×
Русские фотографические сезоны
Ирина Чмырева

В Хьюстоне с 1983 года проходит одна из крупнейших в мире биеннале фотографии. С конца 1990-х ее основатели — Фредерик Болдуин и Венди Вотрисс, всемирно известные фотографы-документалисты, — идя в ногу с прогрессом и чувствуя «сейсмические изменения» фотографии, связанные с развитием цифровых технологий, Интернета, изменением галерейного и музейного пространства, с начала 2000-х обозначают биеннале как «фестиваль фотографии и искусств, основанных на фотографии». Фестиваль, как и положено событию, входящему в тройку важнейших в своей области, ориентирован одновременно на профессиональную аудиторию и широкого зрителя. Как говорит Болдуин, Фотофест — инструмент, соединяющий фотографию с обществом посредством обострения самых актуальных проблем общества, доступных для выражения на языке фотографии.

В этом году основная тема фестиваля — «Современная российская фотография». Вот как по итогам биеннале ее программу охарактеризовала член совета директоров фестиваля, финансист Славка Глейзер: «Что изумило меня, так это огромный диапазон, в котором представлена здесь Россия — другая часть мира; это сочетается с оригинальностью и индивидуальностью каждого вошедшего в состав выставок фотографа. Соединение общего и личного показывает, как происходило развитие России, что было в постсоветское время, особенно что было в фотографии и современном искусстве периода перестройки. В Хьюстоне проходил Фотофест, посвященный китайской фотографии (четыре года назад); удивительный Фотофест, посвященный фотографии Латинской Америки, был в 1992-м. Но русский Фотофест этого года по насыщенности, сгущенности материалов ощущается как несколько фестивалей в одном: здесь продемонстрировано множество стратегий, столько разнообразного, свежего, созданного за короткий период времени. Это многое говорит о стране, стремящейся быть ко всему причастной, наверстывающей свою оторванность от всего мира. И это стремление полностью отражено в ее фотографии».

В программе Фотофеста-2012 три основные выставки: «От “оттепели” до перестройки: обретение личного голоса» (не известная в мире официальная и неофициальная фотография СССР конца 1950-х — начала 1980-х годов); «Перестройка: либерализация и эксперимент. Российская фотография середины 1980-х — 2000-х годов» (69 участников, по значительности авторов и масштабности представленного, многообразию направлений эта экспозиция — настоящий «музей современной российской фотографии на выезде»; «Молодое поколение» (работы 23 фотографов, вошедших в российскую фотографию за последние семь лет). Экспозиция молодых — результат прошедшего в августе 2011 года в Москве международного портфолио-ревю для российских фотографов: выставка формировалась из произведений участников этого события, отмеченных международным экспертным сообществом.

Всего было показано 1002 произведения 195 российских авторов. У основной выставочной программы Международной биеннале FotoFest 2012 года в Хьюстоне интернациональная команда кураторов: с американской стороны президент фестиваля Фредерик Болдуин и арт-директор фестиваля Венди Вотрис и трое российских кураторов: Евгений Березнер, Наталья Тарасова и Ирина Чмырева, представляющие «Проект в поддержку фотографии в России» фонда «Айрис». Организаторами FotoFest 2012 с российской стороны выступили фонд «Айрис», Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» Министерства культуры РФ, Центр современной культуры «Гараж» и РИА-Новости в сотрудничестве с Центром фотографии им. Братьев Люмьер, галереями и частными коллекционерами нашей страны и из-за рубежа.

Российские выставки есть и в программе партнеров фестиваля, среди самых значимых — «Выставка советских и российских победителей World Press Photo 1956—1991 годов», подготовленная культурным проектом «Русс Пресс Фото» при поддержке Canon в России.

Фестиваль в Хьюстоне начался в середине марта и продлился до конца апреля. В его программе важнейшее место занимало международное портфолио-ревю, на которое съехались 120 экспертов из 23 стран и более тысячи фотографов со всего мира.

Фредерик Болдуин считает хьюстонское портфолио-ревю (Meeting Place) одним из самых действенных профессиональных инструментов. «У России страшная и в то же время замечательная история. Ирония заключается в том, что, может быть, именно это соединение образует возможность создания чего-то ценного, что подлежит сохранению. Я могу констатировать, что в мире есть страны, где культурные богатства прямо-таки обрушиваются на художников, но там очень трудно обнаружить интересных авторов. И среди культурных столиц планеты самые известные — те, которые просто-таки озолочены достижениями искусства. Там каждый поклоняется этим достижениям, там стоят длинные очереди в музеи, и люди воспринимают культуру очень серьезно и самих себя также воспринимают очень серьезно. Но не это создает художника. Художник рождается там, где трудности, когда сам проходит через испытания, правда, он рождается, если ему предоставляется такой шанс. На портфолио-ревю Фотофеста мы создаем возможности, и когда художники соприкасаются с ними, происходит чудо. В смысле рождения новых авторов Россия всегда была хорошим местом и остается им сегодня. В России происходят изменения, и, несмотря на сказанное, я надеюсь, что они к лучшему, поскольку верю в то, что приходит из России».

Программа фестиваля включает лекции, мастер-классы, творческие встречи с фотографами, выставку фотографической книги, автограф-сессии, кинопоказы, благотворительный аукцион фотографии, в котором впервые представлена и успешно реализована коллекция из произведений 30 современных российских фотографов. Всего в 2012 году в Хьюстоне биеннале собрало 120 выставок.

Это уже четырнадцатая биеннале FotoFest в Хьюстоне — старейший и крупнейший фестиваль фотографии в Америке.

ДИ №4/2012

27 августа 2012
Поделиться: