Эрмитаж всегда формировал лицо культурной столицы России, и было понятно, что уровень присутствия современного искусства в городе не может достойно поддерживаться без его участия. Одна из самых значительных коллекций всегда представляла отечественную культуру на Западе, но долгое время не входила в пространство искусства второй половины XX века. Создание новой площадки для современного искусства именно в границах Эрмитажа стало естественным продолжением истории его формирования.
Сцена из оперы Владимира РАННЕВА «Два акта» на либретто Д.А. Пригова. Фото: Алексей Новоселов
|
Пять лет прошло с официального старта проекта «Эрмитаж 20/21» (под руководством Дмитрия Озеркова), призванного центрировать подход к развитию современного искусства в Санкт-Петербурге на базе всемирно известного музея. Москва, которая в силу объективных и субъективных причин не может позволить себе такого уникального соединения международного классического и современного искусства под одной крышей, продолжает борьбу за создание нового музея на фоне успешной работы отдельных институций. Центр современного искусства в Петербурге обосновался в переданном в 1993 году Эрмитажу Восточном крыле Главного штаба — части важнейшего архитектурного комплекса Санкт-Петербурга творения зодчего К.И. Росси. Реконструкция и реставрация здания завершатся только к 2014 году, но уже сейчас чувствуются заложенный в проект размах и адекватное соотношение с образцами современного музейного пространства.
Эрмитаж подобно Лувру и Версалю не один раз впускал в имперские декорации современное искусство. С той, правда, разницей, что в Европе, где для актуального искусства достаточно возможностей, это было особым ходом, концептуальной игрой, эрмитажное обращение к современному искусству ограничивалось отдельными выставочными проектами, которые ютились в дворцовых залах и, как правило, игнорировались широкой аудиторией, предпочитавшей осматривать интерьеры с шедеврами Рембрандта или египетскими саркофагами. Даже события проекта «Эрмитаж 20/21», а среди них были выставки Аниша Капура, Энтони Гормли, Вима Дельвуа, Сантьяго Калатравы, Тони Крэгга и другие крупные экспозиции, несколько обособленно чувствовали себя как в залах дворца, так и комнатах штаба до реконструкции. Теперь уже само место задает простор для возможностей. Новый Главный штаб — колоссальное пространство, способное принять не только любое произведение современного художника, но и коллекцию, продолжающую императорское собрание, представив площади для постоянной экспозиции, которую предполагается выстроить по именному принципу: 12 залов — 12 художников, значимых для истории мирового современного искусства.
Первый зал посвящен Дмитрию Александровичу Пригову. В основу экспозиции легли 400 работ мастера, переданных в коллекцию музея фондом Д.А. Пригова. Действо вокруг фигуры Дмитрия Александровича подали так же мультикультурно, как и само его творчество. Активное участие фонда Пригова позволило не ограничиваться выставкой: в течение восьми ноябрьских дней проходил фестиваль «Дни Д.А. Пригова в Государственном Эрмитаже», а это международная конференция «IV Приговские чтения», серия лекций, поэтические вечера и концерты. Открывала фестиваль премьера оперы Владимира Раннева «Два акта» на либретто художника. Раннев начал работать над оперой вместе с Приговым еще в 2005 году, но завершал ее один, поэтому либретто, по словам композитора и постановщика, правильнее называть текстом. Его герои, как это нередко бывает у Пригова, персонажи из истории культуры. В данном случае Гамлет и Фауст. «Для Пригова они два типа рефлексирующего сознания, укоренившихся в европейской культуре», — поясняет Раннев. Опера была исполнена немецкими музыкантами — одним из ведущих европейских ансамблей современной музыки «Mosaik», дирижер Энно Поппе.
Солисты — не менее известные в мире современной академической музыки Наталья Пшеничникова, Райнер Киллиус и Гуннар Брандт-Зигурдсон.
Действие проходило в атриуме Главного штаба, это перекрытый стеклянной крышей двор, служащий центральным входом в выставочные залы, где были созданы концертный и видеозал-трансформер. Публика могла ощутить масштаб постановки благодаря видеопроекции, которая подобно уличному мэппингу захватила целую стену дома, вписанного теперь в архитектуру музея. Два акта оперы — два мультимедийных действия, созданных при участии видеохудожников, работающих с петербургским театром АХЕ — Олега Михайлова, Кирилла Маловичко и Георгия Маматова, построили их в атриуме необычайное сценическое пространство.
Параллельно в залах Главного штаба работают выставки: «совместная» братьев Чепменов и Франсиско Гойи, декупажей и костюмов, созданных королевой Дании Маргрете II, уникальной архитектурной графики из коллекции Эрмитажа и частного собрания Сергея Чобана.
Смелый проект братьев Джейка и Диноса Чепменов «Конец веселья» органично дополнили классические офорты Франсиско Гойи из фондов Эрмитажа. Ад «новых британских художников» вступает в диалог с «Бедствиями войны» Гойи, которые так и не увидели свет при жизни автора. В экспозиции графика Гойи обрела новую провокативность и актуальность в руках дуэта из Великобритании. «Дорисовав» на тиражных оттисках «Бедствиий войны» персонажей своего мира, художники создали свой вариант — «Ужасы войны». Так и в новом Эрмитаже подобное соседство в рамках временной выставки переходит в новое качество — гармонию классического и современного искусства.
Сказочные образы датской королевы Маргрете II превратили залы Эрмитажа в детскую комнату, где «бесстрашные» зрители Чепменов могут оставить своих чад для прогулки по экспозиции «Дикие лебеди». Как известно, королева профессионально занимается книжной графикой, и в ее арсенале есть иллюстрации, например, к книгам Толкиена. В данном же случае мы знакомимся с ее кинематографической работой — как художник королева Дании приняла участие в экранизации сказки Ханса Кристиана Андерсена. В фильме много мрачных образов, но вряд ли они смогут тягаться с апокалиптической картиной мира в залах, не рекомендованных к просмотру лицам моложе 18 лет.
Главный штаб уже сейчас, еще скрывая свой фасад за реставрационными лесами, четко определил направление развития современного искусства в Северной столице.
ДИ №6/2012