×
Московский арт-дневник

Особенные и привлекательные художники

«Так что же делает нас такими особенными, такими привлекательными?» Агентство Art.Ru

8 июня — 10 июля

Кураторам выставки Анастасии Волковой и Татьяне Дроб удалось обнаружить в среде молодых нонконформистов тяготение к новой версии поп-искусства. Эксперименты представлены в широком диапазоне, объединяет их стремление «быть добрыми» и незанудными. Явно устав от «пост пост модерна» и «заумной депрессивности» (именно так характеризуется современная художественная ситуация в пресс-релизе), эти художники обратились к американскому опыту 1960-х годов, но, естественно, пошли другим путем. Если классический поп-арт был скорее протестно-ироничным движением, то наши герои ближе к идеологии хиппи и битников. Не ставя гносеологических и эстетических проблем, они восторгаются мультикультурным потоком, погружаются в него. Обозначено существование определенного образа жизни. Этот тонкий и неглубокий слой способен тем не менее дать уютное пристанище. Авторы часто прибегают к технике коллажа. Например, Татьяна Дроб в этом жанре обыгрывает тему распространенного в Интернете умиления котиками, а Дмитрий Кавко инструментально идет дальше и создает 3D-коллаж, на котором изображена стилизованная радуга, словно состоящая из цветных пластмассовых труб.

Просвет

«Культпроект», 15 МАЯ — 17 июня МГХПА им. С. Г. Строганова

Художница Татьяна Баданина осуществила большой проект, продолжавшийся два месяца и состоявший из двух выставок. Первая — «ПроСвет» прошла в галерее «Культпроект» с 15 мая по 17 июня. Вторая — в помещениях Строгановской академии — вполне самодостаточна, но в то же время может восприниматься как комментарий к первой.

Темы художницы остаются прежними — свет, устремленность к вершинам, игра с вертикалью. В последние годы Баданина погружается в сверхтонкую религиозную проблематику. В предыдущих проектах эта тема была раскрыта откровенно, но с некоторой коррекцией, учитывающей возможную неосведомленность зрителя в отношении богословских проблем. В этот раз Татьяна позволила себе высказаться с полной откровенностью и представила эксперименты, суть которых не столь очевидна на первый взгляд.

Выставка «ПроСвет» включает в себя объекты, живопись, выполненные в разных техниках и разных форматах. В трех небольших залах размещены самостоятельные художественные блоки, представляющие темы отдельных выставок. Они различны по своей тематике, но образуют тотальную инсталляцию, которую отличает интеллектуально-богословская насыщенность. Возможны очень разные прочтения этого целостного произведения. Прежде всего, обращают на себя внимание крупные формы. Монументальный холст изображает пустыню и напоминает о времени, ускользающем как песок. Работа задает экспозиции «горизонталь», вертикаль же образует крупная инсталляция из развешенных на стене объектов, похожих на выкройки девичьих платьиц. Они выполнены с большой изобретательностью, но и с непосредственной простотой. Это возвращение художницы к истокам, к тому раю детства, когда у ребенка возникают первые творческие импульсы. Зрителю становится очевидно, что одежды эти не земные, а скорее предназначенные для ангелов.

«Ретроспектива»

ВИНЗАВОД, 20 МАЯ — 17 ИюНЯ

C 20 мая по 17 июня на Винзаводе прошла выставка Александра Виноградова и Владимира Дубосарского под говорящим названием «Ретроспектива». Но, как всегда у этих авторов, при кажущейся ясности все не так просто. Представлены работы, которые художники начали писать несколько лет назад, но по разным причинам оставили и забыли о них, но задумав провести ретроспективную выставку, вспомнили о них и решили, что самое время их дописать. Виноградов и Дубосарский очень производительны, пишут около 50 крупных работ в год, в итоге в «запасниках» накопилось 55 произведений, нуждающихся в завершении. Как признаются авторы, зачастую они не могли вспомнить, что, собственно, имели в виду, когда начинали ту или иную работу, каковы были первые импульсы. Получилась своего рода психоаналитическая игра по прояснению эстетического подсознания собственного творчества.

В живописном плане этот цикл, как всегда, ярок, на первый взгляд вполне жизнерадостен и естественно ироничен. Но, может быть, впервые в таких масштабах отчетливо проявлено другое свойство искусства художников — его напряженная тревожность. Как ни стремятся они изобразить нечто жизнерадостное и беззаботное, небольшие детали, легкий цветовой диссонанс непременно указывают: что-то не так в этом прекрасном мире. Всегда отличающаяся легкостью и непосредственностью живопись художников в «Ретроспективе» производит впечатление импровизации, свидетельствует об открытости их искусства.

Refresh

Галерея XL, 26 июня

В галерее XL открылась выставка «Refresh». На ней представлены работы хорошо известных художников, некоторые из них узнаваемы благодаря усилиям галереи. Это произведения Константина Звездочетова, Ирины Кориной, Олега Кулика, Игоря Макаревича, Бориса Михайлова, Бориса Орлова, Виктора Пивоварова, Айдан Салаховой и др.

Интрига заключается в том, что это не просто летняя сборная выставка, типичная для тактики галерей в межсезонье, а обобщающий и прощальный жест. Как известно, Елена Селина первой публично заявила об отказе от продолжения деятельности в традиционном формате галереи. Возникшая в 1990-е годы система, казалось, обещала стать одним из локомотивов современного искусства. Так оно и было в течение определенного времени, но в конце концов социально-экономические условия оказались иными, нежели те, в которых функционируют ее европейские аналоги, и от людей, работающих в этой сфере в России требуются новые нестандартные подходы.

Данная выставка обнаруживает парадокс, который и приводит к закрытию некоторых галерей или изменению формата, в котором они работают. Мы прекрасно знаем имена современных актуальных авторов, но часто ли у нас есть возможность увидеть то, что они делают в настоящий момент? Цепь, казалось бы, мелких обстоятельств разделяет автора и зрителя.

Добротные и хорошо узнаваемые по стилю работы смотрятся несколько потерянно в залах галереи, и проблема тут не в концепции выставки, организаторы не стремились к общности экспозиции. Это манифестация общности художественной судьбы и декларация единства, несмотря на все сложности.

Повезло ли нам? «Считай, что тебе повезло»

Галерея Гельмана, 30 МАЯ — 24 июня

Прошла выставка Алексея Калимы. Художник родом из Грозного, он получил известность благодаря своим ярким работам, касающимся событий чеченской жизни. Его новый проект отличается от предыдущих, и понять суть этой, казалось бы, мозаичной экспозиции можно именно в контексте предыдущих высказываний художника.

В названии выставки Каллима словно указывает на отсутствие в столичном городе столь драматичных событий, как на Кавказе, и в этом смысле «нам повезло». Но непредвзятый взгляд на среду, в которой мы обитаем, может выявить не менее дискомфортные ситуации. Художник воспроизводит незатейливые сцены жизни, не приукрасив и не драматизируя их.

Преднамеренно сдержанная и тяготеющая к фотореализму манера позволяет отдельным деталям проявлять присутствие индивидуального и лирического в холодной и безличной среде. Отсутствие пафоса, идеологизации делают этот мрачноватый проект живым и доброжелательным по отношению к зрителю.

Художник выбирает такие ракурсы, чтобы зритель испытывал иллюзию погружения в пространство картины, оставаясь при этом наблюдателем, а не участником. То мы оказываемся под пристальными насмешливыми взглядами толпы фанатов, то наблюдаем из окна за дворниками. Мир в работах Каллимы и мир за спиной зрителя один и тот же. Художник указывает на то, что среда вокруг нас доступна точному воспроизведению, а раз это так, то, вероятно, есть возможность изменить все к лучшему.

ДИ №4/2012