Выставка фотографии «Dust&Scratches», организованная журналом «Esquire» в ММОМА,
приурочена к открытию одноименной онлайн-галереи.
|
«Dust&Scratches» — название популярного фильтра, используемого для обработки фотографий в Фотошопе. Это же название, дословно переводимое как «пыль и царапины», выбрано для выставки фотографии, организованной журналом «Esquire» в ММОМА. Выставка была приурочена к открытию одноименной онлайн-галереи, в которой, как обещают организаторы, произведения искусства знаменитых фотографов можно будет купить по цене постеров. Необходимость галереи назрела за семь лет совместной работы журнала с авторами: фотографы спрашивали, кто бы мог представлять их в России. В какой-то момент Филипп Бахтин, теперь уже бывший главный редактор «Esquire», задумал создание онлайн-галереи — посредника между авторами и покупателями.
Если говорить о самой выставке, то она соответствует лучшим традициям журнала: громкие имена, замысловатые истор ии, широкоформатные черно-белые портреты, на которых различима каждая морщинка. Куратором проекта выступил арт-директор «Esquire» Максим Никаноров, и это, несомненно, отразилось на характере экспозиции, Максим сделал упор на репрезентативность — получился некий the best of the best, бережно отобранный за годы существования журнала. Поэтому выискивать целостную историю, продиктованную тонким кураторским замыслом, в этом случае не стоит. Этим же объясняется и жанровая эклектичность, которая в любом другом случае балансировала бы на грани беспорядка, но Никанорову удалось придать ему элегантную небрежность. Пейзажные снимки в традициях Майкла Кенны, световые эксперименты, ироничные и трогательные портреты и, конечно же, знаменитые истории в духе «Esquire» — серии сюжетных снимков.
«Dust&Scratches» — выставка работ безусловных мастеров фотографии, победителей «World Press Photo» и других престижных фотоконкурсов. Среди фаворитов «Esquire» такие авторы, как Пьеро Мартинелло, Стивен Барит, Джек Редклифф, Эми Таучетт, Брайан Сорг, Йероен Хофман, Келли Андерсон-Стейли, Эрик Рефнер, Адам Панчук.
Адам Панчук — польский фотограф, увлеченный этнографическими исследованиями. Колеся по миру, он разыскивает нации или этнические анклавы, интересные с точки зрения самобытной мифологии. Это может быть как маленькое забытое селение в Польше, так и целая страна Исландия, знаменитая своими языческими верованиями в эльфов и гномов.
Молодой фотограф Пьеро Мартинелло известен другого рода исследованиями. В течение некоторого времени он заглядывал в провинциальные итальянские кафе и бары и делал снимки завсегдатаев этих заведений — получилась серия портретов «Bar Portraits», несколько фотографий из которой можно увидеть на выставке.
Портретные фотографии из серии «Шахтеры» представлены и Йероеном Хофманом: глянцевая фотография, на которой изображен портрет обнаженного землекопа — «Жерминаль» в новом прочтении.
Датский фотограф Эрик Рефнер, обладатель премии «World Press Photo», вспоминает о прошлом: его фотографии посвящены эпохе 1950-х — времени, когда царствовало рокабилли. Серия черно-белых снимков изображает все приметы времени: большие машины, танцы до упаду, наркотические будни брутальных персонажей.
Другая история о прошлом рассказана фотографом Джеком Редклиффом: он создал фотохронику жизни своей дочери Элисон — от первых шагов до ее превращения во взрослую женщину. Фотограф из США Брайан Сорг также создал хронику жизни, только уже без семейной привязки: в течение пяти лет он наблюдал и запечатлевал жизнь обычного американского подростка Дейви.
Интересна и серия работ Эми Таучетт, фотографа, которая рассказывает четырехлетнюю историю жизни знаменитой танцовщицы бурлеск-шоу по прозвищу ВОВ. Колоритная звезда показана с нескольких сторон: блистающая на работе под шквал аплодисментов, занятая приготовлениями к шоу и в будничной жизни.
Каждая серия работ уже заключает в себе историю, быть может, поэтому организаторы выставки решили обойтись без лишних объяснений. Эти сюжеты хорошо известны читателю «Esquire», поскольку все, без исключения, фотографии уже были напечатаны в журнале ранее. Однако зрителю, не приобщенному к текстам журнала, придется самому продумывать истории — фотографии даны вне их авторского контекста.
Организаторы утверждают, что главным критерием отбора была художественность каждой взятой фотографии: «Если в журнале журналистская ценность изображения не менее, а то и более важна, чем художественная, то здесь наоборот».
Серии разбиты на отдельные фотографии, которые ярче других отражают задумку организатора — представить известных фотографов, их творческую сущность, а не сюжетную составляющую фотографий.
А экспозиции, созданные по этому принципу, обычно нравятся всем: можно разглядывать красивые картинки, не утруждая себя интерпретацией. Эти произведения искусства, предложенные по цене постеров, сравнимы с лубочными картинками, которые продавались на ярмарках. И потому можно смело заявлять, что «Esquire» сделал поистине народную выставку.
ДИ №3/2012