — танцовщица и маркиза — представлены в окружении цветов. А у Рейса звезды кино и рекламы соседствуют с искусственными цветами и фруктами, окрашены в кричащие цвета. На подставках для фото призывно мигают разноцветные лампочки. Так современный автор развенчивает образ Прекрасной Дамы.
Самая впечатляющая работа в разделе «Портрет» — видеоинсталляция «Галерея видеопортретов» (1999) Марины Абрамович. У тринадцати портретов есть названия: «Освобождение голоса», «Голова дракона», «Образ счастья», «Потерянные души»... Используя свое тело, свою жизнь в качестве сценария, автор исследует разные состояния: счастье, траур, страдание, жизнь, смерть. Видеопортреты воспроизводят ее перформансы, порой весьма опасные для жизни. То она с каким-то исступлением жует лук, то по ее телу ползают змеи.
Свою формулу портрета изобрел и Крейги Хорсфильд. В его крупных черно-белых фотографиях персонажи выступают из мрака, словно приглашают зрителя разделить с ними тревоги, страхи, сомнения.
Легендарная художница, скульптор Ева Хессе, умершая в 34 года, оказала огромное влияние на развитие европейского искусства середины 1960-х годов и получила всемирное признание за свои скульптуры, ассамбляжи. В 1960 году Хессе создала серию картин, в которых она вступает в странный диалог с собой, пытаясь освободиться от кошмаров, преследовавших ее всю жизнь. Странные создания возникают на холсте «Без названия» (1960), это существа из другого мира: изможденные, они стоят рядом, но ничем не связаны друг с другом, словно призраки, наваждения.
Сопоставление привычных и новаторских способов взаимодействия художника и модели создают великолепный «Портрет мальчика» неизвестного художника первой половины XVII века и картина «Маленький король» (1985) Розмари Трокель, на которой изображен странный, словно наделенный неизвестной патологией ребенок с пустыми глазницами и короной на голове. Зловещий мутант — продукт социальной реальности?
Тень человека как портрет, портрет как звук, наконец, отпечатки пальцев ступней вместо портрета (Люк Тюйманс «Пальцы», 1995) — такова сложная формула портрета ХХ — начала ХХI столетия.
Не меньшие трансформации претерпел на протяжении столетий и жанр пейзажа. В традиционной пейзажной живописи изображается мир, который мы видим вокруг: горы, деревья, реки, моря (Жан Жак де Буасье «Пейзаж с башней», ХIХ век). В нашу эпоху сложилось новое понятие пейзажа, возникшее благодаря смещению художественных практик к имитационным методам. Благодаря этому обнаруживаются новые связи между искусственным и природным. Видео, инсталляции, интерактивные панорамы, нет-арт, звуковой пейзаж. Их возможности позволили художникам провозгласить пейзаж как привилегированную зону эксперимента, где возможны совмещения пространства и времени, художника и публики, реального и воображаемого.
На полотне де Буасье, гармоничном и безмятежном, предстает идеализированный пейзаж с голубыми горами, силуэтом небольшого замка, фигурами людей. А картина мира Гильберта и Джорджа («Страна мужества», 1997), напротив, тревожна и провокативна. На фрагментированном на манер витражей изображении авторы предстают обнаженными на фоне причудливого облака из абстрактных образований, напоминающих увеличенные сперматозоиды.
Современные художники иначе воспринимают природу, реальность, фрагментируют ее, создают заново. Так, Жан Титюс-Кармель предлагает проект инсталляции для жилого массива, соединяя фотографию ландшафта, эскизный рисунок местности и реальные природные объекты.
Путешествуя по разным странам, художники ХХ века дают очень субъективную интерпретацию увиденного. Так, Жан Кларбу в работе «Хайши II» (1984) запечатлел на фото «ничейные» земли, их ландшафт странно похож на свободный рисунок, созданный под впечатлением каллиграфии.
По замыслу устроителей взаимодействуют гуашь Рауля Дюфи, мастерская, лаконичная, островыразительная, с изображением нью-йоркского порта в композиции «Радиоактивность» (1987) Фабриса Ибера. Их конфликт усиливают видеодневниковые записи Тани Муро, фиксирующие картинки будней. К этим работам примыкает и «Вулканический архипелаг» Эрика Фонтено (1985) — приглашение совершить воображаемое путешествие: 35 осколков, закрепленных на стене, напоминают вид с высоты птичьего полета.
Экспозиция выявляет характерные особенности современных пейзажей, мозаичность видения художников. Так, Джоан Джонас успешно работает с фрагментами реального и иллюзорного пространства. В пленительном и фантасмагоричном видео «Вальс» (картинки в зеркале завораживают!) она переносит зрителя во французский пленэрный театр ХVIII века, загадочный и непостижимый, взбалмошный, веселый и пугающий.
А Тони Гранд («Без названия», 1990) экспериментирует, погружая в формалин угрей, покрытых слоем прозрачной смолы, в подобной «упакованной» реальности он открывает перспективы для формообразования.
По-своему препарирует реальность Анри Сала в видео «Дайте мне цветы» (2003). По распоряжению мэра Тираны современные здания города были окрашены в яркие цвета. Банальная застройка преобразилась, обрела средовую значимость. И это, в свою очередь, выявило проблему национальной идентичности.
И все же невозможно представить современный жанр пейзажа без погружения в природу. Эмоциональное переживание пейзажа передает Джоан Митчел. Умиротворенная атмосфера возникает на картине «Старая мельница» (1910) Поля Мадлина. Прославляет природу Бретании Поль Серюзье.
Выставка не дает исчерпывающего ответа на вопрос, что произошло с портретом и пейзажем в ХХ — начале XXI века, когда нарушились традиционные представления о границах жанров, но позволяет приблизиться к пониманию новой концепции их трансформации.
ДИ №6/2012