B 2008 году в центре Дублина появилось новое уникальное пространство — Science Gallery. Галерея, открытая по инициативе Тринити-колледжа, задумана как место встречи искусства и науки, точка пересечения различных методов познания и рождения новых смыслов. Основатель и директор галереи — доктор Майкл Джон Горман, на счету которого несколько крупных выставок и культурно-образовательных проектов в США, Ирландии и других странах. Кроме того, Горман преподавал ряд научных дисциплин в Стенфордском и Гарвардском университетах, а также в Массачусетском технологическом институте. Он автор множества публикаций о взаимоотношениях искусства и науки, в том числе в авторитетных журналах «Leonardo» и «Nature».
Happy? Take a second look. 2012
|
Горман называет Science Gallery своего рода «ускорителем частиц для людей», этаким адронным коллайдером в миниатюре. Science Gallery — площадка, на которой творческие умы могут общаться на разные темы и вдохновлять друг друга. Сталкиваясь, разные мнения и разные области знаний порой дают непредсказуемые и весьма любопытные результаты. С одной стороны, в работе галереи непосредственное участие принимают ученые Тринити-колледжа, что обеспечивает непрерывную связь с актуальными научными достижениями. С другой — создатели галереи выступают за междисциплинарную систему: любое явление они стараются изучать средствами не только науки, но и искусства, дизайна и других творческих сфер.
Свою миссию Science Gallery видит в том, чтобы пробудить интерес к науке у максимально широкой аудитории и вовлечь в этот процесс молодых людей, занятых в разных областях. Проекты галереи призваны пробуждать в человеке креативное начало и тем самым готовить почву для новых открытий.
Эта миссия видится особенно актуальной на фоне глобального финансового кризиса, который показал, что для решения проблем сегодня требуются новые подходы. Мир стремительно меняется, и все его правила быстро устаревают: за несколько лет технологии стали мобильными и социальными, бюджеты теперь пересматриваются чуть ли не еженедельно, а общественные, образовательные и культурные институты с трудом поспевают за нуждами людей. Главная из этих потребностей — поиск вдохновения и новых идей. Их появление и должны стимулировать такие «ускорители», как Science Gallery. Чем больше их будет, тем лучше, поэтому основатели галереи рассчитывают когда-нибудь создать Глобальную сеть Science Gallery в партнерстве с ведущими университетами мира.
Сфера интересов Science Gallery чрезвычайно широка: от художественного осмысления геометрии коралловых рифов до исследования природы желания, от изучения взаимоотношений человеческого тела с музыкой до воспроизведения механизмов заражения вирусами. Как правило, в основе каждого проекта галереи лежит некий провокационный вопрос, адресованный будущему: а что если?
Одной из первых идей, возникших у организатороа Science Gallery, было воссоздание в пространстве галереи условий настоящей научной лаборатории. Проект «Лаборатория в галерее» («Lab in the Gallery») продолжается уже три года и охватывает все новые и новые темы. Начинался он в 2008 году с изучения такого явления, как внимание. Ученые Института нейрофизиологии Тринити-колледжа проводили эксперименты на посетителях галереи — разумеется, с их согласия. При помощи датчиков исследователи фиксировали реакции мозга на простые и в то же время сложные вопросы — например, такие: «Вы знаете, о чем вы на самом деле думаете?»; «Вы человек утренний или вечерний?»; «Можно ли ввести вас в заблуждение?».
Выставка 2009 года «Метрополия» с броским подзаголовком «Контроль над толпой» («Metropolis: Crowd Control») соединила средства компьютерной графики, инженерных технологий и когнитивной нейропсихологии. Исследование было посвящено феномену толпы — реальной либо виртуальной, ее внешнему виду, звукам, движению, поведению. Эксперименты, в которых было предложено участвовать зрителям, призваны были дать ответы на ряд вопросов: как толпа подчиняет себе личность? Как воспроизвести уникальные паттерны движений отдельных людей в толпе? Можно ли определить настроение толпы по ее движению? Как оценить численность толпы? Наконец, как с помощью всех этих знаний решить проблемы уличного движения и организации жизни в большом городе?
Один из самых провокационных проектов галереи — «Внутренности: Эксперимент с живым искусством» (2011; «Visceral: The Living Art Experiment»). В его реализации приняли участие сотрудники лаборатории SymbioticA (университет Западной Австралии, Перт) — ведущего центра по изучению связей между искусством и биологией. С 2000 года лаборатория проводит разнообразные эксперименты на грани искусства и биотехнологий, исследующие природу живого и неживого. На целый месяц лаборатория была фактически перенесена из Перта в Дублин и открыта для посетителей, которые стали не только свидетелями, но и участниками экспериментов с живым искусством.
По мнению авторов выставки, художники обладают уникальной способностью предвидеть, какие социальные и психологические последствия может повлечь за собой широкое внедрение биотехнологий. Очевидно, что степень и скорость, с которыми человек вторгается во все сферы жизни, требует новых культурных стратегий и художественного осмысления. В экспозиции были представлены, например, «приращения» человеческого тела из «полуживых» тканей или возможные способы «приручения» нейронов и их использования в качестве вычислительных устройств. Конечно, такие произведения вызывают беспокойство и даже отталкивают. Именно поэтому они гораздо более наглядны, чем горы специальной литературы по биоэтике.
Тему экспериментов над человеком продолжила выставка «Человек +: Будущее нашей особи» (2011; «Human +: The Future of Our Species»), в которой судьба нашего биологического вида была обрисована несколько двусмысленно. С одной стороны, в будущем возможности человека многократно расширятся, а процесс эволюции можно будет контролировать. С другой — это породит новые межвидовые столкновения и потребует новых стратегий выживания. Среди экспонатов выставки были, к примеру, такие, как говорящая голова-протез и гибридное растение-животное, содержавшее фрагменты ДНК художника. Все это заставляло зрителей задаваться вопросом: какие новшества нужны нам, чтобы обеспечить себе наилучшее генетическое будущее?
В 2012 году Дублин объявлен европейской столицей науки, и Science Gallery подготовит ряд проектов специально к этому событию. Летом и осенью здесь пройдет большая выставка «Расколоть город» («Hack the City»). Главный вопрос, который задают себе и публике организаторы: как мы можем заставить город работать на нас? Как нам следует трансформировать городскую среду, чтобы она стала лучше и человечнее? И какими должны быть города будущего, чтобы людям нравилось в них жить? В ход пойдут разные концепции: от устойчивого развития до «недоразвития», от «плотности» до «расползания», от зеленых массивов до «зеленой» политики, от флеш-мобов до общения в социальных сетях.
Еще один интересный проект 2012 года — «Нанолаборатория» («Nanolab»), в котором подчеркивается, как мало (в буквальном смысле) нужно, чтобы перевернуть наши представления о мире. Микрочастицы, кажется, способны преобразить все сферы жизни, от электроники до медицины. Но как нам понять, что же такое наномасштаб? У посетителей этой выставки будет возможность не только ознакомиться с передовыми научными разработками, но и попробовать себя в роли инвесторов и решить, какие проекты будущего достойны вложения средств.
ДИ №3/2012