Традиция художественного воплощения общечеловеческих смыслов и устойчивых ценностей тесно связана с практиками работы художников в классических жанрах живописи, графики, скульптуры, с их высокими академическими требованиями к произведению. Именно эти артистические практики и выводит на авансцену выставка-конкурс «Красные ворота. Против течения».
|
Выставка проходит в год 225-летнего юбилея Российской академии художеств и при ее поддержке. В академической преемственности мастерства реалистическая выразительность достигает своего наивысшего напряжения. Именно эта академическая форма передачи опыта сформулировала и отшлифовала систему обучения, открывающую для художника возможность совершенствовать выразительную и формальную убедительность собственного высказывания, чтобы говорить с современниками и с вечностью на одном языке реалистической образности.
Чистота и ясность этого языка принадлежит не только музею и истории искусства. На нем говорят с современниками художники, представленные в экспозиции «Против течения». Они говорят с нами изнутри современности об общечеловеческих ценностях, утверждаемых искусством. Даже в своих традиционных формах искусство реагирует на современность и отражает социальную, интеллектуальную и духовную ситуацию своего времени.
Большой экспозиционный и одновременно конкурсный проект исследует региональную ситуацию в отечественном искусстве. У отечественной географии есть исключительная особенность: в развитых странах Европы не существует понятия провинции в том смысле, в каком это понятие существует в России. Наша культурная ситуация ценна и уникальна смыслами, которые создаются в силовых точках культуры. Поэтому в России одновременно звучат разные языки современности. Мы видим, сколь органичным для Поволжья языком оказывается реалистическое искусство. Оно сосуществует с привычными формами жизни, которые меняются медленно. В своей охранительной культурной роли живая традиция искусства заряжена созидательной волей к жизнеустройству.
Окружающая действительность начинает вырождаться, когда иссякает культурное усилие, питающее ее будущее; и на оборот, любое преображение действительности всегда начинается с инвестиций воображаемого в унылую городскую среду. В последние годы эта идея стала руководством к действию в культурном менеджменте и разделяется большинством прогрессивных управленцев, мыслящих масштабами города или региона; активно обсуждаемые в урбанистике проекты ревитализации старых городов выделяют искусство в качестве ключевого фактора обновления.
Мысль об учительской роли искусства, о его облагораживающем воздействии на человека была взлелеяна XVIII веком. Русский реализм XIX века предъявил urbi at orbi искусство как инструмент социальной критики и оставил после себя непревзойденные образцы пристрастного, эмоционального анализа общественной проблематики. На протяжении всей истории русского искусства развитие пластического языка проходило одновременно с осознанием актуальных общественных проблем и поиском близких ей новых выразительных и жанровых форм. На каждом этапе своего развития искусство отказывалось от прежних притязаний и находило новые формулы для того, чтобы обозначить свою социальную роль еще более бескомпромиссно.
Исторически глобальный художественный проект изменения действительности связан с утопией авангарда, с его негативностью и отрицанием реалистической образности, с его взысканием иного за пределами современной художникам реальности, не отвечающей утопическим притязаниям авангарда. Однако вся негативность русского авангарда, отрицавшая и художественные формы своего времени, и даже саму действительность, тем не менее всегда апеллировала к реальности и искала в ней опору. Первый и главный манифест исторического авангарда, написанный Казимиром Малевичем к знаменитой выставке «0,10», имел подзаголовок «Новый живописный реализм».
Вопрос о том, чем сегодня может быть проект художественного обновления, в своей основе по-прежнему отсылает к историческому авангарду, однако теперь он неожиданно находит ответы в пространствах и языках, охраняемых высоким академическим искусством. Потому что сегодня такой проект может быть чем угодно, кроме того, чем он уже был, поскольку все исторические релизы авангарда стали несвежим товаром на прилавке и служат не освобождению сознания, а его потребительскому закрепощению. Парадоксальным образом именно академический реализм демонстрирует сегодня потенциал осознанной свободы и энергию сопротивления конъюнктуре, непрофессионализму и мутному потоку образов массмедиа.
И географическая метафора выставочного проекта — движение вверх по главной реке России — подразумевает движение к истокам, раскрытие изначальных смыслов искусства, которые сегодня могут быть поняты как актуальные.
Проект «Против течения» демонстрирует нам разнообразие выразительных форм и контекстов их бытования и интерпретации. Большинство художественных практик, идентифицирующих себя в пространстве реалистической выразительно-сти, связано с традиционными жанровыми формами, с преобладанием пейзажа, натюрморта, портрета, что естественно. Но современный реализм проявляет себя не только в традиционных жанровых формах, хотя и в этих формах он способен выступать как метод экспериментирования с исторической формой. Кроме того, очевидно, что даже умиротворенные пасторали, словно пришедшие из XIX века, сегодня не могут восприниматься так, как воспринимались раньше — они несут совсем другие, современные значения. Эти два модуса современного реализма — традиционный и экспериментальный — не противостоят друг другу и существуют одновременно.
Интерес к традиционным формам нередко связан с исследованием их устойчивости, с выяснением их способности представлять изменившиеся структуры эстетического бессознательного, которое исторически связано с этими жанрами. Поэтому традиционный формат оказывается привлекательным для пластического эксперимента, в котором история искусства сталкивается с многообразием современной визуальности. В этом пространстве эксперимента соединяется пластический и колористический поиск, сталкиваются фактура и цвет, исторические реминисценции и искусственные конструкции виртуального мира.
Выставка дает зрителям возможность проследить метаморфозы и формы бытования реализма в современных условиях функционирования визуального сообщения. Нередко за фигуративным методом мы открываем уже не реализм, а рефлексию над творческим методом, к которой присоединяются доля социальной проблематики и новые художественные приемы.
Главенствующим форматом и способом бытования реалистической визуальности сегодня является экран: массмедиа обрушивают на нас свои образы, где бы мы ни находились. Экранная, фотографическая визуальность опознается как знак современности, захватывает наше воображение и становится тем сертификатом подлинности, которым изображение отмечает себя, когда собирается нас обмануть. Нет ничего удивительного в том, что визуальное воображение, захваченное документальными формами, где правит бал фотография, проявляет себя и в живописном языке.
Любое техногенное видение на протяжении истории всегда оказывалось чем-то большим, чем являлось — оно захватывало социальное видение и в силу этого присваивалось дискурсами власти. Однако в момент своего зарождения, прежде чем стать способом, которым широкие массы начинали видеть действительность, оно исследовалось художниками на предмет своих выразительных и аналитических возможностей.
В русском искусстве ярким примером такого исследования является Иван Шишкин, занимавшийся, в частности, фотографией, по тем временам редкой, и воплощавший в своих картинах и особенно графике новые визуальные режимы — немыслимую детализированность действительности, которую открывала фотография, устойчивость изображения, связанную с ограничениями техники, понятыми как выразительное средство.
Сегодня экранная визуальность несет лишь знаки причастности к современности. Поэтому критическое понимание выразительного языка вскрывает массмедийную визуальность в живописи как имитацию современности. И строгое понимание задач искусства, живописи и ее выразительных инструментов с неизбежностью приходит к самоограничению.
Таким образом происходит реактуализация традиционного языка академической живописи. Живописный реализм возвращается как возможность понимать современность за пределами общепринятых клише и интерпретаций, циркулирующих в медиа. Так традиционный язык академической живописи становится инновационным, поскольку направлен против течения. Он останавливает течение образов, схваченных камерой, для того чтобы осмыслять их.
Новый региональный конкурс, обещающий стать ежегодным, направлен на развитие искусства, связанного с традицией реализма. Язык реализма возвращается в качестве актуального языка, на котором живая традиция говорит с нами о ценностях культуры и общества. Талант и мастерство художника составляют основу академической традиции. На этой основе и собрана выставка «Против течения», органично объединившая так много замечательных работ в цельную панораму современного реализма.
ДИ №6/2012