Выставка Екатерины Емельяновой "Плоть/Лифт" в ММОМА.
Екатерина Емельянова. Схема приоритетов: Арт/жизнь 2010. Холст, акрил, полиграфия, графика
|
Незнанье нас гнетет; беспомощно губя
Химеры душат нас в стремленье нашем рьяном
Из материнских недр, подобно обезьянам
Мы вырвались на свет, но разум против нас
И от сомнения он страждущих не спас.
А. Рембо
Подобные образы, мысли возникают при рассматривании странных, мрачноватых произведений 28-летней Екатерины Емельяновой на выставке «Плоть/Лифт» в ММОМА, чью образность хорошо передает стихотворение Рембо. Пятнадцать работ выполнены в сложной технике смешивания, наложения, переплетения фотографических, живописных, графических элементов, изощренного использования различных технических приемов. От этого фактура их поверхности выглядит шершавой, шероховатой, рождая ощущение телесности, но весьма непривычной, двусмысленной, интригующей и пугающей. И работы можно воспринимать как память об исторических, культурных пластах: «Схема приоритетов», «Колея-2», «Метроном». Автор находит опознавательные знаки для нагнетания специфической атмосферы, чтобы зрители занялись самоанализом («Билет в один конец»).
Одна из самых депрессивных вещей «Без игры» напоминает деформированный череп лошади. Эта и другие работы навевают невеселые мысли о низверженных кумирах, суеверных страхах, утрате веры, неспособности преодолеть скорбь. И кажется, что в безучастной пустыне исчезают целые миры.
Разные модули и образы умно и весьма изобретательно оркестрованы, с их помощью автор концентрирует внимание зрителей на ощущениях времени и ритма. Зримые и осязаемые качества поверхности: цвет, неровность, шероховатость. Особенно выразительны лаконичные, минималистские, концептуальные вещи.
Искусствовед по образованию, Емельянова несколько лет работала в парижской мастерской Юрия Купера. Поэтому не удивительно, что в ее творчестве прослеживается его влияние.
Это не первая выставка Емельяновой, предыдущий проект назывался «Добро пожаловать в Москву», а «Схема приоритетов» — уличная инсталляция, выполненная в технике граффити, участвовала в «Ночи музеев». В рамках протестного искусства на 4-й Московской биеннале современного искусства Емельянова представила серию уличных скульптур «Знак ответа».
Во всех работах художница стремится показать, как изменяется человек, вынужденный сделать выбор.
ДИ №4/2012