ЦСК «Гараж» открыл работу на новом месте в парке Горького перформансом «Тело в городском пространстве» австрийского хореографа Вилли Дорнера.
|
Архитектура города, его «вписанность» в окружающий ландшафт — всегда воплощение мировосприятия. Городское культурное пространство человек формирует, исходя из своего понимания законов природы и своего видения мира. Мегаполис по необходимости преодолевает эту культурную идею города. Но в отличие от обычного города в мегаполисе скорость перемещений, заданность ритмов, масштабы оставляют мало шансов на осознание этих сложностей, рефлексию по поводу места человека. Не только видение мира в мегаполисе особого рода, здесь изначальная человеческая данность — тело — вынуждено учитывать законы большого города. Сложность и небезопасность среды регламентирует наши перемещения: переход улицы только в положенных местах на разрешающий сигнал светофора с заданной скоростью, есть естественные и оговоренные препятствия вроде «по газонам не ходить». Живое тело, став объектом городской культуры, подпадает под воздействие объективации, нормирующей его существование.
Выход за рамки писаных и неписаных норм чреват травмой или осуждением. Поиск новых форм взаимодействия со средой, присвоение технических или эстетических пространств требует не только смелости и слома шаблона, но и несвойственной типичному горожанину физической подготовки. Детям позволено залезть на дерево или водосточную трубу, для взрослых вертикальные плоскости табуированы. Нормы порождают стремление и разработку способов их нарушения, например, в паркуре, где границы считаются препятствиями, для их преодоления используется лишь собственное тело. Эта физическая практика стала своеобразной философией, отношением к миру, где препятствия преодолимы и везде есть выход. Один из способов вернуть себе власть над городским пространством, от которого человек оказался отчужден, — стрит-арт во всех проявлениях. Присвоением города, всех его плоскостей на всех высотах человек утверждает свою субъектность, отторгающую тотальный контроль, возникший даже из, казалось бы, логичных требований безопасности.
Осмыслением нормативов существования человека в городской среде занимается австрийский хореограф Вилли Дорнер. Проанализировав современный танец, физическую культуру, естественную человеческую пластику, а также танцевальную терапию, философию и изобразительное искусство, обретя опыт работы в разных труппах Англии и США, Дорнер стал известен своими проектами in situ — создаваемыми в естественной (природной) среде. Перформанс «Тело в городском пространстве», которым ЦСК «Гараж» открыл работу на новом месте в парке Горького, ранее состоялся в Австрии, Великобритании, Франции, Норвегии, Швеции, Финляндии и США. Дорнер исследует способы взаимодействия человеческого тела, архитектуры и пространства города. В его опытах человек становится материалом, формой: казалось бы, традиционный подход в классическом перформансе, где объективация человека помогает раскрыть его субъектность. Но у Дорнера тело становится связующим звеном между живым и искусственной средой. Скульптурные инсталляции — квадрат из тел на асфальте, геометрическая конструкция в водосточной трубе, под лестницей и в технических проемах зданий, на деревьях и под лавочками — делают участников его перформанса до некоторой степени невидимыми. Работает принцип сокрытия — на видном месте предмет сливается с окружением. Слишком заметное, но непривычное ускользает от непосредственного восприятия. На осознание увиденного требуется время — и актеры удалились, композиция рассыпалась.
Невообразимые живые скульптуры в ярких костюмах, по мнению Дорнера, выполняют терапевтическую функцию. Так, группа танцоров двигалась через разные точки в районе парка Горького и Патриаршего моста. Их группировка в заданных точках происходит быстро, каждая конструкция существует лишь несколько минут. Каждая точка пространства, время суток задают ритм и конфигурацию перформансов. У зрителей сбиваются настройки восприятия. До некоторой степени это одна из целей искусства — открыть возможность если не новых объектов, то новых способов осознания и оперирования впечатлениями. На несколько минут часть городского пространства преображалась, давая импульс альтернативным обостренным реакциям. Рефлексия над привычными паттернами поведения в сложно структурированной среде позволяет ощутить бытие здесь-и-сейчас. Открывая нечто новое, способы осмыслить город эстетически и этически, осознать, что нормы не абсолютны, возможности свободы и выбора существуют.
ДИ №4/2012