×
«Концепты». Римма и Валерий Герловины
Лия Адашевская

Римма и Валерий Герловины, семейный тандем, сложившийся в 1971 году, в каком-то смысле призрак отечественного искусства: о нем все знают, но все меньше тех, кто видел художников живьем. 

Герловины незримо (своими работами) присутствуют на всех значимых выставках, посвященных московскому концептуализму, упоминаются во всех статьях на эту тему. Без их произведений история отечественного современного искусства, зачинавшегося в андеграунде, не будет полна. Это художники, чья роль в развитии концептуализма в России была основополагающей. «Герловины внедрили в наше сознание слово "концепт", до них никто его даже не произносил. Хотя сейчас и говорят, что первые концептуалисты — это группа Монастырского, это неправда. Первые были Римма с Валерой», — свидетельствует Борис Орлов в одном из своих интервью («Собеседники», интервью с Борисом Орловым, «Искусство», 2009, № 1–2). На местной почве именно Герловины — пионеры игровой концепции искусства, столь приветствуемой сегодня интерактивности, зачинатели лендарта, перформанса. И при всем при том они прочно ассоциируются у нас с уже далекими 1970-ми. Что, впрочем, вполне объяснимо. В 1979 году они эмигрировали в США и, казалось, безвозвратно выпали из отечественного пространства, их следы затерялись в мифическом для того времени, параллельном советской реальности пространстве Нью-Йорка. Хотя на Западе, узнавшем о художниках после того, как в прессу просочились фотографии их перформанса «Homo Sapiens» (1977) (они в собственной квартире построили клетку, в которой сидели нагишом, что символизировало положение человека в СССР), их приняли довольно тепло — работы Герловиных вошли в экспозиции множества музеев, среди которых такие, как чикагский Институт искусств, Музей искусства Нового Орлеана, тель-авивский Музей искусства, токийский Столичный музей фотографии. В местном же ландшафте Герловины как бы исчезли, растворились, канули в Лету, оставив нас в полном неведении относительно своего последовавшие за исходом творчества. Конечно, если говорить только о московском концептуализме как явлении, возникшем при определенных обстоятельствах в конкретном географическом месте, то вроде как и ничего страшного — локальное явление, имеющее свои временные границы, что-то вроде пьесы, вполне законченной, прекрасно сыгранной, где под занавес некоторые персонажи сходят со сцены, драматургически оправданно отправляясь в неведомую даль. И всем понятно, что потом у каждого продолжается уже своя история, своя жизнь, свои коллизии, а что было, то было.

Но если задуматься, в активе художников около десяти лет московского периода и вот уже более тридцати нью-йоркского. Три четверти творчества — терра инкогнито для соотечественников. Если, конечно, не считать несколько работ, специально привезенных из американского частного собрания на выставку «Русский леттризм» (куратор Андрей Ерофеев), проходившую в 2009 году в ЦДХ. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что в 2006 году художники создали свой сайт, так что особо интересующиеся их творчеством получили возможность приоткрыть завесу над тайной. Но виртуальный характер интернет-источника мало повлиял на общее ощущение присутствия/неприсутствия Герловиных в России.

И вот, наконец, в серии «Библиотека московского концептуализма Германа Титова» вышла книга Риммы и Валерия Герловиных «Концепты» — еще одно произведение художников, графическое, литературное, теоретическое и философское. Книга продумана и сделана самими художниками, без помощи искусствоведов, редакторов и дизайнеров. Это не просто автобиография, перемежающаяся подробными комментариями к работам, данным в строго хронологическом порядке, и обильно сдобренная пространными философскими рассуждениями. Это не просто творческая биография, для удобства разбитая на главы: «Римма Герловина “Кубики”», «Валерий Герловин “Концептуальные объекты”», «Ранние совместные работы. Москва 1972–79», «Совместные фотоконцеп-ты», а те, в свою очередь, на подглав-ки, с делением на московский и нью-йоркский периоды. Этот труд точнее определить как попытку осмысления собственного «дао», что подтверждают и слова художников, приведенные в конце книги: «Все наши метафорические концепты профильтрованы через наше сознание, чувства и нашу жизнь в целом. В них мы играем роль экспериментатора и его эксперимента одновременно, где наша собственная судьба является и средством выражения, и носителем эксперимента, и целой его обсерваторией. Если верить в буддистский катехизис, согласно которому человек является результатом своих собственных мыслей, то мы и видим свой результат через собственное творчество. Поэтому оно объединяет факты и фабулы нашей жизни, как "иллюстрированный манускрипт неизвестного происхождения", т.е. с размытыми темпоральными и пространственными границами. И на самом деле мы фиксировали свои творческие эксперименты в форме литературно-философского манускрипта, следуя принципам герменевтики. Возможно, этот эстетический поиск, его психологическая драматургия и их психологический синопсис могут послужить оживляющим фактором и для других».

Будем надеяться, что так это и произойдет. «Оживляющих факторов» всегда дефицит, если за таковые, разумеется, не считать всевозможные скандалы и те или иные события в политике. По поводу последнего авторы пишут: «Прямой политический контекст в искусстве был мало интересен для нас, но это не значит, что мы полностью игнорировали его — мы его модифицировали, как и модифицировали весь остальной описательный материал жизни в компактные визуальные символы и знаки. В целом нас больше интересовала философская сторона творчества, его психологическая и метафизическая подоплека, его роль в формировании более развитой личности, нежели социальной единицы общества. Требуется более радикальное отношение к социуму, чем его резкая критика, которая на самом деле является не только его имманентной частью, а в какой-то степени его мотором».

Надо думать, многие сегодня с такой позицией не согласятся, но как бы там ни было книга Риммы и Валерия Герловиных во многом своевременна. Она ценна и с исследовательской точки зрения, и с художественной. В конце концов, ее просто интересно читать. Она затягивает, завораживает и одновременно заставляет переживать острое чувство сожаления, что в Москве до сих пор так и не прошло ни одной полноценной выставки художников. Остается надеяться, что однажды это все же случится.

ДИ №6/2012

14 декабря 2012
Поделиться: