По меркам московской насыщенной жизни «Арх-Москва» давно (27 мая с.г.) закончилась, все, что можно, о ней уже написано. Однако эта архитектурно-дизайнерская выставка — на сегодня единственное место, где можно увидеть актуальную художественную жизнь и где поднимают вопросы эстетической нормы в городской среде, ответы на которые еще предстоит искать.
|
Масштабная работа «Арх-Москвы» достаточно представлена в Сети: на выставке побывало более 20 тысяч посетителей, большинство из которых сочли, что она добросовестно репрезентировала срез актуальной архитектурно-дизайнерской жизни в городе и не только. Организатор — компания «Экспо-Парк» использовала всю ивент-палитру: на «Арх-Москве» ведущие производители продвигали свою продукцию сугубо архитектурно-дизайнерским способом конкурсов, было много выступлений известных лидеров, обсуждений и т.д.
На художественной выставке у каждого свой взгляд, однако кажется, что именно круглому столу на тему «Роль российских архитекторов в мировом архитектурном дискурсе» удалось выявить центральную тему «Арх-Москвы». В самом деле, «Арх-Москва-2012» — событие, собравшее участников из 17 стран. Иностранцы приехали сюда к коллегам и доброжелательной публике, разделяющим их художественный язык, или они осваивают новый рынок, ориентируясь на свое отчетливое технологическое превосходство? Интересно ли им наше видение проблем архитектуры? Спикеры круглого стола — британский архитектор Джеймс Мак-Адам, куратор Международного архитектурного фестиваля в Барселоне Джереми Мелвин, куратор Московской биеннале архитектуры Барт Голдхоорн, архитекторы Евгений Асс и Алексей Гинзбург, директор ЦДХ Василий Бычков исходили из того, что российская архитектура влиятельна, обладает глубокой исторической традицией и мощным авангардным движением. Признаны и современные московские архитекторы, такие как В. Плоткин, С. Скуратов. Барт Голдхоорн поделился своими планами показать за рубежом «Russian soul», выставку современной российской архитектуры с участием А. Бродского. Так что интерес к российской архитектуре в мире есть.
И тем не менее спикеры констатировали наличие объективно обусловленного провинциализма. Успех архитектуры может пониматься прежде всего как художественное переживание среды. Идеи, проекты и постройки есть, однако полноценного облика современного города у сегодняшней Москвы пока не просматривается.
В числе причин назывались разные. Был отмечен языковой барьер. Не знаешь английского — не можешь полноценно общаться с зарубежными коллегами, прочитать зарубежную периодику, а в переводе у нас существует лишь менее одного процента профессиональной литературы. Студенты поэтому не касаются актуальных глобальных тем, а текущая практика лишена неформальных контактов с иностранными коллегами. Упоминалось странное обстоятельство выключенности архитектуры из общекультурного контекста в нашей стране, а также развитие архитектуры без концептуальных подходов. И это при наличии признанных талантов!
Подчеркивалось, что в государстве нет понимания градостроительства как общекультурного феномена, не учитывается то обстоятельство, что для общества архитектура не может быть только функциональной. Поэтому оно не финансирует ту же «Арх-Москву», не участвует в поддержке и продвижении российских идей за рубеж (выставку Барта никто не хочет финансировать). Даже Москомархитектура существует как обслуживающая структура, а не генератор идей.
Были поставлены вопросы: Как сделать общество заказчиком архитекторы? Что надо делать, чтобы архитектор в России стал человеком общественным? Возможна ли архитектура для общества? Какая архитектура нужна обществу?
Джереми Мелвин поделился опытом, как государственные институты могут участвовать в финансировании общественных объектов, поддерживать замыслы автора-архитектора, поощрять строительство объектов общественного звучания, будь то библиотека, музей или монументальные дорогостоящие детали. Свое выступление он проиллюстрировал примерами — архитектурой нового университета в Анголе, культурного центра в ЮАР, Ботанического сада в Сингапуре и др.
Круглый стол на «Арх-Москве» — мероприятие интеллектуально ответственное, и спикеры, обозначив болевые точки по теме, подвели итоги. Их рекомендации таковы. Архитекторы должны прилагать личные усилия для общественного звуча-ния своего архитектурного продукта. Необходимо предъявлять декларации, писать статьи, подобно тому как это делалось во времена расцвета отечественной культуры, как это делают сегодня коллеги на Западе. Нужны изменения и в профессиональном образовании. Надо расширять практику культурных обменов, стремиться к профессиональному сближению с зарубежными коллективами.
В. Бычков напомнил о таком важном инструменте, как архитектурные шоу. Выставки, семинары, обсуждения — необходимые инструменты профессиональной архитектуры, призванные приучать широкую публику рассматривать архитектурные проекты. Архитектурные обсуждения необходимо сделать привычной частью общественной жизни.
Вспоминали и о практике больших международных конкурсов (в русской культуре привлекательна уникальная особенность собирания традиций): архитектурные конкурсы организовывать на международном уровне, шире обсуждать накопившиеся проблемы. Было отмечено, что российские архитекторы умеют решать объемы и применять новые технологии, однако среда состоит не только из новых заказных построек. Городская среда нуждается в постоянном возобновлении.
Один из важных итогов «Арх-Москвы» — демонстрация интереса общественности к архитектуре. Удельная посещаемость в Москве — 1430 человек в день, «Арх-Москва» продолжалась две недели. Венецианская биеннале длится почти полгода. Если учесть это обстоятельство, то можно признать интерес к архитектуре вполне сопоставимым в Европе и у нас.
У нашей «Арх-Москвы» пока короткое дыхание. Топ-куратор Барт Голдхоорн оказался абсолютно в тренде. Он предложил тему «Идентичность», обращая внимание на малочувствительные обстоятельства этичности и соответствия нашей художественности и культуры нашей же общественной жизни. Городская среда как таковая, та самая, которой имманент-на художественная форма, помимо прочего, в общественном смысле — средство и место постоянного возобновления социально одобряемого поведения. Этим она отличается от произведений искусства, которые могут быть протестными, трешными, заказными, да мало ли какими еще. Сложность управления городской средой в художественных смыслах — строго этическая сторона ее существования, обращенная к основам человеческого городского общежития.
Джереми Мелвин поделился своим маленьким исследованием (и это человек, не знающий русского!). Он сравнил определения слова «архитектор», данные в русском и английском толковых словарях. В Англии это профессионал, обслуживающий общество, в России — специалист по строительству зданий. «Арх-Москва» в 2012 году уже прошла. Посмотрим, что будет на следующей.
ДИ №4/2012