Интервью с Ириной Лебедевой, генеральным директором Государственной Третьяковской галереи
|
ДИ. Сегодня деятельность музеев оценивается в значительной мере по количеству посетителей. И хотя у Третьяковской галереи с этим проблем нет, какие меры по привлечению зрителей вы предпринимаете сейчас и какие предполагаете реализовать в будущем?
Ирина Лебедева. Оценивать деятельность любого музея неправомерно только по количеству. Третьяковскую галерею посещает очень разная публика. В Лаврушинском переулке это, как правило, туристы, школьники и москвичи, которые давно не были в галерее. А галерею на Крымском Валу посещают в основном москвичи, приезжих меньше. Но здесь существует и так называемая целевая аудитория: иностранцы, не группы, а люди, интересующиеся искусством двадцатого века. В постоянной экспозиции на Крымском Валу зрителей меньше, так как искусство прошлого столетия еще не так востребовано массовой публикой. Но когда там проходят выставки, зрители с удовольствием осматривают и основную экспозицию. Существуют и количественные ограничения. Например, здание в Лаврушинском переулке не может принять больше посетителей, чем положено. Тем не менее мы рассматриваем вопрос об изменении времени работы музея. Мы сделаем два длинных дня специально для москвичей, в остальные дни режим работы галереи будет более коротким.
ДИ. Расширение зрительской аудитории, очевидно, возможно за счет тех групп населения, для которых музей не входил в круг культурных интересов.
Ирина Лебедева. Проблема привлечения в галерею людей, для которых поход в музей не является необходимостью, способом проведения свободного времени, очень серьезна. Нужно искать способы привлечения в музей нового зрителя, не снижая планки требований. Мне кажется, наша публика не ходит в музей из-за недостаточной информированности. Следует готовить новые интересные программы, которые могли бы заинтересовать людей.
ДИ. Должен ли ваш музей, по сути, музей истории отечественного искусства, становиться современным и по экспозиционному принципу, и по включенности в художественный процесс?
Ирина Лебедева. Такой крупный музей как Третьяковская галерея, должен работать с современным материалом. Выбор мы сделали в двухтысячном году, когда у нас появилась коллекция современного искусства из Царицына. Мы также приобретали произведения у художников, получали работы в дар. С одной стороны, мы показываем тысячелетнюю историю нашего искусства, а с другой — конечно, должны работать с современным материалом на выставках. Для нас очень важна своя концепция работы с актуальным искусством без соревнования с другими площадками. У каждого своя роль.
ДИ. Как вы включаетесь в работу с Московской биеннале современного и молодого искусства?
Ирина Лебедева. Галерея каждый раз участвует в биеннале в рамках параллельной программы. При работе с актуальным материалом мы ставим перед собой задачу его музеефикации. Любые другие институции актуального искусства реализуют свои концепции. У них есть своя аудитория. Туда ходят те, кому это интересно. Для нас важен музейный взгляд на материал. У нас разные посетители, не только интересующиеся современным искусством. С целевой аудиторией работать легче. Сначала нас критиковали за демонстрацию современного искусства. Но у каждого зрителя свой выбор: кому не нравится, может не смотреть. Раздел новейших течений пока экспериментальный. Но у нас есть преимущество, которое мы используем, когда организуем выставки современного искусства: в контекст таких выставок мы вводим исторический материал, из фондов. Такой неожиданный поворот вызывает у зрителей большой интерес.
ДИ. Какой вы видите галерею в будущем? Что означает ее превращение в музей двадцать первого века?
Ирина Лебедева. Я считаю главной заслугой основателя галереи П.М. Третьякова то, что он очень точно, тонко почувствовал потребность современного ему общества. Мы стараемся, чтобы галерея следовала его заветам: быть современной и отвечать на запрос общества в создании общедоступного демократичного музея.
ДИ. Традиционно музей — это место, институализирующее индивидуальное творчество. И в историческом здании галереи следуют этому принципу — залы посвящены не направлениям, а художникам. Постоянная же экспозиции в залах на Крымском валу основываются на представлении тенденций, что, конечно, отвечает идее историзма, но эти течения все же инициируют отдельные люди. Не предполагаете ли вы со временем представлять современную историю в лицах, выделяя залы таким художникам, как Пригов, Кабаков, Монастырский?..
Ирина Лебедева. Искусство двадцатого века показывать очень сложно из-за отсутствия исторической дистанции. Сорок лет назад мы иначе оценивали современное искусство. Сегодня необходимо представить новые варианты прочтения искусства прошлого века. Когда мы готовили первый вариант экспозиции на Крымском Валу, то пытались сделать ее по монографическому принципу. Ничего из этого не получилось, потому что в наши дни более важное значение имеет стремление показать тенденции, повороты, течения и донести эту информацию до зрителя.
ДИ. Планируете ли вы развивать новые связи с художниками, не только организацию выставок?
Ирина Лебедева. Мы очень тесно работаем с художниками: встречи, круглые столы, обсуждения, мастер-классы. И художники нам дарят свои произведения. Благодаря этому мы смогли сформировать хорошую коллекцию современного искусства. Художники понимают, насколько важно, чтобы их работы были в национальном музее.
ДИ. Есть ли музей, на который Третьяковка должна равняться, по вашему мнению? Если да, то, что именно в его работе вы считаете ценным? Многие музеи приглашают кураторов для временного сотрудничества. Третьяковка вроде как предпочитает справляться своими силами. Нет ли у вас планов пригласить какую-нибудь кураторскую звезду?
Ирина Лебедева. Сегодня в обществе существует неверное представление о музее: это место, где хранятся сокровища, проводятся экскурсии и т.п. На самом деле нам приходится работать в жестких условиях существующего законодательства, и это порой настолько тяжело, что я удивляюсь, как мы реализуем наши планы. Сторонние кураторы не слишком вписываются в нынешнюю ситуацию, потому что производственный процесс чрезвычайно сложен. У нас настолько сложная система подготовки выставки, что иностранному специалисту довольно трудно вписаться в нее. Зарубежным кураторам невозможно объяснить все тонкости нашего законодательства. Кроме того, у нас есть свои специалисты, например, Кирилл Светляков, заведующий отделом новейших течений. Наши кураторы готовят проекты, которые высоко оцениваются художественным сообществом. Поэтому пока будем обходиться своими силами.
ДИ. Какие интересные выставки вы покажете этой зимой?
Ирина Лебедева. Как всегда, выставочный план разнообразен. Для нас очень важны крупные проекты и небольшие выставки. Очень успешной была выставка Константина Коровина. Осенью мы покажем необычайно интересную выставку «Натюрморт», основанную на классическом и современном материале. Хотим создать такой необычный диалог. Затем в этом же зале на Крымском Валу пройдет выставка Михаила Нестерова, затем Натальи Гончаровой с работами из парижских и других зарубежных собраний. Разумеется, продолжим традиционные наши проекты в рамках цикла «Третьяковская галерея открывает свои запасники», когда мы показываем материалы из фондов. Также готовим проекты в рамках будущего Года Голландии — России.
ДИ. Как обстоят дела с новыми зданиями, предназначенными для музея?
Ирина Лебедева. В Лаврушинском переулке главная задача — формирование музейного квартала. Многое уже сделано: есть здания, уже ставшие частью галереи, таке как архив и библиотека. Завершит создание музейного квартала новый корпус, о котором говорили еще в тридцатые годы, выходящее на Кадашевскую набережную.
ДИ. А для чего предназначено это здание?
Ирина Лебедева. Это затянувшаяся история. Но мы продолжаем действовать, чтобы расширить площади галереи, увеличить помещенияя, предназначенные для хранилищ, реставрационных мастерских, а также для работы со зрителями, так как в историческом здании галереи это невозможно: взаимодействие ограничено посещением основной экспозиции и выставок. Что касается Крымского Вала, то здесь сложилась тяжелая ситуация: мы не знаем, что нас ожидает. Вопрос о строительстве нового здания пока не обсуждается, старое же находится в плохом состоянии. Сложно жить, как в коммуналке, с ЦДХ, а помещений остро не хватает ни для запасников, ни для лекционных залов.
ДИ. Сейчас популярны совместные акции музеев. Какие контакты и с какими отечественными и зарубежными музеями есть у Третьяковки?
Ирина Лебедева. У нас очень обширные связи с зарубежными музеями. Мы участвуем и в их выставках, предоставляем свои произведения. Иногда организуем выставки только из своего собрания со своей кон-цепцией. Если говорить о контактах с музеями в России, то помимо их участия в основных наших проектах, мы продолжаем разрабатываем проект «Золотая карта России». Уже провели тридцать шесть выставок, показав коллекции региональных музеев в наших залах. В регионах мы проводим две выставки в год из своего собрания. Так, в Ярославском художественном музее мы показали сокращенный, видоизмененный вариант нашей выставки «O dolce Napoli!», имевшей большой успех. Такое взаимодействие важно как для регионов, так и для нас. С нами хотят сотрудничать многие музеи. Объем предоставляемых в аренду произведений возрастает. Активно работаем с ММОМА, который просит на свои выставки произведения из наших фондов. Стараемся участвовать в этих выставках. Круг нашего взаимодействия с музеями Москвы значительно расширился. Это большая нагрузка на галерею.
ДИ. Какими достижениями Третьяковки за последние годы вы гордитесь?
Ирина Лебедева. Мне приятно слышать от посторонних людей, что наши выставки стали более интересными. Для меня это важно. Я много сил потратила, объясняя сотрудникам, что на фоне выставок мы должны делать культурно-образовательные программы, находить более современный подход в работе со зрителями. Мы продолжаем заниматься научно-исследовательской и издательской деятельностью, работаем над академическим многотомником, над альбомами, путеводителями, издаем сборник научных конференций.
Стараемся делать ремонт в залах, хотя это сложно, стремимся рационально подходить к произведениям при закупках, к приобретению оборудования. В общем, позитивный перелом наступил.
ДИ №5/2012