Рассматривать пересечения между такими непохожими дисциплинами, как наука и искусство, намного любопытнее, чем искать между ними различия. Междисциплинарные исследования вызывают все больший интерес, и это неудивительно. Открытия в биологии и генетике меняют сложившиеся представления о человеке, достижения в области исследований мозга помогают лучше понять принципы его работы и механизмы принятия решений, климатология изменила наше отношение к окружающей среде, а Интернет и социальные медиа преодолевают географические границы и формируют новый взгляд на общество. Исторически художники выступали в качестве провокаторов и критиков, документаторов своей эпохи и хранителей идей. Для современного художника естественно обращаться к тем же темам, которые интересуют ученых.
|
Все больше кураторов и теоретиков начинают заниматься проблемой взаимодействия науки и искусства. Процесс создания произведений, выставка, перформанс становятся платформой для обсуждения вопросов, переходящих границы, выстроенные между конкретными дисциплинами. Что же происходит, когда искусство переносится из музейного или галерейного контекста в научный? Национальная академия наук США в Вашингтоне обладает постоянной коллекцией произведений искусства, организует художественные выставки, проводит конференции и встречи с целью исследования взаимодействия науки и искусства. Цель отдела культурных программ, отвечающего за эту область деятельности, — помочь посетителям выстроить между идеями новые и неожиданные связи. В 1863 году, когда создавалась Национальная академия наук США, конгресс определил ее задачи следующим образом: консультировать население и лидеров государства в области науки и техники. С тех пор как в 1924 году было построено нынешнее здание Академии наук, академия постоянно привлекает различных художников как к оформлению физического пространства здания, так и к разработке его визуального стиля. Таким образом, в Академии наук сложился уникальный контекст для интерпретации выставленных здесь произведений искусства и дискуссий на различные темы.
Год назад отдел культурных программ начал эксперимент, направленный на развитие диалога и создание в Вашингтоне благоприятной среды для тех, чье поле деятельности находится между традиционных дисциплин. Совместно с организацией «Leonardo: The International Society for Art Science and Technology (Леонардо: Международное общество по искусству, науке и технологии») отдел стал проводить открытые ежемесячные дискуссии с участием художников, ученых, историков. Главная цель этих вечеров — углубление междисциплинарного диалога и анализ возможных препятствий, таких как слепая приверженность к традиционным методам, косность институций, сложность получения финансирования для новых неортодоксальных проектов.
Если проанализировать выступления ораторов на встречах, организованных Академией наук, и работы художников, выставлявшихся в академии в течение последних тридцати лет, можно выделить несколько подходов к рассмотрению идей в междисциплинарной сфере и способов их применения. Во-первых, использование при решении проблем рационального и интуитивного способов мышления. Во-вторых, прямое и опосредованное взаимодействие разных подходов в процессе создания работ, относящихся и к гуманитарным дисциплинам, и к науке. В-третьих, взаимодействие зрителя и конечного продукта, будь то выставка, образовательный процесс или акт коммуникации. Перечисленное может служить лишь достаточно общим и упрощенным описанием происходящего в этой обширнейшей области, коей являются междисциплинарные практики. Надеемся все же, что эти принципы помогут наметить точку отсчета для восприятия работ, представленных здесь отделом культурных программ Национальной академии наук США.
Произведения художницы Кэтрин Шервуд, представленные сначала на групповых выставках в Национальной академии наук (Visionary Anatomies, 2005), а затем на персональной (Golgi’s Door, 2008), являют собой смешение на первый взгляд противоречивых идей, объединенных темами физического здоровья, целительства, художественных практик. После инсульта, приведшего к частичному параличу, чтобы продолжать художественную деятельность, Шервуд была вынуждена значительно изменить свой живописный стиль. Если раньше ей была свойственна достаточна жесткая и контролируемая манера письма, то теперь она стала использовать широкие жестуальные движения на холсте, разложенном в мастерской таким образом, чтобы вокруг него было проще передвигаться в инвалидном кресле. В своих работах Шервуд совмещает литографические отпечатки рентгеновских снимков сосудов головного мозга, сделанных после инсульта, древние «целительные» символы из народной медицины, иллюстрации из анатомических атласов XVI века, сталкивая различные представления из области медицины, способы визуальной репрезентации человеческого тела. Ее работы как на идейном, так и на физическом уровне затрагивают темы от проблем инвалидности до методов визуализации в нейробиологии, бросают вызов живописным традициям и традиционной эстетике.
Других участников программ, таких как Ли Бут из Центра визуальных исследований Мэрилендского университета в округе Балтимор, интересует возможность использования мыслительного процесса зрителей как части художественного опыта. В 2010 году Академия наук предложила Буту совместно с Центром визуальных исследований создать интерактивную инсталляцию для Фестиваля американской науки и инженерии. Результатам этого сотрудничества стал портативный интерактивный киоск. Зрителям предлагали следить через смотровое отверстие в коробке за абстрактными изображениями, объединенными общей темой, а затем поделиться своими предположениями о том, что же им было показано. Целью было помочь зрителям проследить, как их разум находит интуитивное решение задачи. Работа Бута «SeeIntuit» («Интуитивное видение»), по-прежнему используется центром в качестве инструмента для исследования визуальных технологий. Помимо выступления в роли художника Бут блистательно проявил себя в сфере налаживания сотрудничества между представителями разных областей деятельности, от дизайнеров до нейробиоло-гов. Тем не менее его подход к исследованию остается в художественной практике, как это видно в его цифровой композиции в Центре Мэрилендского университета «Прозрение-1234», исследующей механизмы работы интуиции и процессы принятия решений.
Физический акт создания искусства — процесс исследования и познания. Это становится очевидным, если рассмотреть деятельность Тима Роллинза, еще в 1980-е годы получившего признание за работу в Бронксе с учениками, считавшимися не поддающимися обучению. Роллинз преподавал им литературу, поощряя рисовать на страницах книг, которые они читали. Таким образом, его ученики приходили к пониманию литературы через физический процесс творчества. Идея метода Роллинза проста: если руки учеников окажутся вовлеченными в некий процесс, то к этому процессу подключится и разум. Многим его ученикам удалось успешно окончить колледж и доказать необоснованность ярлыка «не поддающийся обучению». Впоследствии ученики Роллинза стали называть свое объединение «Kids of Survival» («Дети выживания», K.O.S.).
Сегодня в K.O.S. входят как его первые участники, так и новые. В 2009 году отдел культурных программ Академии наук поручил Роллинзу и K.O.S. создать работу, основанную на книге Дарвина «Происхождение видов». Во время исследования членам K.O.S. и Роллинзу попался на глаза сделанный Дарвином набросок «Древо жизни», и они решили взять его за основу своего будущего произведения. В результате изучения современных работ по биологии они обнаружили, что более удачной метафорой эволюции могло бы стать не дерево, а паутина. Они изготовили трафарет с деревом Дарвина и использовали его для нанесения паутинообразной структуры поверх страниц книги «Происхождение видов», размещенных на холсте. Хотя их работу и нельзя считать точной научной иллюстрацией эволюционного процесса, она показывает, как некоторая идея может появляться и затем видоизменяться по мере поступления новой информации.
Позже отдел культурных программ Национальной академии наук США подготовил с одним из участником K.O.S., Беном Вольтой, другой проект. Вольта разработал собственный творческий метод, занимаясь со школьниками в Филадельфии. Осенью 2010 года он предложил им изучить размещенные на сайте Академии биографии крупных американских ученых, имеющих африканское происхождение, и подготовить по их мотивам собственные произведения. Под руководством Вольты ученики создали 19 портретов, в которых соединили свое восприятие результатов трудов ученых со своими силуэтами. Включая собственное изображение в работу, они могли представить себя на месте авторов этих идей.
Растущее во всем мире количество людей, работающих на стыке науки и искусства, показывает, что взаимосвязь этих двух дисциплин сложнее, чем просто использование искусства в интересах науки. Для того чтобы наладить действенную систему сотрудничества или обмена идеями между дисциплинами, совсем не обязательно согласие по поводу общей цели. Напротив, необходимо понимание, что цели у разных дисциплин могут быть разными, но, несмотря на это, можно найти способы достижения каждой из них совместно. Единым связующим становится осознание творческого процесса и способов его применения во всех сферах человеческой деятельности.
ДИ №3/2012