Существующий с 2001 года очень перспективный проект «Мастерская» ММСИ и Школы современного искусства «Свободные мастерские» ориентирован на исследование творчества молодых художников, активно работающих с 2000-х годов. Благодаря разным стратегиям в виде фикций, поэтических трансформаций, новой интерпретации символов, применению передовых технологий вовлеченные в проект художники в визуальных формах передают конфликты, напряженные ситуации, парадоксы, присущие современному обществу в условиях глобализации.
|
В этом году проект «Мастерская» посвящен актуальной проблематике — существованию современного человека в двух мирах, реальном и виртуальном, а также тем пластам действительности, которые мы ежедневно отвергаем, предпочитая им медийные образы. Выставка «Отвергнутая действительность», прошедшая в Центре дизайна «ARTPLAY», получила статус специального проекта 3-й Московской международной биеннале молодого искусства. Мнимую реальность исследовали около 60 художников, кураторы Дарья Камышникова и Юлия Ширина.
В наши дни, несмотря на то что в обществе возрастает число художников и дизайнеров, грамотно и творчески использующих цифровые технологии, продолжаются бурные дискуссии в отношении произведений, выполненных с помощью цифровых средств. Активно обсуждается проблема подлинности таких произведений. Мультимедийное искусство, уникальная комбинация творчества и технологии представляет собой интеграцию разных форм: печатных изображений, аудио, анимации, музыки и видео... Используя виртуальную реальность, цифровую образность, звук, видео, 2- и 3D-анимацию, сегодня художник может сделать свои послания для зрителей более эффективными, чем ранее.
Об этом размышляют участники выставки «Отвергнутая действительность», работающие с разными средствами и видами искусства: картины, скульптуры, графические изображения, фотографии, объекты, инсталляции, видео, оцифрованные изображения. Возможно, в большей степени, чем на предыдущих выставках проекта «Мастерская», в их произведениях обнаруживается стремление на основе дерзкой и изобретательной разработки предложенной темы выдвинуть на первый план все самое актуальное в современном обществе.
Особенностью проекта стало разнообразие отвергаемых действительностей: наряду с виртуальным миром поднимались социальные (Петр Смирнов «Жизнь у дороги», Мария Сафронова «Драка»), и социально-политические вопросы («Новая глава», «Улыбайся!», «twi-реплики»), присутствовала экологическая проблематика (Екатерина Брыскина «Новая земля»), также можно выделить группу произведений, исследующих трансформации художественных средств в эпоху новых медиа (Владимир Потапов «Двойная мимикрия», Ася Мухина «Лики времени»). Большинство работ, так или иначе, связано с виртуальной реальностью, с ее использованием, препарированием. Язык произведений молодых художников, стилистика, образность, пристрастия во многом определяются элементами, примерами, терминологией сети: твиттер, фотожабы, смайлики, ЖЖ, фейсбук, ютуб... Возможно, и не существует резкого различия между мнимой и настоящей действительностью, так как виртуальная реальность оказывается сегодня почти достоверной. Из-за массового принятия связи с помощью смартфонов она стала вездесущей, оказывает большое влияние на физическую реальность. И кажется, что смартфоны уже контролируют нашу жизнь.
Участники выставки не только пытаются ответить на вопрос, заменила ли виртуальная реальность неоцифрованный мир, но и активно используют в работах цифровые технологии, убедительно доказывая, что для современного художника компьютер может стать таким же важным средством создания произведений, как для традиционного художника кисти и краски.
Заявленная тема побуждает к активному внутреннему и внешнему диалогу между участниками, художником и его творением, художником и зрителем, к обмену мнениями. Провокативные идеи выражаются в разных формах: от интерактивных инсталляций, сложных видео, анимации до картин, фотографий: «Апология Web 2.0» Марии Михантьевой; «Одиннадцать» Марии Макаровой; «Дефрагментация» Юлии Бах; «Присутствие» Энн Ха.
В инсталляции «Деперсонализация картины» Мария Обухова задает вопрос, какое отражение настоящее, какое мнимое, заставляет задуматься о субъективности восприятия.
Анастасия Георгиевская в работе «Новая глава» внедряет видео в пространство картины. В абстрактных полотнах в вырезанных отверстиях появляются видео, демонстрирующие разные политические события. Непривычно, спорно, может быть, неорганично, но такая необычная взаимосвязь видео с живописью позволяет иначе интерпретировать концептуально-политический посыл автора.
Взаимодействие виртуального и живописного пространства исследовал Владимир Потапов в работе «Двойная мимикрия». Автор фотографий и мультимедийных проектов Мария Ионова-Грибина представила на выставке серию автопортретов «Почти как все девочки», снятых на айфон, рассчитанных только на виртуальное существование, распечатанными на бумаге, превратив каждую в единичный хрупкий физический объект. В них она размышляет о ценности эфемерных автопортретов, который каждый из нас производит сотнями, окружающих нас и наших реальных и виртуальных друзей сплошным виртуальным облаком.
Некоторые участники с разной степенью успешности пытаются исследовать психологические особенности современников, насколько сильно чья-то личность в Сети отличается от реальной («Настоящее будущее» Оксаны Климановой, «Вечный ON_LINE (ON_LINE_communication)» Александра Баталова, «Цифровые кости» Евгении Долининой).
Одна из самых глубокомысленных работ на выставке — выполненная в смешанной технике «Carpe Diem» («Лови день») Андрея Колосова. Он не противопоставляет настоящую и мнимую реальность, а предлагает наслаждаться каждым мгновением в жизни.
А документация интернет-интервенции «Reality Check» Леонида Ларионова притягивает замысловатой и утонченной концептуальностью.
Неоднократная участница выставок ММОМА, работающая с перформансом, видео, анимацией, фотографией, Ася Мухина представила одно из самых ярких и интригующих творений — «Лики времени», анимацию, навевающую философские размышления о быстротечности жизни, независимо от того, выбирает ли пользователь существование онлайн или офлайн.
Ту же тему лаконично и остроумно интерпретирует Игорь Лазарев в работе «У меня нет времени, у тебя тоже», представляющей собой пластиковые песочные часы в горизонтальном положении, напоминающие глаза. Время идет только тогда, когда зритель берет часы в руки. Но, увы, никакая волшебная палочка не остановит ход времени, даже если ты отвергаешь физическую реальность.
Достоинство этой выставки в том, что молодые художники не позволяют зрителям расслабляться, постоянно заставляя искать и находить новые смыслы, значения в работах, демонстрируя неожиданные повороты в использовании как традиционных средств, так и новых технологий.
Скульптура «Культурная инъекция» Дарьи Суровцевой, пугающая нарочито подчеркнутой остротой, словно воплощает некую агрессивную сущность, проявляющуюся как в мнимой, так и в настоящей действительности. А дизайнер-художник Дмитрий Кавко, умеющий мастерски манипулировать формами и «упаковывать» реальность в виртуальные «облака», считает, что сегодня важное значение имеет акцентирование интонации подачи, ритма потока, комфорта пользователя, а вовсе не изобретение нового языка. Но сам он придумал такой язык в работе «Привет, мама!».
На выставке зритель мог поучаствовать и в интерактивной видеоинсталляции. Это эффектная и убедительная работа «Тотальное обнаружение» Кузьмы Григорьева, посвященная потере современным человеком внутренней и внешней свободы.
Несмотря на некоторую хаотичность презентации, помимо уже названных, выделяются работы других восходящих перспективных художников, размышляющих о взаимодейтствии двух реальностей: Роман Мокров, Энн Ха, Лусинэ Джанян, Таисия Короткова, Ева Жигалова, Александр Погоржельский, Ангелина Меренкова, Zen Dog, арт-группа «Iron Lily».
Участники выставки стремились показать, что виртуальная реальность, Интернет предосталяющие художникам большие возможности для самовыражения, еще мало исследованы. Молодые авторы успешно осваивают новые технологии. И в лучших работах привлекает не изощренное владение цифровыми средствами, а творческий импульс, свежие идеи, оригинальные концепции, необычные тематические ходы.
Фото ДИ / Нина Березницкая
ДИ №5/2012