Об истории, перспективах и особой атмосфере этого места с директором МУЗЕОНа Еленой Тюняевой беседует Юлия Кульпина. Архивная фотосъемка предоставлена Центральным архивом электронных и аудиовизуальных документов г. Москвы, Российским государственным архивом кинофотодокументов.
|
ДИ. Елена Александровна, есть ли у вас это ощущение проживания личной истории, связанной с МУЗЕОНом?
Елена Тюняева. С приходом сюда я прежде всего столкнулась именно с этим спокойствием и умиротворенностью — атмосферой, которая передается интуитивно. Люди сюда приходят с детьми, потому что здесь комфортно, уютно, и мои дети любят здесь бывать. Сюда приходят за душевным равновесием, спокойствием и гармонией. Потому очень важно, благоустраивая МУЗЕОН, привлекая различные новые проекты, сохранить атмосферу парка.
ДИ. Какие-то изменения уже начались после смены руководства МУЗЕОНа?
Елена Тюняева. Изменения нужны для улучшения отдыха посетителей. Какие-то нововведения воспринимаются положительно, какие-то не очень, но ведь чтобы создать что-то новое, что-то старое нужно изменить. Мы стараемся вести ремонтные и строительные работы не на всей территории, сохраняем зоны отдыха.
ДИ. Это касается и ландшафтного переустройства?
Елена Тюняева. В течение двадцати лет ремонт здесь происходил хозяйственным способом, своими силами, а сейчас появились возможности сделать больше, грамотней, осмысленней.
ДИ. Что предполагаете делать в первую очередь?
Елена Тюняева. В первую очередь инфраструктура — газоны, озеленение, дорожки для пеших и велосипедных прогулок. И конечно, развивается концертная и новая экскурсионная программа. Людям интересно не только погулять, но еще и послушать историю создания расположенных здесь скульптур, интересна также история парка, это ведь центр Москвы, Замоскворечье. Мы единственный парк, который находится внутри Садового кольца. Конечно, важны и проекты, связанные с искусством. У нас проходят выставки, кинопоказы, художники создают инсталляции. Нам интересно участие в московском художественном процессе, ведь у нас свой музейный фонд скульптур, который постояннно пополняется. Сейчас мы начинаем работать и с другими видами искусства — театральными постановками, перформансами, инсталляциями, фотографиями.
ДИ. Как часто происходят художественные события в парке?
Елена Тюняева. Каждую неделю здесь проходят концерты. Почти ежемесячно — различные фестивали. Так, в июле открылся кинотеатр с ежевечерними кинотрансляциями для тех, кто хотел бы отдохнуть вечером и на свежем воздухе посмотреть фильм.
ДИ. Существует ли возможность определить число посетителей парка?
Елена Тюняева. В прошлом году, когда был еще платный вход, и мы могли учитывать число посетителей парка, ЦДХ и ГТГ, которые непосредственно связаны с Парком искусств, то получилось около двух с половиной миллионов в год. В этом году вход в парк стал бесплатный и это увеличило его посещаемость.
ДИ. При этом можно сказать, что сохраняется ощущение музейного парка.
Елена Тюняева. Да, с одной стороны, к нам идут, потому что здесь выставлена замечательная коллекция скульптур, но с другой — людям нужно пространство для единения с природой, которого не хватает в Москве.
ДИ. Предусматриваются ли у вас какие-то дополнительные пространства для выставок скульптур?
Елена Тюняева. У нас есть площадка, где установлены скульптуры из постоянной и временной экспозиций. Сейчас оборудована дополнительная площадка для реэкспози-ции скульптур, которые находятся на Крымском Валу, хотим представить большой арт-объект из скульптур, созданных из известняка. Задача состоит в том, чтобы объединить эти скульптуры в общий проект и заодно уплотнить территорию, ныне ими занятую, чтобы получить свободное пространство. В местах отдыха взгляд человека должен иметь возможность видеть большое пространство с художественными объектами, что создает благоприятную атмосферу для отдыха. Зонирование пространства по темам и задачам — это наиболее грамотная система организации парка.
ДИ. Получается, что ясное территориальное зонирование связано с различными целевыми аудиториями, различающимися по возрасту, интересам, потребностям, предпочтениям, каждая из них находит свою зону?
Елена Тюняева. Когда мы разрабатывали концепцию, изучали нашу аудиторию, то пришли к выводу, что она включает практически все категории. Это и дети, и пожилые люди, и молодежь, и люди, связанные с искусством. И для каждого в МУЗЕОНе должно найтись какое-то пространство, зона, где им было бы интересно.
ДИ. Какие есть возможности развития галереи под открытым небом? Зоны отдыха требуют больших пространств, тогда как можно увеличить выставочное пространство?
Елена Тюняева. Очевидно, нужны какие-то конструкции. Мы хотим экспонировать фото, живопись, графику, но для этого нужны специальное пространство и конструкции. Пока их нет, но мы над этим думаем.
ДИ. В последнее время стали популярны образовательные программы. Что планируется в ближайшее время?
Елена Тюняева. Просветительское направление у нас связано прежде всего с экскурсионной программой. Она рассчитана на взрослых и на детей-школьников. Для самых маленьких организовываем мастер-классы. Популярен и наш новый проект — павильон «Школа», его построили в мае для лекционных занятий. Темы лекций так или иначе пересекаются с МУЗЕОНом. Это беседы об архитектуре, искусстве, музыке, для нас важен творческий момент. Информация о проектах всегда есть на сайте, в парке можно найти также и расписание ближайших мероприятий.
ДИ. С кем вы сейчас сотрудничаете и с кем планируете работать в будущем?
Елена Тюняева. Наша лекционная программа организована совместно с архитектурной школой «Марш». Сотрудничаем и с другими институциями, возникают новые предложения о проектах. Это очень живой процесс.
ДИ. На протяжении своей сравнительно недолгой истории Парк изменялся довольно динамично. Момент возникновения МУЗЕОНа в его привычном виде — это когда в парке появились памятники деятелей советского времени, скульптуры, ставшие свидетельствами демонтажа режима. В 1995 году к пятидесятилетию Победы здесь появилась экспозиция на военную тему, спустя несколько лет возник раздел, посвященный сталинским репрессиям, затем в результате скульптурных симпозиумов в парке начала появляться современная скульптура и наконец, детский раздел. Все это — видимые перемены, каждый раз изменяющие облик парка.
Елена Тюняева. Новая концепция включает и благоустройство территории, создание нового облика парка и новых культурных проектов. Есть очень тонкая грань нововведений и консервации, которую нужно постоянно иметь в виду. Этап за этапом всю территорию необходимо проанализировать и привнести в нее то, чего не хватает, не утратив при этом того, что хотелось бы сохранить.
ДИ. Из проектов, которые сейчас осуществляются, какие вам кажутся принципиальными с точки зрения концепции развития МУЗЕОНа?
Елена Тюняева. Для меня сейчас особенно интересны наши первые проекты, связанные с искусством, в рамках молодежной биеннале «Стой! Кто идет?». Мы делаем свой проект «Go West!», который позволяет привлечь новую аудиторию, связанную с современным искусством. Также мне важен проект «Миссия: Постпоказ» — традиционный симпозиум на территории парка. Такие съезды скульпторов проводились и раньше. Обычно участники работали в камне, в этом году еще не решили окончательно, станет ли материалом симпозиума камень или стекло. Для нас это важный проект, весомый с точки зрения развития такой институции как музей. В этом году МУЗЕОНу исполняется двадцать лет, мы к этому событию готовимся, нам помогают художники разработать пространство и сделать интересным это событие.
До XVII века территория, где сейчас располагается парк искусств «музеон», практически не подвергалась застройке. Большая часть находится в пойме реки Москвы, частые наводнения и болотистый характер местности мешали ее освоению. Тем не менее уже тогда данное пространство имело большое градостроительное значение, так как располагалось вдоль калужской дороги, ведущей к калужским воротам Земляного города, селу Голутвину и Крымскому дворцу. Еще в 1789 году рассматривался проект строительства канала от крымского моста, который, раздвоив реку (выше современной стрелки), ослабил бы напор воды и образовал небольшой остров. Но проект реализован не был, появился лишь водоотводный канал. В первой половине XIX века сегодняшний парк искусств представлял собой квартал с плотной застройкой из деревянных одно-двухэтажных зданий, за исключением западной части, занятой лугом. Композиционно застройка подчинялась доминантам церквей, расположенных в непосредственной близости: Марона Чудотворца, Иоанна Воина, Николая Чудотворца в Голутвине. Целенаправленное проектное освоение территории начинается в 1920-х годах в связи с решением в 1922 году на съезде Советов организовать Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку (ВСИКПВ). Генеральный план разработал академик архитектуры Иван Жолтовский. Это стало самым значительным его вкладом в реконструкцию Москвы. В самые короткие сроки, оставшиеся после проведенного конкурса на проект выставки было начато строительство, и большая свалка на берегу Москвы-реки превратилась в прекрасно спланированный, озелененный, благоустроенный парк с новыми зданиями. Выставка 1923 года, ее генеральный план и главные павильоны — одна из вершин творчества И.В. Жолтовского — были отмечены золотой медалью на Международной выставке в Париже в 1927 году. По плану «Новая Москва» 1924 года, составленному Алексеем Щусевым, на территории нынешнего Музеона разбивался парк, продолжение ВСИКПВ. В нем предполагалось размещение стадиона, который так и не был построен. Еще одним неосуществленным проектом по предложению Ивана Жолтовского стал дворец Советов на территории парка. Ось ансамбля планировалось связать с главным входом в Парк Горького.
В 1935 году Щусев вновь становится руководителем проекта разработки территории, но уже в связи со строительством комплекса зданий Академии наук, которое началось в 1941 году с музейного корпуса, граничащего с крымским валом. Во время войны строительство остановили и к нему больше не возвращались. В последующие годы велись интенсивные разработки этой территории. Но начавшееся строительство жилых кварталов было приостановлено в связи с появлением идеи создания парка искусств, поддержанной тогдашним министром культуры Е. Фурцевой. Парк искусств входил в часть проекта детальной планировки центра Москвы и в 1970 году начал осуществляться. Были снесены ветхие сооружения, их жителей переселили.
Концепция парка первоначально основывалась на обширном озеленении территории, устройстве партерной части перед зданием ЦДХ, подхватывающей в градостроительном плане продольную ось вдоль реки, что было также характерной особенностью градостроительной концепции выставки 1923 года. Сочетание продольных аллей парка искусств с поперечными, спускающимися с Большой Якиманки, создают планировочный каркас территории, на которой свободно располагаются зоны отдыха и выставки скульптур. В парк искусств наряду со зданием ГТГ–ЦДХ органично включаются: памятник архитектуры XVIII века храм Николы в Голутвине, дом Рябушинских (начало XIX века) и дом Третьяковых, в котором родился и жил до 1852 года основатель галереи П.М. Третьяков.
В 1980-е на территории парка было построено здание Московского академического художественного лицея Российской академии художеств. В создании парка искусств в 1970–1990-е годы активное участие принимали главные архитекторы Москвы М.Б. Посохин, Г.В. Макаревич, Л.В. Вавакин. В 1970-х началось строительство корпуса дома художника и новой Третьяковской галереи по проекту Николая Сукояна и Юрия Шевердяева. По мнению и современников, и экспертов, принятый к строительству проект был намного слабее проекта Щусева, поскольку не учитывал особенности ландшафта территории и ее композицию. Свое рождение парк скульптуры на крымской набережной получил 18 декабря 1990 года, когда Юрий Лужков подписал распоряжение «о преобразовании государственного концертно-выставочного зала и парка скульптуры в объединение «Государственный концертно-выставочный зал с Музеем скульптуры под открытым небом». Первым генеральным директором МУЗЕОНа стал Михаил Пукемо, инженер и театральный деятель, заслуженный работник культуры РФ. Позже по его предложению парк переименовали в государственное объединение музейной, концертной и выставочной работы «МУЗЕОН». Михаил пукемо заложил основу сегодняшней уникальной коллекции музеона, которая представляет большую историческую и художественную ценность и включает в себя произведения таких мастеров, как Е. Вучетич, В. Мухина, С. Меркуров, О. Комов, З. Виленский, И. Чайков, В. Буйначев, Д. Тугаринов, О. Уваров, М. Дронов, Г. Глызина, О. Карелиц, Е. Чубаров, А. Рукавишников... Многие экспонаты являются выдающимися памятниками советской эпохи, как, например, памятник работы Мухиной и Шадра Максиму горькому или фрагмент скульптуры (копия) Вучетича «Стоять насмерть». С 1995 года в МУЗЕОНе ежегодно проводятся скульптурные симпозиумы по дереву и камню. За эти годы состоялось боле десяти симпозиумов, в которых принимали участие скульпторы — члены Союза художников России, Украины, Грузии, Татарстана, Азербайджана и т.д. На территории проходили персональные выставки таких известных скульпторов, как Г. Глызин И В. Буйначев, В. Кравченко И Д. Тугаринов, Н. Силис И А. Сафаров.
ДИ №4/2012