Сегодня связь между искусством и наукой — действенный импульс для культурной трансформации в нашем обществе.
|
Союз искусства и науки
И наука, и искусство — это два метода познания мира, общения человека с космосом. Они взаимно дополняются, а не исключаются.
В.И. Вернадский
Связь между искусством и наукой можно прослеживать на разных уровнях. Так, в крупных научных лабораториях появляются необычные изображения причудливых форм, перемещающиеся в пространстве компьютера — визуализации сложных расчетов, например фракталов. Этот термин в 1975 году ввел французский математик Бенуа Мандельбро для обозначения геометрических форм, которые, в отличие от евклидовых, не являются регулярными. Можно найти разные фракталы: в виде снежинок, облаков, гор или ветвей деревьев. В лабораториях IBM на основе трехмерных изображений Мандельбро вывел новую геометрическую теорию. Это самый блестящий случай конвергенции между визуальными впечатлениями и наукой. Изображения фракталов удивляют своей красотой и в то же время обладают научной ценностью.
Возникает много вопросов: как в наши дни искусство и наука взаимодействуют, влияют друг на друга? Можно ли дать художественную интерпретацию некоторым научным открытиям или визуализировать научную теорию с помощью искусства? «Искусство и наука», так называлась тема 42-й Биеннале в Венеции в 1982 году (куратор Маурицио Кальвези). Речь шла о новых изображениях, порожденных компьютером, новой технологии, роль и значение которой сравнимы с открытием перспективы в эпоху Возрождения. И компьютер сегодня предстал как новый инструмент, помогающий художникам прочитывать и интерпретировать мир. Со времени 42-й Венецианской биеннале интерес к этой теме значительно возрос, как и разнообразие возможных контаминаций науки и искусства.
Благодаря научно-техническому прогрессу увеличилась продолжительность жизни человека, научившегося лечить многие болезни, размытыми стали границы между возрастными этапами, изменилась роль пожилых людей в обществе…
Разумеется, все перечисленное в общем виде известно. Но поразмышлять об этом на фактах можно было на очень необычной выставке «От нуля до ста: новые этапы жизни человека» в Болонье (2–12 февраля 2012), расширенный вариант — на Триеннале в Милане (21 февраля — 1 апреля 2012). В шести разделах по возрастам человека — от стадии эмбриона до старости — представлены произведения известных художников (Мартин Крид, Аниш Капур, Мива Янаги, Синди Шерман, Габриэль Ороско…), а также демонстрируются научные экспонаты.
Цель художественной выставки исследовательская, ее задача — выяснить, как и почему трансформировалась наша жизнь за прошедшие столетия, какие интуитивные прозрения и открытия таит каждый возраст. В разделах кроме произведений художников представлены научные экспонаты, статистические данные, а также видео, рассказывающие об изменениях в жизни человека в течение длительного периода.
Попытка сочетать два способа постижения мира, искусства и науки оказалась весьма любопытной. Исследуя экспонаты с научными данными, можно, например, обнаружить, что в наши дни рост человека на 12 см выше, чем у его прапрадеда, что он может выдерживать физические напряжения, не ведая усталости, как, например, победитель марафона в 1908 году. И период юности сегодня более длительный, чем сто лет назад. И мозг современного пожилого человека функционирует более эффективно, продлевая стадию зрелости.
Ученые стремятся систематизировать данные о человеке, представители мира искусства с помощью интуиции и вдохновения раскрывают неожиданные грани возрастных периодов человека.
Инсталляция «100 лет» Ганса Петера Фелдмана состоит из 101 моментального снимка знакомых художника в возрасте от 8 месяцев до 100 лет. Так он прослеживает изменения, возни-кающие в разные фазы жизни. По данным научных исследований, образ жизни женщины во время беременности играет определяющую роль в развитии ребенка. На красивой фотографии «Остров Саймон» Ороско изображен живот беременной женщины в воде, напоминающий подвешенное в воздухе яйцо.
Работа «Без названия» Капура состоит из пластикового прозрачного куба с пульсирующим пузырем воздуха внутри — метафора биения сердца. Оба произведения — своеобразные размышления об ответственности зачатия.
В разделе «Детство» инсталляция «Шары» Крида (она была показана в ММОМА в 2011 году) представляет собой пространство, заполненное цветными шарами, зрителя предлагают играть с ними, чтобы напомнить ему о детстве. Именно этот период — фундаментальная эволюционная ступень, отличающая человека от животного: человек заботится о потомстве в течение длительного периода, вплоть до поздней юности, когда молодой человек обретает необходимые навыки для преодоления жизненных невзгод.
Отрочество, юность — бурные фазы, когда подросток открывает свои физические и психические способности. На выставке искусство выступает в роли сейсмографа, регистрирующего малейшие изменения в этой фазе жизни. Работа дуэта Мочеллин — Пеллегрини посвящена исследованию юности, когда открываются большие перспективы и появляется возможность «примерить» на себя разные роли, которые придется исполнять в течение жизни. Авторы рассказывают историю любви пары до появления первого ребенка.
В последних двух фазах жизнь человека, пожалуй, в наибольшей степени подвержена изменениям. Эдриан Пачи и Синди Шерман исследовали зрелость на своем опыте и пытались выяснить социальные и творческие перспективы для людей пожилых и старых. Видео Пачи снято в родной Албании и воспроизводит нечто вроде журналистского репортажа о двух десятках безработных мужчин, предлагающих себя в качестве рабочей силы на центральной площади Тираны.
Серия фотографий «Зрелость» Шерман рождает тревогу. Сделанные в период поздней юности, они высвечивают малейшие дефекты на ее лице и теле. Снимки свидетельствуют о готовности автора не отказываться от дальнейших фиксаций бега времени на своем теле.
Раздел, посвященный старости, — один из самых ярких и необычных на выставке, и он особенно привлекает зрителей. Очевидно, этот период жизни особенно тревожит. Художники интерпретировали данную фазу, основываясь на продлении активности людей в наши дни. Они убеждены, что сегодня вплоть до пожилого возраста люди переживают стадии подъема жизненной активности.
На серии фотографий Мивы Янаги молодые девушки превращаются в восточных пожилых матрон, которые благодаря опыту и мудрости начинают играть в семье основную роль.
В прекрасном, трогательном, слегка ироничном фильме Стефании Галегати Шайнс персонажи и в пожилом возрасте открывают для себя радости физической любви. Герой видео Джона Пильсона, запутавшийся в хитросплетениях профессиональной деятельности, мужественно противостоит подстерегающей его ежечасно смерти.
Научные экспонаты рассказывают об открытиях, связанных с каждым этапом жизни человека, и позволяют выяснить, как условия и образ жизни матери влияют на здоровье ее ребенка, как можно влиять на умственное развитие детей и подростков. Ведь благодаря поразительной гибкости мозга они приспосабливаются к культуре своей социальной группы, на последующих этапах их поведение меньше подвержено влиянию окружающей среды и менее зависимо от ее изменений.
Зрители могут узнать, почему сегодня возраст 50 лет с физиологической точки зрения считается продолжением юности. Наконец, новая концепция выставки поощряет, используя возможности интерактивности, получить информацию о себе, опираясь на научные параметры психических и физических характеристик, например, с помощью теста Равена узнать, насколько в наши дни вырос уровень знаний индивида по сравнению с прошлыми поколениями. Каждый зритель уходил с выставки с новым видением эволюции человека и своего места в этом процессе.
ДИ №3/2012