Выставка «Наследники Русского Востока» Валерия и Александра Волковых проходила летом 2012 года в основном экспозиционном пространстве Государственного музея Востока. На ней были представлены живописные, графические, скульптурные работы двух московских жудожников ― продолжателей творческой линии отца Александра Волкова.
|
Сыновья основоположника национального изобразительного искусства Узбекистана Александра Николаевича Волкова (1886–1957) Валерий и Александр Волковы сложились как художники в Ташкенте и в Москве в середине ХХ века. Соединив впитанные с детства традиции искусства Средней Азии с мировыми художественными тенденциями, воспринятыми на выставках зарубежного искусства в Москве и во время поездок во Францию, братья Волковы представляют редкий пример органичного сочетания искусства Востока и Запада. Многочисленные творческие поездки, совершенные Волковыми на протяжении более полувека преимущественно по Европе, Средней Азии и Ближнему Востоку, существенно расширили круг их художественных интересов, в результате зрители получают возможность увлекательного путешествия по тропам мировой культуры.
Творчество братьев Волковых интересно с точки зрения искусствознания, так как позволяет проследить в русской живописи второй половины XX века бытование различных стилистических тенденций, а также восприимчивость отечественной школы к западным поискам, возможность сочетания различных художественных направлений. Подобно тому, как их отец, автор знаменитой «Гранатовой чайханы» (1924, Москва, Третьяковская галерея), синтезировал различные тенденции искусства русского авангарда, одним из ведущих представителей которого он являлся, и органично включал в него восточный колорит, братья Волковы обладают даром соотносить свое творчество с искусством авангарда 1920-х годов, язык которого им знаком с детства. Среднеазиатский колорит проявляется в их творчестве в восприятии света, насыщенной цветовой гамме, изобразительных мотивах, сюжетной основе ряда работ, а прежде всего в особом образном восприятии мира. Органическое соединение различных традиций порождает особый художественный язык.
Основу художественной системы братьев Волковых формировали общие истоки, однако у каждого свое творческое лицо. Тем увлекательней прослеживать различные источники в произведениях Валерия и Александра, их особое преломление, творческую интерпретацию у каждого. Потому представленные в одном выставочном пространстве работ двух мастеров дают повод для интересных сопоставлений.
О концепции выставки «Наследники Русского Востока» Александр Александрович Волков говорит: «…мы родом из Средней Азии, из Ташкента мы как бы дети уже второго поколения русских, родившихся на Востоке. И это, конечно, сыграло большую роль в становлении нашей жизни и в сложении биографии, потому что это особый пласт людей, которые жили не на своей родине, но были очень влюблены в этот край и естественно соединяли русскую культуру с культурой местной, и так родился новый сплав. Отсюда у людей, родившихся на Востоке, на солнце, немного другое восприятие и живописи, потому что там, где много солнца, много света — там живопись и рождается». Представленное в экспозиции — полувековой итог творчества Волковых в живописи, графике, скульптуре — от произведений 1960-х до созданных в последние годы. Присутствуют также работы и младшего представителя династии — московского художника Андрея Волкова (он же автор-составитель монументального двухтомника «Валерий Волков» и «Александр Волков», выпущенного к выставке).
Валерий Волков (род. 1928) определяет свой творческий стиль как нефигуративный реализм. Особую роль в его становлении сыграло искусство художников русской эмиграции Николя де Сталя и Андре Ланского, с которым его связывала дружба. Важным было и личное общение с Марком Шагалом, с которым Валерий встретился во время поездки в Париж. За внешней яркостью его картин, отличающихся сочным колоритом и виртуозной графичностью, ощущается широта историка искусства, знаточество ученого. Знаковой воспринимается на выставке картина В. Волкова «Три граната» (2009, холст, масло), воплотившая основные черты его творческого кредо.
Лучистая и яркая живопись, в которой преломляются традиции русского авангарда и абстрактного экспрессионизма, выражает жизнелюбивую философию, энергию, непосредственность восприятия Александра Волкова (род. 1937). На становление его мастерства, по его признанию, особое воздействие оказал Пол Джексон Поллок. В середине 1960-х, будучи студентом МГПХУ (бывш. Строгановского) в Москве, Александр создал серию картин «в манере Поллока» и устроил летом квартирную выставку для московского арт-сообщества. Сюжеты картин рождались в путешествиях. Так, к библейскому сюжету «Бегство в Египет», проходящему красной нитью в творчестве Александра Волкова, он обратился во время поездки по Ближнему Востоку. Эта тема воплотилась в скульптуре («Бегство в Египет», 1988, соли, шамот, глазурь) и живописи («Бегство в Египет», 1990, холст, масло). Не менее важен в творчестве мастера пейзажный жанр. Внимание на выставке привлекают серии пейзажей Литвы, Москвы и Подмосковья, в частности Звенигородского края, где находится любимый мастером музей «Новый Иерусалим» — «Полет над Звенигородом» (2005), «Утро в Посаде» (2005). Пейзажи с видами Венеции и других городов Европы поражают неожиданной трактовкой знакомых архитектурных мотивов. В полотне «Жара в Венеции» (1994) мастеру удалось увидеть то, что скрыто от взгляда туристов.
Кураторы выставки Тигран Мкртычев и Екатерина Ермакова считают, что география путешествий значительно обогатила творчество живописцев. Средняя Азия дала незабываемые впечатления детства, ставшие органичной частью мировоззрения Волковых; Москва — вновь обретенный дом и семья; Франция — первое соприкосновение с современным западным искусством; Италия — великое наследие Ренессанса; Испания — фламенко, коррида; Египет, Палестина — образы «другого» Востока. Все слилось в единый поток живописных образов».
ДИ №6/2012