×
Премия Курехина — традиция абсурда
Петр Белый

Центр современного искусства им. Сергея Курехина был создан осенью 2004 года, чтобы объединить талантливых участников современного арт-процесса, выступающих вне рамок мейнстрима поп-культуры. 

В 2010 году Анастасия Курехина — директор и продюсер центра — создала первую в Санкт-Петербурге независимую премию в области современного искусства. Премия вручается художникам, кураторам, музыкантам, которые в своем творчестве развивают идеи, сформулированные еще в 1990-е годы Сергеем Курехиным. Поиск новых форм взаимодействия искусств, провокационность, ориентация на перформанс, импровизацию и непредсказуемость творческого результата — эти принципы «Поп-механики» легли в основу выбора номинантов. За прошедшие годы лауреатами премии стали такие художники и творческие группы, как мультимедийный проект «ДахаБраха», Петр Белый, Андрей Бартенев, Борис Райскин, композитор Олег Каравайчук и многие другие.

В этом году лучшим станковым объектом в номинации «Произведение визуального искусства» жюри назвало проект Евгения Юфита, а лучшим медиаобъектом стала «Священная аллегория» группы AES+F.

В номинации «Искусство в общественном пространстве» победили «Формы света» пермской художницы жанны Кадыровой, а лучшим кураторским проектом была названа выставка «Заложники пустоты» Кирилла Алексеева и Кирилла Светлякова, прошедшая в прошлом году в Третьяковской галерее. Впервые в этом году в числе номинаций появился «Лучший текст о современной культуре». Эта премия досталась Александру Боровскому за книгу «История искусств для собак». Музыкальные награды, также входящие в премию Курехина, в этом году получили проект The Taiga & vj Taras Gesh в номинации «Электромеханика» и группа «Kira Lao» в номинации «Этномеханика».

Пустынный район (пять остановок на трамвае от метро), забытый кинотеатр с рассыпавшимися ступенями, укрепленными металлическим уголком (смотрите под ноги!), две бетонные вазы-полусферы (привет, «оттепель»!) наполнены талым снегом, грязью и окурками. На оконечности Васильевского острова пронизывает ветрами. Таков ландшафт, такова диспозиция.

Каждый раз, оказываясь в Центре Курехина в бывшем кинотеатре «Прибой», я испытываю несравнимое по эмоциональной силе ощущение — машина времени отбрасывает на двадцать лет, в школьные годы. Нас всем классом учительница истории водила туда смотреть фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. Пыльные стекла, коричневатые кругляшки керамзита между витринными рамами. Засохшая герань, вонючие туалеты, обложенные черной плиткой, пол фойе из битых кусков бело-серого карельского мрамора — детали, с мучительной остротой говорящие о печальной необратимости бытия. Ни одна кабаковская инсталляция не имеет такой силы подлинности. Продираясь сквозь это мучительное окружение, оказываемся в фойе второго этажа, перед входом в кинозал выставка номинантов на премию.

Главной заслугой премии можно считать атмосферу — в ней есть локальный дух, скрытый смысл, маргинальность. Это идеально соответствует духу места, genius loci. Думаю, правильно было бы сразу обозначить премию как региональную. Позитивный заряд, заложенный в идею премии художнику, обернулся действом, музыкально-литературной композицией, где воздух Петербурга — немного обэриутов, супрематизма, декадентства — помножили на перестроечный звук, добавили арт-рынка 2000-х — и готово. Москвичи, оказавшиеся на премии, в поисках точки опоры, отсутствующей на болотистой почве, где мир теней важнее настоящего, в ужасе прячутся в отеле. Понятной стратегии у премии пока нет. Последняя попытка соединить московских и петербургских деятелей провалилась. Разница весовых категорий — видео, сделанное в комнате коммунальной квартиры, и видео, сделанное при помощи цеха помощников, сравнить можно, можно сравнивать молодого художника с шестидесятилетним. Как правило, вопиющая разница предотвращается разными номинациями: «Молодой художник», «Проект года», «За заслуги». Таким образом в мире премий достигается иллюзия минимальной объективности априори спорного решения. Путаница в номинациях, художниках, названиях призов, отсутствие выставочных пространств, невнятное жюри, вручающее премии самому себе, — вся эта театрализованная кутерьма правильно отражает суть происходящих в искусстве процессов, больше похожих на курехинскую поп-механику, чем на строгую систему, традиции абсурда одерживают полную победу.

России нужна нормальная премия с хорошим призовым фондом, понятной политикой, международным жюри, уважаемая и достойная. Идеальным местом для существования премии мог бы быть Петербург, созданный по воле самодержца, желавшего соответствовать международным стандартам. Увы, что немцу хорошо — русскому смерть. Любое начинание по европейскому образчику получает в наших широтах необычный, гулкий оттенок. В окружении обветшалых итальянско-французских особняков на монументальных гранитных спусках к каналам теплой белой ночью мирно дремлют бомжи с портвейном в руках, как нельзя лучше демонстрируя характер слияния России и Европы.

ДИ №4/2012

27 августа 2012
Поделиться: