Международная выставка «Art Hong Kong» — ключ к арт-рынку Восточно-Азиатского региона. Совершенно очевидно, что главная художественная ярмарка Азии имеет большой потенциал. Подтверждением ее инвестиционной привлекательности служит и тот факт, что недавно «Art Hong Kong» сменил владельца — теперь это «Арт-Базель». Как это отразится на развитии современного искусства стран этого континента? Последствия изменений в руководстве мы сможем увидеть, вероятно, через несколько лет.
Начиная с 2008 года «Art Hong Kong», проходящая ежегодно в «Hong Kong Convention and Exhibition Centre» (HKCEC), стала ведущей художественной ярмаркой в Азии и одним из самых значительных культурных событий в мире. В этом году в майском мероприятии приняли участие более 150 галерей из 25 стран. Интерес к ней у художников, искусствоведов, коллекционеров, критиков, дилеров, представителей средств массовой информации понятен. Выставка дает беспрецедентную возможность увидеть самые свежие и самые смелые художественные идеи, а также произведения признанных мастеров ХХ века. Особое внимание здесь всегда уделялось работам актуальных художников Китая, Сингапура, Японии, Кореи и других стран Восточной Азии, достойно представляющих на международном рынке современное азиатское искусство. Центральное место в экспозиции заняли известные во всем мире галереи: Lisson Gallery, «Wite Cube», Gagosian Gallery… На их стендах соседствовали работы таких авторов, как Пабло Пикассо, Дэмиен Херст и китаец Чжан Сяоган. Art HK 2012 включила два тематических раздела: «Art futures» (презентация работ молодых талантов) и «Asia one» (персональные выставки азиатских художников). Помимо выставочной экспозиции, где были представлены картины, скульптуры, художественные объекты, произведения мультимедиа, видеоинсталляции, компьютерная графика, фотографии мероприятия, «Art Hong Kong 2012» сопровождалась обширной программой с демонстрацией фильмов, докладами и выступлениями ведущих коллекционеров, кураторов, художников, журналистов. В рамках выставки в Гонконге прошли дискуссии, симпозиумы, обсуждения последних событий на мировой арене искусства, встречи авторов и коллекционеров.
Дальнейшая судьба «Art Hong Kong» станет показательной для многих региональных, так сказать поместных, центров культурной жизни. Будет ли актуальное искусство Азии дальше развиваться в общемировом русле или пойдет по пути сохранения своеобразия, акцентирования национальных отличий и пропаганды ориентальных традиций? Не увидим ли мы спустя несколько десятилетий в художественной культуре Востока и Запада вместо продолжения своих богатых традиций лишь зеркало всеобщей глобализации? Грядущий «эйкуменизм» — это предвосхищение будущего человеческой цивилизации или утрата самобытности?
На сегодняшний день новые владельцы проекта «Art Hong Kong» — «Art Basel» обещают сохранить равное соотношение азиатских и европейских художников. В Гонконге мы видим те же известные западные галереи, что постоянно выставляются в Лондоне: «Lisson Gallery», «Wite Cube», «Gagosian Gallery», с такими громкими именами, как Дэмиен Херст, Аниш Капур и др., среди которых выбор организаторами ярмарки новых азиатских имен кажется более неожиданным и хаотичным. Безусловно, эта сравнительно новая область арт-рынка, особенно в Китае, находится в процессе становления и потребует еще многих лет воспитания вкуса как создателей современного искусства, так и его потребителей — зрителей и коллекционеров.
В чем, собственно говоря, отличие восточных художников? Это своеобразный перфекционизм, почти сакральное отношение к качеству изготовления объектов материальной культуры. Видно стремление к большей визуальной завершенности и тактильной отточенности арт-объектов. Их произведения рассчитаны не только на мгновенный эмоциональный и интеллектуальный отклик, но и на разворачивающиеся во времени чувственные взаимоотношения с предметами искусства, на длительное сосуществование с человеком. Такой подход, декларируемый международным арт-сообществом, мог бы обогатить современное искусство Запада.
Вместе с тем ведущий куратор и коллекционер, создатель Музея китайского искусства Ли Бин надеется «что новое совместное руководство “Art Hong Kong” позитивно повлияет на развитие художественного процесса в современном Китае».
ДИ №5/2012