×
Московский арт-дневник
София Терехова

Натюрморт. Прошлое и настоящее

В ГТГ со 2 ноября по 24 февраля проходит выставка «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности». Организаторы не задавались целью представить энциклопедическую историю развития этого жанра в России. На выставке показаны работы, относящиеся к начальному этапу, укоренению его в русской художественной практике (конец XVIII — начало XIX века) и его интерпретации последних тридцати лет. Произведения, принадлежащие этим двум этапам, стилистически различны. Показаны они вне художественных процессов времен своего появления и без специальных экспозиционных решений могли вступить в диссонанс. Но этого не происходит, помещенные в одно пространство, они создают убедительную диахроническую перспективу, синхронизированную современностью. Внимания к предметности как основе художественного произведения оказалось достаточно для организации единого экспозиционного пространства. Временной разрыв, с одной стороны, позволил указать на разницу в восприятии предметного мира, а с другой — констатировал факт, что восприятие двухсотлетней давности интересно сегодня и потому естественно сосуществует с модернистскими новациями. И любовное перечисление объектов, и анализ их взаимодействия в едином пространстве, и изолированный самостоятельный объект выявляют энергетическое и смысловое напряжение вещи. Неизменным в эстетических константах этого жанра остается не только чувство прекрасного, но и присутствие изощренной игры, наличие неожиданных деталей, что превращает перечисление предметов в удивительное зрелище. Изначально статичный, этот жанр требует создания напряженных отношений внутри произведения, не только иллюзии пространства, но и его психологической достоверности. Русские художники конца ХХ века достигают большой свободы в реализации этих возможностей, это и «Банки» Б. Турецкого, и открытки И. Кабакова, и «Череп Буратино» И. Макаревича, почти китчевые «Розы» В. Дубосарского.

Кураторы выставки увидели характерные признаки натюрморта в произведениях, формально далеких от него. Скажем, знаменитая дверь Рогинского, помещенная в экспозицию, обретает новые художественные свойства. Полотно двери, изготовленное по заказу художника и не являющееся реди-мейдом, оказывается фоном для привинченной к нему старой дверной ручки, становящейся единственным объектным элементом этого ассамбляжа. Подобные неожиданные акценты и прояснения актуальных смыслов на выставке придают экспозиции разнообразие и вовлекают в активное взаимодействие с произведениями.

Искусство и наука

В Московском планетарии с 19 сентября проходит выставка Вячеслава Колейчука «Геометрия космоса». Художник получил известность в начале 1970-х годов, будучи участником движений, экспериментирующих с новыми формами, возникающими на стыке искусства и науки. В то время художественное объединение «Движение», в которое входил автор, утвердилось как одно из своеобразных составляющих «второй волны русского авангарда». Но в отличие от других направлений художники, принадлежащие к этой группе, избежали конфронтации с руководителями официальной советской идеологии, более того, получили признание как дизайнеры. Ряд проектов Колейчука реализован в публичных пространствах. Искусство на грани дизайна и изобретательства сохраняет свою актуальность по сей день, оно вносит упорядоченность и ясность в дегуманизированный социум. Легкие геометрические конструкции художника выявляют структуру сложного и отчетливо организованного пространства. Ритмическое повторение простых элементов порождает прихотливый ритм, знакомый жителю мегаполиса. Но он очищен от повседневного шума, обретая в своей отстраненности и прохладе «космическое звучание». Для данной выставки удачно выбрана площадка Московского планетария, это подчеркивает связь между наукой и искусством, которую декларирует художник. Экспозиция насыщена множеством «самонатягивающихся» конструкций, которые и создают атмосферу «внеземного». Представлено также и видео, например, показаны эксперименты автора в театре — перформансы, рассказывающие о взаимодействии человеческого тела и геометризованного пространства. Вырезанные из дерева треугольники со сложной геометрией создают эффект переливания, повествуют о пластичности пространства, его «текучести».

Искусство Колейчука многопланово. Космизм, конструктивизм очевидны (вспомним его декорации к фильму «Кин-дза-дза»), менее заметна, но важна мягкая ирония, с которой нам их представляет художник.

Зигги

С 14 ноября по 9 декабря в галерее «Pop|off|art» состоялась выставка Вики Бегальской. Художница получила известность своей работой с видео, где она реализовала тонкую игру с ген-дерной и неофрейдистской проблематикой. В этот раз представлена живопись, повествующая о том же — продукт постпсихоанализа, напоминающий по стилю арт-брют с его интересом к искусству людей, страдающих психическими расстройствами, препарированный в русле феминизма. Грубоватые по композиции и фактуре работы трогают зрителя присутствием в них мягких цветовых соотношений, переводящих жесткий по замыслу материал в абстрактную, декоративную живопись. Да, говорит художник, окружающий мир груб и безумен, но искусство позволяет подвергнуть его эстетической интерпретации. Сильные подсознательные импульсы в контексте современной жизни теряют свое брутальное измерение и становятся таким же объектом среди объектов, как многое из того, что обволакивает аура общества потребления. И тут логично вспомнить о Зигмунде Фрейде (Зигги, как ласково называла его мать). Зритель увидит абстрактные композиции с эмоциональным послевкусием и иронические примитивистские портре-ты. Высокая степень обобщенности и легкий сарказм позволяют говорить о возникновении новой волны психического реализма.

Феминистический карандаш

В новом пространстве на «Красном Октябре» — «Fabrika» 12 октября открылась выставка «Феминистический карандаш». Несмотря на актуализированную «феминистичность», выставка представляет интерес не только социальный, но и эстетический. Если отложить шовинистическое определение «женская логика», то прежде всего обращает на себя внимание женская наблюдательность, проявленная участницами выставки. Художницами представлены графические серии, выполненные в различных форматах и техниках, сопровождаемые пояснительным текстом, рукотворные комиксы. Темы затронуты разнообразные. Микаэла создает трафареты — портреты видных революционерок — в виде листовок «wanted». Умная Маша работает с граффити и в жанре диалектического плаката, дает тезу, антитезу, не разрешая их, тем самым поддерживая напряжение. Вика Ломаско, выступающая также сокуратором данной выставки, представляет графические листы, в которых женский персонаж кратко и емко рассказывает о центральной проблеме собственного интимного личного существования. Конечно, не обошлось без темы «Pussi Riot», история которых в интерпретации Полины Петрушиной явно узнаваема, но приобретает сюрреалистическую окраску.

Предъявленные формальные требования к экспозиции (авторы — женщины, темы в той или иной степени касаются феминистического мироощущения) оказываются продуктивными для качества почти «стихийной» выставки.

Инстинктивная тяга к «табуированному» и социально нежелательному представляется определенной ностальгией по советским временам, когда запретность авангардного искусства становилась одним из его мощных стимулов. «Не могу молчать» — тоже очень по-женски. Искусство, вызревшее некогда в рамках борьбы за эстетическую свободу, сейчас проявляется в борьбе за свободу социальную.

Уплотняя время

С 12 ноября по 7 декабря в помещениях ЦТИ «Фабрика» проходит выставка Сергея Катрана и Екатерины Сисфонтес «InTime». Художники давно занимаются изобретением разнообразных приборов и приспособлений, предназначенных для практически научных целей. В данном случае они хотели продемонстрировать факт «нелинейного равновесия времени». Для этого применяются разного рода «приспособления», призванные уплотнить время. Одновременно функционирующие батареи песочных часов, сокращающих прохождение обязательных дня, месяца, года до 10 минут, освободив другое, свободное от отчета время, которое зритель может посвятить себе, не задумываясь о растраченных усилиях. Постоянно работая с темой времени, художники стремятся представить его наглядно. Как бы дерзновенны ни были ученые, думается, им не приходило в голову представление о времени как об объекте, который можно сжимать, растягивать, накапливать, создавать банк таких объектов — времен.

Расхожее выражение «время — деньги» понято Екатериной Сисфонтес буквально: совокупность купюр разных стран и разных времен представляет своеобразное временное движение. Другая новинка, изобретенная художницей — вращающееся колесо «Секунда», на котором расположены фотографии модели, сделанные с некоторым временным интервалом. Этот барабан выполняет функцию, противоположную функции «волшебного фонаря». Вместо иллюзии непрерывного движения он подчеркивает неповторимость конкретного мгновения, секунды. Наряду с упомянутой выставкой Колейчука эта экспозиция обозначает тенденцию к художественной деятельности на грани науки и искусства. Сергей Катран декларирует, что творчество художников может стимулировать новые открытия ученых в области природы времени. Выставка с долей иронии повествует о том, как смело мы рассуждаем о такой категории, как время, и как мало знаем о ней.

Большое английское колесо

В МАММ с 26 октября по 16 декабря проходит выставка английского художника Марка Куинна «Большое колесо продолжает вращаться». Хорошо известный публике во всем мире участник арт-группы «Young British Artists» Куинн показывает в Москве около 60 своих работ: живопись, инсталляции и, конечно, скульптура. В последние годы нам удалось познакомиться с яркими представителями нового английского концептуального искусства — братья Чапмены, Дэмьен Херст, скульптор Энтони Гормли. Все эти художники обозначают темы, лежащие вне сферы «искусство для искусства», сохраняя при этом пластическую убедительность и продолжая поиск новых форм и материалов. Как бы далеко ни заходили эксперименты в изобразительном английском искусстве последних двухсот лет, оно сохраняет приверженность фигуративности, придерживается духа эмпирической школы Гоббса — Локка. Куинн эксплицирует несколько тем, вызревших из его наблюдений над самопрезентацией социума. В своей выразительности они все так или иначе привязаны к человеческой телесности. Это основная точка отсчета для художника — человеческое тело в скульптурном единстве и эксклюзивности, универсальной функции любого его органа. В экспозиции МАММ в качестве образца идеальной, самодостаточной телесности можно привести скульптуру «Кейт-невидимка». Натуралистичный, выполненный в реальном масштабе, этот объект соразмерен зрителю, сопоставим с ним. Показывающий чудеса йоги поп-персонаж, вылитый из черной пластмассы, фантастичен в своей пластике, но реалистичен в ненавязчивой всепроникаемости своего присутствия. Это некая аватара, мурти одного из множества эмпирических божеств Нового времени. В круглых и овальных холстах художник внимательно изучает отпечатки пальцев и радужку глаз человека, обнаруживает лабиринты, которые любовно транслирует в формате живописи, придавая им актуальность технологической изощренностью исполнения. Ось мира, вокруг которой происходит его вращение — зрачок.

А направление взгляда — тема еще одной серии скульптур, где изображен своего рода современный Гамлет, сосредоточенно разглядывающий череп. В выборе сюжетов и моделей для своих произведений Куинн проявляется как актуальный художник, но остается традиционным английским творцом.

ДИ №6/2012

14 декабря 2012
Поделиться: