×
Укомплектованное единство
Алексей Новоселов

Девятая «Manifesta» единой Европы

 

Объединенная Европа теперь избегает центровать свою культурную территорию современного искусства. Доминирование венецианского и кассельского форумов, долго представлявших актуальные тенденции Старого Света, было решено преодолеть. Новый формат не предполагает одного места силы. Именно поэтому европейская биеннале современного искусства «Манифеста», ровесница Евросоюза, основанная в 1996 году, не привязана ни к одному городу и даже стране, и ее перемещение связано с выбором самых неожиданных локаций. Состояние Бельгии, которую можно считать лицом объединенной Европы, позволяет констатировать в этом году не только жизнеспособность современного искусства целого континента, но также экономического и политического союза европейских стран. И хотя «Манифеста» не ограничивается участием европейских художников, тем не менее ее задача — демонстрировать реалии Старого Света.

В этом году смотр искусства происходит в некогда важнейшем индустриальном центре — провинции Лимбург, который до создания Евросоюза мог претендовать на роль объединителя соседствующих государств — Бельгии, Голландии и Германии. Места эти, некогда игравшие значительную роль в Европе, сейчас оказались на положении глубокой провинции.

Главный проект «Манифесты» — «Глубина современности» расположился на территории гигантской угольной шахты «Waterschei» (около 23 тыс. кв. м) бельгийского города Генк (не путать с Гентом, входящим во все путеводители по Фландрии). Генк возник как сугубо промышленный город. В начале прошлого века, когда геолог Андре Дюмон обнаружил здесь залежи угля, сюда из различных уголков мира приехали в поисках работы около 60 тысяч человек. Строительство нескольких крупных горнодобывающих комплексов привело к появлению новых рабочих моногородов.

Темой девятой «Манифесты» стала история места, которое даже в ближайшей округе не вызывает интереса ни у кого, разве что у узких специалистов. Для проекта был приглашен молодой куратор, критик и искусствовед из Мексики Куатемок Медина, проводящий в своих кураторских опытах марксистские взгляды и близость к «народным массам». Вместе с сокураторами Катериной Грегос и Доной Эйдс он проявил определенную смелость в экспозиционном решении основного проекта, построенного на скрупулезном научном исследовании как самого места, так и заданной темы. Экспозиция, развернутая в памятнике промышленной архитектуры, предполагает диалог между тремя разделами.

Начинается проект с секции «17 тонн: наследие», отдающей дань гению места; исторический материал, собранный с 2004 года по сегодняшний день, напоминает музей шахтерского дела. Представленные артефакты обретают новую функцию и кажутся одной тотальной инсталляцией. Тут и творчество самих шахтеров, как, например, скульптурные портреты сослуживцев из цельных картофелин и крахмала, выполненные в огромном количестве с 1950 по 2012 год Мануэлем Дюраном. Или шахтерский городок из конструктора «Lego» пятнадцатилетнего Кевина Калиски, живописные опыты «Ashington Group», группы горняков, с которыми специально проводили практические занятия, полицейские файлы о забастовках 1966 года и даже комикс о приключениях в шахтах «Suske&Wiske». Здесь представлен быт шахтерского города — скульптуры девы Марии, сигаретные пачки и прочий скарб, а также макеты шахт, вагонеток, орудий труда, воспроизведены интерьеры шахтерских комнат, и чувствуется запах угля. Обилие документальных свидетельств, энергия памяти аккумулируются в произведение искусства и подготавливают к восприятию следующего раздела выставки.

Второй этаж открывает звуковая инсталляция хорватского художника Неманьи Квижановича «Монумент памяти идеалам интернационала» (2010). Далее огромный аванзал с инсталляцией «Парапродукция» китайца Ни Хайфэна — волна сшитых разноцветных тряпок среди швейных машин. Куратор разворачивает экс-курс в историю уже самого искусства. Значительный интерес здесь представляет перечень, в том числе «посмертных» участников «Манифесты-9». Например, особого внимания заслуживают кинематографические опыты Георга Вильгельма Пабста и Альберто Кавальканти или реконструкция легендарной работы Марселя Дюшана с подвешенными к потолку мешками с углем. Признанные классики современного искусства Кристиан Болтански и Ричард Лонг представили масштабные работы В пространство этого раздела органично вписана подлинная музейная экспозиция. Она расположилась в специально оборудованном по всем музейным стандартам зале — с климатическими регуляторами, охраной. Экспозиция «Век угля», созданная сокуратором англичанкой Доной Эйдс, включает классическое искусство XVIII–XX веков. Здесь портреты шахтеров, пейзажи, в том числе серия Макса Эрнста — все, что было близко народу. Заканчивается «Век угля» разделом, посвященным стахановскому движению — лики Сталина, «Тайм» с портретом Стаханова, обложки советских журналов и афиша фильма «Светлый путь» Григория Александрова.

Последняя глава проекта называется «Поэтика реструктуризации: современное искусство», где 39 художников сосредотачиваются на изменениях, которые произошли в производственной сфере. Работа группы IRWIN «Красные районы» (1987) выворачивает наизнанку все эти новации. Пейзаж в духе соцреализма в золоченой раме частично написан свиной кровью и экспонируется за решеткой. Центральной работой третьего этажа стала инсталляция Клэр Фонтейн — неоновая надпись «Дворец культуры “Энергетик”» повторяет сохранившуюся в Припяти после чернобыльской трагедии. Так выявляется роль искусства в современных социальных процессах.

К проекту издана книга, 320 страниц включают традиционные институциональные предисловия и вступительное эссе куратора. Основной каталог организован в алфавитном порядке и представляет не только художников и их работы, но и статьи, посвященные понятиям, на которых строится концепция выставки, от «Накопление» и до «Underground как ад».

В этот раз «Манифеста» концентрируется на диалоге различных слоев искусства и истории. Выставка исследует материальные следы индустриализма и их влияние на окружающую среду, а также преобразования в промышленности, экономике и условиях труда. В то же время в проекте анализируются изменения, произошедшие в капиталистической модели и новых формах накопления капитала. Выставка была задумана не как кураторское высказывание, а скорее как размышление о переплетении проблем, которые порождают постиндустриальное производство и новые экономические и социальные отношения. Чуткость этого исследования выражает новую тенденцию «Манифесты», вызванную современным состоянием интегрированной Европы. Искусство демонстрирует глубокое погружение в проблемы и неоднозначные перспективы Европы. Все это позволяет рассматривать «Манифесту» не только как выставочный проект, но и как социальную, политическую и экономическую картину Евросоюза. Показательны преобразования стратегии биеннале. Примечательно, что под прямым влиянием «Манифесты-9» принято решение по окончании биеннале провести рекультивацию города Генке в новый многофункциональный комплекс, ориентированный на инновационные, научные и бизнес-процессы. Так искусство транслирует в реальность новые задачи.

Фото: Алексей Новоселов

ДИ №5/2012

15 октября 2012
Поделиться: