×
THE TANKS для «живого искусства»
Виктория Хан-Магомедова

В перформансе «Хрустальный килт. Ко Дню матери» (1982) Сьюзен Лейси участвовали 430 женщин старше 60 лет. Эту живую картину демонстрировало государственное телевидение. На огромной площади были расставлены столы, напоминающие по форме килт. В сопровождающем картину саундтреке сливались голоса 75 женщин, они рассказывали о своем опыте.

Это одна из работ выставок, ознаменовавших открытие 16 июля 2012 года новых помещений (The Tanks) в галерее Тейт Модерн. Пространство музея увеличилось на 70 %, стоимость проекта 90 млн фунтов. Проект по расширению экспозиционных площадей Тейт Модерн общей стоимостью 215 млн фунтов (авторы — швейцарские архитекторы Херцог и де Мерон) будет завершен в 2016 году.

Задача The Tanks — стать местом для созерцания, осмысления, взаимодействия с произведениями, порой не имеющими материальной формы, которые нельзя продавать и покупать. Новые пространства ориентированы на «живое» искусство — перформанс, хеппенинг, театрализованные действия, эфемерные инсталляции, экспериментальные фильмы. The Tanks — первое в мире помещение для «живого» искусства.

Новые пространства, серия резервуаров или баков — танков, использовались прежде на старой электростанции для хранения масла и мазута.

Бетонные резервуары адаптированы для выставочных залов, грубые стены все еще хранят следы недавнего прошлого: темные пятна, поспешно нацарапанные распоряжения инженеров. Трудно придумать лучшее пространство для перформанса: темное, круглое, подземное с вместительным залом на 100 человек. Входя в The Tanks, словно попадаешь в другое измерение — еще чувствуется острый запах масла, массивные бетонные балки создают странное предчувствие неизведанного. Продуманное освещение усиливает ощущение предстоящего нового опыта.

Уже при открытии Тейт Модерн было ясно, что музей запрограммирован на радикальные трансформации. Его Турбинный зал был задуман как площадь и действительно стал публичным пространством. Но The Tanks — это первые в мире музейные залы, посвященные исключительно перформансам, инсталляциям и фильмам. Экспозиционное пространство специально ориентировано на физическое присутствие публики вокруг перформансиста или погружение вглубь кино-инсталляции.

В новых помещениях планируется демонстрация программ, посвященных истории «живого» искусства или перформанса начиная с 1950-х годов, времени зарождения искусства движения, жеста и акций. Созданный за прошедшие десятилетия большой архив и сложный словарь выразительных средств смогут использовать молодые художники. В работах этого архива прошлое и настоящее существуют одновременно.

Почти полстолетия искусство перформанса оставалось за пределами музея. Можно вспомнить, как Йоко Оно разрезала одежду на своем теле, как Эдвард Маккой зажигала церемониальные огни, как Крис Берден стрелял себе в руку из пистолета. Эти перформансы видели немногие, и никогда их документацию не показывали в галерее или залах музея. С открытием The Tanks ситуация кардинально меняется.

За последние пятьдесят лет «живое» искусство стало ключевым способом творческого выражения современных художников. Частично это объясняется нежеланием художников взаимодействовать с арт-рынком. Бросая вызов искусству как предмету купли-продажи, они предпочитают работать со своим телом, самым некоммерческим объектом. Когда перформансисты порвали с концепцией традиционного театра, для них открылось пространство для радикального эксперимента, в котором художники и актеры воплощают свежие идеи необычным образом.

Проблема заключается в том, что «живое» искусство оставалось долгое время недоступно для широкого зрителя. Немногие могли видеть их в форме видео. Однако такая документация лишь в малой степени показывает острую актуальность «живого» искусства.

В течение 15-недельной программы «живого» искусства в The Tanks демонстрируются перформансы и инсталляции, включая хореографический танец Анны Терезы де Кеерсмакер, фильм-инсталляцию молодого корейского художника Сунга Хвана Кима и перформансы Эдди Пика. Программа включает не только исторически значимые работы, но и творчество восходящих художников, а также произведения, использующие разные научные дисциплины.

«Fase», четырехчастная работа по хореографии Де Кеерсмакер, вызывает интерес своеобразными отношениями между музыкой и танцем. Идея автора в том, чтобы рассматривать танец независимо от музыки, а не как способ ее иллюстрирования. Два перформансиста, Де Кеерсмакер и Тейл Долвен, выполняли серии повторяющихся движений в строгой синхронизированной последовательности. Эта, казалось бы, формальная работа по ходу перформанса превращается в насыщенное эмоциями действо, отношения между танцорами обостряются, обмен фразами переходит в напряженный диалог, энергетические приливы и отливы сменяют друг друга…

Нынешняя ситуация — удачный момент для возрождения перформанса, к нему сейчас обращается все больше художников. Англо-немецкий художник Тино Сегал недавно осуществил перформанс в Турбинном зале. Ветеран перформанса Марина Абрамович вновь востребована с документацией ее работ на ретроспективе в МоМА. Куратор современного искусства и перформанса Тейт Модерн Кэтрин Вуд говорит: «Среди сообщества художников появились те, у кого нет желания доминировать в истории искусства и на рынке».

Вторит ей Николас Серота: «В трудные времена люди пересматривают свои ценности и обращаются к искусству, напрямую не связанному с рынком. Художник желает делать работу, непосредственно вовлекающую зрителя».

Демонстрации «живого» искусства позволят музею Тейт Модерн привлечь более широкую публику. Открытие The Tanks — важная ступень в расширении понимания современного искусства и его популяризации. Однако еще предстоит ответить на многие вопросы: что означает собирание эфемерного искусства, основанного на временном факторе? Если это архив, то как его активировать и уберечь от умирания? Следует ли «оживлять» произведения, эфемерные по своей природе? И насколько прежний дух перформанса приживется в атмосфере бизнеса глобалистского искусства? Как сбалансировать искусство будущего с искусством прошлого? Музею предстоит большая работа по возрождению «живого» искусства, кураторы Тейт Модерн разработали программу на несколько лет вперед.

ДИ №6/2012

14 декабря 2012
Поделиться: