В 1881 году директор музея Прадо жаловался на то, что ему приходится хранить «эти абсурдные карикатуры» Эль Греко (1541–1614). Тогда он не мог и предположить грядущие изменения: уже в 1902 году в Мадриде состоится первая персональная выставка барочного живописца, а в 1910-м откроется персональный музей художника в Толедо, его картины начнут приобретать.
|
Полотна Эль Греко, принадлежавшие испанскому художнику Игнасио Сулоага, демонстрировались в Вене вместе с произведениями импрессионистов. Сулоага показал Пабло Пикассо купленный им холст «Снятие пятой печати», и этот факт потом получил отдаленное отражение в «Авиньонских девицах». Произведения Эль Греко из коллекции венгерского собирателя Марселя фон Немеша экспонировались в одних залах с современными художниками (Будапешт, 1910). Два года спустя собрание Немеша показали в Дюссельдорфе, и в том же году на знаменитой выставке Кельнского союза художников Эль Греко оказался единственным историческим персонажем — полотна испанца висели рядом с картинами Ван Гога, Сезанна, Пикассо и Матисса, рейнских экспрессионистов и членов мюнхенского «Синего всадника». Коллекционеры увлеклись вновь открытым барочным живописцем, модернисты видели в нем родственную душу и приветствовали его как свою предтечу наряду с Сезанном. Появились книги, посвященные биографии и творчеству Эль Греко, издавались альбомы.
Подлинное имя художника — Доменикос Теотокопулос. Будущий живописец родился в 1541 году на Крите, в то время принадлежавшем Венеции, затем в переехал в Венецию, где работал иконописцем. В 1570 году Доменикос перебрался в Рим, был принят в Академию Святого Луки как миниатюрист, затем основал свое ателье. В Италии художник и получил прозвище — Греко, то есть «грек». В 1576 году он переехал в Испанию, Толедо, где получил большой и почетный заказ — написать разоблачение Христа и многочисленные алтарные сцены. В 1580-м Греко пишет картины для короля Филиппа II в надежде получить место придворного живописца, но так и остается провинциальным толедским художником, в 1603 году в ателье начинает работать и его сын. По заказу госпиталя Тавера он пишет свои знаменитые полотна: «Благовещение», «Крещение» и «Снятие пятой печати» (все — 1608). Умер Эль Греко 7 апреля 1614 года, похоронен в монастыре Санто-Доминго-эль-Антигуо в Толедо.
Увлечение творчеством Эль Греко в Германии идет на убыль только с возникновением нового художественного направления в 1920-х годах, а именно «новой предметности». Экспрессия уступает место сухости и точности. Но великий испанский грек не забыт — его картины можно видеть во многих музеях мира, а в Прадо ему отведены отдельные залы.
Факт влияния Эль Греко не только на немецких экспрессионистов, но и многих художников модерна всегда казался очевидным, но, что удивительно, никому до недавнего времени не приходила в голову мысль сопоставить живопись «пророка» эпохи барокко, предтечи и его «последователей» — модернистов.
Такая идея возникла спустя много лет, уже в наши дни, и реализована она была в столетнюю годовщину знаменитой кельнской выставки 1912 года, но по другую сторону Рейна, в Дюссельдорфе.
Мысль объединить в одной экспозиции работы живописца XVI столетия и экспрессионистов ХХ века принадлежит директору музея (Кунстпалата) Биту Визмеру. Первоначально он хотел привезти в Дюссельдорф испанскую живопись, но постепенно идея трансформировалась. Решено было сконцентрироваться на Эль Греко, во-первых, потому, что персональной выставки этого автора никогда еще не было на территории Германии, во-вторых, благодаря сопоставлению можно было установить связь, преемственность художественных мировоз-зрений через века и границы.
Чтобы реализовать этот замысел, пришлось обратиться не к одному специалисту: куратор Бит Визмер консультировался с искусствоведами многих стран, заручился поддержкой не одного музея — картины прибыли в столицу Северного Рейна-Вестфалии более чем из 100 институциональных и частных коллекций. Результатом многосторонних усилий стала экспозиция, которую составили 110 работ — живопись, скульптура и графика 32 художников-модернистов и более 40 значимых произведений Эль Греко, прежде всего портретов, религиозных сцен и ландшафтов, причем наряду с авторскими оригиналами выставлялись восемь картин из ателье Греко и два произведения, созданные совместно с сыном Хорхе Мануэлеем. ХХ век представляли Оскар Кокошка, Макс Бекманн, Альберт Блох и другие.
Как отметил на открытии выставки директор музея и куратор Бит Визмер, «выставка демонстрирует два важнейших аспекта: с одной стороны, это Эль Греко ”отец” модернизма, каким его видели художники и искусствоведы в начале ХХ века, с другой — ставится под вопрос родственность немецких и австрийских экспрессионистов, а также пристально изучается влияние Эль Греко на отделенных веками “духовных родственников”».
В нескольких залах музея можно увидеть знаменитые картины Греко «Лаокоон» (1610–1614), «Снятие пятой печати» (1608), «Разоблачение Христа» (конец 1570-х), портреты апостолов. Предоставлена уникальная возможность подробно познакомиться с творчеством выдающегося художника.
Куратор и искусствоведы музея поставили себе трудную задачу — установить визуальную связь между испанским барокко и немецкими модернистами, но из положения вышли с честью — экспозиция смотрится на одном дыхании. Только вот картины художников ХХ века не воспринимаются самодостаточными, но это и закономерно, ведь выставлены они не сами по себе, а по принципу притяжения и отталкивания, созвучия и антагонизма с произведениями их «предтечи», родственной души из далекого прошлого.
В каждом зале тон задает произведение Эль Греко — «Лаокоон» или «Благовещение», святой Франциск или апостол Петр, которому находятся параллели в творчестве модернистов. Так, «Разоблачение Христа» Эль Греко сопоставляется со «Снятием с креста» Макса Бекманна (1917), с несколькими картинами Макса Оппенгеймера — «Истекающим кровью» (1911), «Бичеванием» (1913), «Снятием с креста» (около 1913), а также полотном Герта Волльхайма «Раненый» (1919). И за внешним подобием — колорита, композиции, построения фигур, экспрессии — обнаруживается кардинальное различие. То, что у Эль Греко виделось умозрительным, духовным, имело метафизический смысл, на картинах художников ХХ века выглядит брутально, жестоко, вещественно; изображенное говорит больше о плоти, нежели о духе. Среди выставленных картин есть и спокойные, например, «Святое семейство со святой Марией Магдалиной» (1590–1595), «Благовещение» (1600–1605). Рядом с ними выставлены живописные произведения Оскара Кокошки — «Невеста ветра» (1913) и «Благовещение» (1911).
Медитативные или напряженные, религиозные или светские картины, выставленные в залах Кунстпласта, дают возможность поразмышлять, как развивается искусство, из каких источников черпают художники идеи и вдохновение, какие чувства и идеи объединяют людей даже через века, что определяет тот или иной стиль.
Этим вопросам и был посвящен искусствоведческий симпозиум «Эль Греко и конфликт модернизма: неточность толкования и противоречия восприятия немецкими художниками и критиками в период между 1888 и 1939 годами». Возможно, обмен мнениями и не внесет полной ясности в вопрос, какое влияние оказал Эль Греко на художников сто лет назад, но поводы для размышления даст.
В 2014 году представится возможность увидеть ретроспективу творчества Эль Греко в более полном масштабе и безотносительно к модернизму: в Мадриде и Толедо к 400-летию со дня смерти художника пройдут его персональные выставки.
ДИ №4/2012