Виктория Ломаско о художнике Иване Владимирове – подлинном хроникере протеста, документировавшего политическую повседневность в 1905 и 1917 годах.
С недавнего времени в российском искусстве наметился сдвиг в сторону реалистического отображения событий, привлекших внимание общества, что еще совсем недавно воспринималось как нечто ретроградное и безнадежно устаревшее. Эта тенденция связана с реальными событиями — когда осенью 2011 года в Москве и ряде других городов России началось митинговое движение, многие художники стали искать подходящие формы для его изображения. И поскольку одним из самых чувствительных инструментов работы художника с живым социально-политическим контекстом является графика, наиболее подходящей формой для документирования повседневности оказался графический репортаж. На Западе традиция репортажной графики, заложенная в начале прошлого века, никогда не умирала и сегодня частично продолжилась в документальном комиксе. В России ее судьба складывалась несколько иначе. Весьма популярная в революционную эпоху — достаточно вспомнить рисунки Б. Кустодиева, В. Серова, С. Иванова, А. Остроумовой-Лебедевой, документальные вещи Н. Шестопалова, В. Сварога, И. Горюшкина-Сорокопудова и многих других — впоследствии в силу целого ряда причин репортажная графика мутировала в дневниковые зарисовки, став личным делом художника. И сегодня, когда мы являемся свидетелями ее возвращения в поле актуального, хотелось бы вспомнить художника Ивана Владимирова — подлинного хроникера протеста, документировавшего политическую повседневность в 1905 и 1917 годах и сделавшего изображение революционных событий главной темой своего творчества.
Иван Владимиров окончил батальный класс Б. Виллевальде в Академии художеств, потом учился в мастерской баталиста Ф. Рубо и у известного педагога П. Чистякова. Во время учебы и после окончания академии Владимиров рисовал сюжеты Русско-турецкой войны, создавал жанровые живописные произведения. Его известность росла, и редакция журнала «Нива» пригласила Владимирова к сотрудничеству в качестве художника-корреспондента.
В середине XIX века и почти до середины ХХ столетия (пока фотография не становится оперативной) репортажная графика переживала свой расцвет. Многие западные и русские издания не довольствовались обычными иллюстрациями, предпочитая документальные рисунки с места событий: из светской жизни, экспедиций, спорта, катастроф и, конечно же, репортажную графику, отображающую войны и революции. Для этой цели часто приглашали художников-баталистов. Например, с «Нивой», основным русским иллюстрированным журналом, использовавшим репортажную графику, помимо Ивана Владимирова сотрудничал и Николай Самокиш — художник-корреспондент, также выпускник батального класса при Академии художеств.
Иван Владимиров работал художником-корреспондентом на пяти войнах: Русско-турецкой, Русско-японской, Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной. В отличие от Н. Самокиша, больше увлекавшегося изображением кульминационных моментов боев и склонного к иллюстративному, декоративному изображению войны, в рисунках Владимирова прослеживается интерес к социальной и политической подоплеке событий. Из-за своих левых политических взглядов он не получал заказов от отечественных журналов на освещение Первой мировой войны и уехал на фронт как художник-корреспондент английского журнала. Там Владимиров часто рисует сцены, казалось бы, не связанные напрямую с военными действиями, например, очереди за хлебом штатских людей, расстрел икон немецкими военными, лишения беженцев, тяжелый быт русских солдат. По возвращении в Петербург Владимиров устроил выставку из собранного документального материала. По настоянию цензуры ряд работ с экспозиции сняли, а самому художнику грозил арест.
Свой потенциал художника, продолжающего традиции передвижников, а также склонного к быстрому репортажному рисунку и публицистике, Владимиров смог реализовать только во время революций 1905 года, Февральской и Октябрьской.
В воспоминаниях о событиях 1904 года художник пишет: «Я честно ходил на митинги, слушал пламенные речи революционных ораторов на заводах, фабриках и в театре Неметти. Я сознавал вполне ясно, что не сегодня завтра вспыхнет народная революция». В 1905 году в Кровавое воскресенье художник был в колонне демонстрантов и нашел в себе силы сделать зарисовки произошедшей трагедии. Позже он написал полотно «Расстрел рабочих у Зимнего дворца 9 января». Если сравнивать эту картину с работой В. Серова «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?», который также был очевидцем расстрела мирных демонстрантов (видел трагедию из окна Академии художеств), понятно, что Владимиров не вытягивает конкретное событие до уровня символического обобщения, навсегда врезающегося в память образа. Именно поэтому его репортажная графика интересней его живописи, в ней выражены сильнейшие стороны художника: злободневность, интерес к конкретике; взгляд очевидца событий, умение выразить тему через серию образов; способность быстро схватывать и запоминать пластику увиденного; любовь к деталям; бесстрашие журналиста.
В 1917 году художнику уже недостаточно быть очевидцем событий — он записался в народную милицию и в течение полутора лет исполнял постовую и караульную службу. Наверное, благодаря этому он смог сделать несколько зарисовок из жизни Ленина: его выступление в цирке «Модерн», дети приветствуют Ильича, Ленин за работой в своем кабинете, Ленин на броневике. Владимиров неоднократно принимал участие в задержании врагов революции, и они, по его словам, очень возмущались, что он их зарисовывает. Художник вспоминал: «Все время моей милицейской службы я имел с собой альбомчик и свободно зарисовывал все, что интересовало меня. Придя домой, я дополнял неясные штрихи и зарисовки и даже иногда закрашивал их акварелью, таким путем собрал богатейший материал для будущих картин, отображающих сцены и эпизоды революционной борьбы».
Вот несколько названий его рисунков, дающих представление о том, как полно и конкретно Владимиров отображал революционные события: «Уличный бой у Зимнего дворца. 26 октября 1917 года», «Обстрел конной полиции на Семеновском проспекте», «Переименование бронеавтомобиля «Святослав» в «РСДРП», «Читают по складам «Известия», «Снятие с вывески двуглавого орла»…
В 1917 году не все художники обращались к революционным сюжетам. Одни уходили в «чистое искусство», а другие пытались изображать революцию в аллегорической трактовке. Привожу цитату из статьи того времени о коллективной выставке художников, в которой участвовал Иван Владимиров: «Если бы не ряд злободневных вещиц Владимирова, никто не сказал бы, что это не выставка эпохи Николая. Владимиров в первые дни нового строя с белой повязкой на рукаве и винтовкой исполнял гражданские обязанности милиционера. И вся революция развертывалась и катилась у него на глазах. Вот почему документальны и правдивы все эти несущиеся грузовики, ощетинившиеся десятками штыков, и эти атаки участков и крыш, где засели городовые».
После Октябрьской революции Владимиров документировал события Гражданской войны. А во время Великой Отечественной, находясь в блокадном Ленинграде, несмотря на смерть близких, семидесятидвухлетний художник делал зарисовки даже во время самых страшных бомбежек.
Умер Иван Владимиров в возрасте семидесяти девяти лет, на тот момент он был заслуженным деятелем искусств РСФСР, обладателем ордена Трудового Красного Знамени за заслуги перед советским изобразительным искусством. Еще во времена существования АХРР, когда Владимиров был одним из самых активных и заметных участников выставок ассоциации, советские искусствоведы записали его в ряды основателей соцреализма. Для нас же этот художник интересен в первую очередь как ярчайший представитель профессии «художник-корреспондент», мастер репортажной графики.
ДИ №4/2012