×
Тейт Модерн сегодня
Виктория Хан-Магомедова

Британец Мартин Крид (р. 1968) с 1987 года дает простые названия своим работам — по числам, но не по порядку, например, отсутствует работа № 1. Работа «№ 232» состоит из неоновой надписи «Целый мир + произведения = целый мир». Это утверждение о том, что любое творческое усилие бесполезно и смысл работы меняется от восприятия каждого зрителя. Фраза была воссоздана в белом неоне на фасаде бывшего приюта сирот и позже на здании Тейт Милбэнк. Вдохновляясь минимализмом и концептуализмом, Крид часто создает произведения из элементов, заимствованных из повседневной жизни: маскировочной ленты, эластичного пластыря, бумаги формата А4, он использует даже акт включения и выключения света — работа «№ 227» (2000). В 2001 году он удостоен премии Тернера.

Эти радикальные работы представлены в галерее Тейт Модерн, коллекция которой находится в новом здании, внедренном в более раннюю архитектуру, мощную электростанцию, построенную в середине ХХ века по проекту Жиля Джильберта Скотта. В конце прошлого столетия здание трансформировали по проекту швейцарской архитектурной группы «Херцог и Де Мерон».

Архитекторы оценили пространство огромного, вздымающегося вверх турбинного зала и превратили его в крытую улицу, почти городскую площадь внутри музея. Это пространство изменяется в зависимости от времени дня, освещения и числа посетителей. Однако о конструкции Скотта сегодня напоминают портальный кран в турбинном зале, вызывающие головокружение окна. Вместо серии привычных унифицированных пространств для постоянной коллекции архитекторы спроектировали разные залы: большие, просторные и камерные, уютные, для демонстрирования крупномасштабных работ, небольших картин и фотографий.

Высокие балконы в Турбинном зале с южной стороны галереи рождают бесконечную игру между музейным пространством и повседневной жизнью мегаполиса. Архитектурное решение удовлетворяет и требованию к экспозиции в стиле «белого куба» как изолированного нейтрального пространства, но дает возможность воспроизведения традиции анфилад. В плане залы постоянной экспозиции выглядят как четыре крыла, каждое представляет множество точек зрения на экспонаты, предлагает альтернативные маршруты, позволяя зрителям выбирать их по своему желанию.

Экспозиция Тейт Модерн порождает вопросы: как музей работает со своей постоянной коллекцией? Как находит баланс в экспонировании современных и модернистских, временных и постоянных коллекций? И Тейт Модерн изобретательно решает эти задачи. «Успех Тейт Модерн как музея объясняется впечатляющим сочетанием структуры здания, коллекции и воображения кураторов», — пишет в путеводителе Николас Серота, директор музея.

С момента открытия Тейт Модерн в 2000 году ее посетили 45 млн человек. Галерея продемонстрировала, что музей в современном мире больше не является фиксированной институцией с определенным числом признанных шедевров, его экспозиция находится в процессе трансформации. Работы, обладающие определенным значением в конкретный момент и для специфической категории зрителей, обретают новые нюансы в иных контекстах. Музей предстает как гигантская структура, постоянно изменяющаяся, открытая для нового развития, новых приобретений, новой публики. Аранжировка произведений осуществляется в соответствии с основными тенденциями в искусстве последнего столетия: кубизм, сюрреализм, экспрессионизм, арте повера, концептуализм, минимализм... Но в каждом случае предполагается более широкий подход, включающий предпосылки модернизма и постмодернизма…

В Тейт Модерн имеются значительные работы, выполненные из разных материалов: волоса, воска, масляной живописи, ДВД. Одни воспевают красоту, другие прославляют ее разрушение. Экспозиция Тейт Модерн предоставляет разные возможности для зрителя. В каждом крыле проходят серии выставок-спутников. Они меняются, позволяя выстраивать необычные конфигурации смыслов, неожиданные связи между настоящим и прошлым. Параллельные потоки и противостоящие течения в искусстве складываются в свои истории: альтернативные формы реализма воспринимаются как дополнения к сюрреализму, а кубизм предстает как продолжение постимпрессионизма. Ассамбляж интерпретируется в сопоставлении с арте повера, немецкий экспрессионизм пересматривается в свете позднего абстрактного экспрессионизма…

Первая экспозиция Тейт Модерн 2000 года в течение пяти лет воплощала идею синтетического видения и основывалась на четырех крупных темах: пейзаж, натюрморт, ню и история, с помощью которых прослеживались связи между художниками ХХ столетия.

Современная экспозиция, подготовленная в 2006 году, — плод коллективного труда многих кураторов. Выстраиваются конфликтные истории движения искусства. Экспозиция состоит из четырех разделов: «Состояния потока», «Поэзия и сон», «Материальные жесты», «Энергия и процесс». Произведения в каждом разделе группируются вокруг ключевого периода в искусстве прошлого столетия. Раздел «Состояния потока» концентрируется на кубизме, футуризме и вортицизме. В небольших пространствах представлены работы художников, занимавшихся коллажем, и тех, чье творчество было мостом к поп-арту, к экспериментированию и радикальным эксцессам флюксуса в 1960-е годы. Несколько залов в этом разделе демонстрируют динамизм кубистической революции, а также исследуют его ответвления и выявляются его противоречия. Например, показано, как в искусстве Боннара и Матисса состояние спокойствия и стабильности противостояло современности.

Раздел «Поэзия и сон» посвящен сюрреализму. Здесь представлена живопись, а также фильмы последователей сюрреалистов 1920–1940-х годов. Одни сюрреалисты полагали, что бессознательное можно высвободить с помощью автоматизма письма и эффектов случайности, другие использовали реалистические стилистики, пытаясь передать современность как сновидение. Так, Магритт стремился исследовать «голую правду вещей».

По контрасту с биоморфными абстракциями Ива Танги Магритт вводит в картины предметы из повседневной жизни. Многие из них имеют символическое значение, часто заимствованное из сочинений Фрейда. Шляпа бойлера и свеча, включенные в свинцовую пластину, в картине «Беззаботный спящий» (1928), например, воплощают мужские и женские половые органы. Живя в Париже в 1927–1930-х годах, Магритт исследовал мир бессознательного и сновидений, что проявилось в этой работе, в которой изображен спящий человек в похожей на гроб структуре.

Экспозиция в центральной части крыла объединяет живопись, скульптуру, объекты, фото, гравюры и фильмы. В этом разделе также исследуется творчество художников от Пикассо до Поллока — все свидетельства страшных реалий середины ХХ века. В ближайших залах можно увидеть произведения художников, связанных с сюрреализмом Фрэнсиса Бэкона и Пикассо, тех, кто заново изобретал способы изображения человеческой фигуры. Сегодня наследие сюрреализма проявляется и в более сложном актуальном искусстве. Поэтому в экспозицию часто включают последующие опыты художников.

В разделе «Материальные жесты» акцент сделан на послевоенном экспериментальном искусстве. Работы художников от Поллока и Ротко до Джакометти и Дюбюффе демонстрируют способность материалов и жестов порождать и передавать сильные человеческие эмоции. Диалоги между прошлым и настоящим обнаруживаются в сопоставлении напряженных творений Бэкона и элегических работ Капура.

В разделе «Энергия и процесс» кураторы фокусируются на постминималистических практиках, отождествляемых с арте повера и современными им направлениями. Концептуальный и политический радикализм конца 1960-х годов нашел выход в кардинальном переосмыслении искусства, его концепций, значений, отказе от поп-арта и минимализма и возврате к более простым материалам и акциям, к использованию предметов из повседневной жизни, усилении связи с природой и обычными видами человеческой деятельности. Такую открытость к новым материалам можно увидеть в работе Дж. Пеноне, Дж. Ансельмо, Л. Бенглис и Р. Морриса.

После Второй мировой войны многие художники обратились к абстракционизму — Сулаж, Бурри, Дюбюффе, Матье, Мишо, Тапьес. Для их информального искусства характерны импровизационность, спонтанность, жестуальность. Работы выполнялись быстро, художники стремились к непосредственному выражению бессознательного. «Скорость, интуиция, волнения — вот мой метод творчества», — объяснял Матье. В таком духе написана «Серая и зеленая картина» (1957) Тапьеса.

Представители «бедного искусства» в инсталляциях, перформансах использовали землю, неон, воду, пластик и деревья. В их работах угадывается специфический итальянский контекст — подчеркивание ремесленных навыков и сложных отношений между прошлым и настоящим, историей и современностью.

Инсталляции Кунеллиса с применением железа, хлопка, кофе, дерева, огня, камней, пластика, земли, животных, выглядят почти театрализованными. В его работе «Без названия» (1979) ощущаются отсылки к истории, архитектуре, мифу, курению, проблемам стирания и регенерации. А присутствие птиц — намек на надежду и свободу.

Параллельно с арте повера развивались минимализм (Бойс, Моррис), концептуализм, антиформа, земляное искусство. Минимализм, самая радикальная форма абстрактного искусства, воплощал идею о том, что искусство должно иметь реальную форму, а не изображать окружающий мир. У минималистов не было общей программы, но в своем творчестве они использовали кубы, прямоугольники, обращались к промышленным материалам и решетчатым или симметричным группировкам форм.

Сол Ле Витт, ведущий представитель минималистского и концептуального искусства — автор имперсональной работы «Пять открытых геометрических структур» (1979), выполненной ассистентами по его инструкциям. Кажется, что они основаны на логических закономерностях, настолько тщательно организованы. Однако согласно комментариям художника они «интуитивные, бесполезные и не иллюстрируют теорий».

Современные художники (Мартин Крид, Дэвид Бейчелор и Капур) продолжают использовать минималистское наследие.

Привлекает внимание работа «Без названия» (1992) русского по происхождению Гульермо Куитса, выросшего и живущего в Буэнос-Айресе, но ориентированного на европейскую культуру. Его инсталляция состоит из 20 помещенных рядом детских кроватей с картами дорог на каждом матрасе. Пуговицы помечают большие города, места скопления людей.

Испанский фигуративный скульптор Хуан Муньос создавал крупные театрализованные инсталляции, наполненные монохромными резиновыми фигурами, включая карликов, балерин. Инсталляция «По направлению к углу» (1998) состоит из семи истерично смеющихся фигур с восточными чертами лица, сидящих или стоящих на скамейках, повернутых лицом к углу зала. Такое расположение вынуждает зрителя перемещаться вокруг фигур, чтобы увидеть их. Их непонятная веселость в отсутствие явной причины рождает разные реакции у публики: от любопытства до неуверенности и тревоги, кажется, будто зритель является предметом их насмешек.

Когда входишь в инсталляции Томоко Такахаши, возникает ощущение хаоса: сотни предметов помещены на пол, повешены на стены, даже закреплены на потолке. При более внимательном рассмотрении обнаруживаешь некую систему в их расположении. Автор в течение месяцев собирает предметы, затем внедряет их в работу, имитирующую атмосферу «дома». Ее работы воспринимаются как критика общества потребления, хотя, возможно, ее больше интересует символическое и индивидуальное значение используемых материалов.

В «Комнате рисунка» (1998) Такахаши аранжировала собранные в предыдущем году материалы: любовные письма, счета, факсы, распечатки электронной почты. Затем она устраивала ритуальный перформанс с чтением вслух каждого материала, перед тем как зачеркнуть тексты маркерами и прикрепить их на стены, потолок, тем самым одновременно выставляя напоказ и как бы лишаясь личной жизни. Неожиданно в разных частях зала возникали орнаменты, фрагменты бумажных листов сгруппированных по размеру и цвету. На некоторых листах рисунки так плотно расположены, что напоминают насекомых, пожирающих друг друга. Кажется, что виднеющийся в углу стол и опрокинутый стул поглощаются этим бумажным потоком.

А «Четыре времени года» (1994) Сая Твомбли, выдающегося мастера абстракции, навевают философские размышления. Это циклы о жизни, смерти и возрождении. Богатые цветовые сочетания и экспрессивная манера письма передают эмоциональные изменения в каждый сезон. Ярко-красные сочетания весны и глубокие желтые оттенки лета контрастируют с землистыми, коричневыми и зелеными цветовыми сочетаниями осени и более глухими холодными, синеватыми и черными цветовыми градациями зимы. Абстрактная форма корабля, возникающая на картинах, намекает на переход в подземный мир в египетской Книге мертвых.

Тейт Модерн расширяется. Здесь представлены произведения большинства крупных художников ХХ столетия. Но в галерее во главе с новым директором Крисом Дерконом запланированы впечатляющие трансформации. Первая фаза обновления по проекту архитектурного дуэта Херцога и Де Мерона предполагает открытие летом 2012 года зрелищного зала в цехе с цистернами для нефти бывшей электростанции — огромные круглые пространства протяженностью 30 м, высотой 7 м. Эти массивные промышленные цеха не использовались со времени закрытия электростанции. В наши дни они превратились в поразительные, необычайные пространства, подходящие для демонстрации новейшего искусства.

На новых площадках будут показываться разные виды «живого» искусства: инсталляции, фильмы, перформансы, работы со звуком, которые ранее можно было видеть в залах галереи. Зрители познакомятся с историей этих художественных практик начиная со второй половины ХХ столетия и увидят новые работы художников XXI века. Здесь будут также аудитории для обучающих программ.

Вторая фаза развития, расширения Тейт Модерн (в конце 2016 года) предполагает завершение строительных работ в новом здании. Предполагается, что общая площадь для экспонирования произведений из коллекции галереи увеличится на 70%. За последние десять лет эта коллекция не только значительно пополнилась, но и изменилась, позволяя прослеживать большие трансформации в современном искусстве. Фильмы, фотография, живой перформанс стали важными особенностями художественной практики, и художники продолжают осваивать новые технологии. В то же время коллекция ориентирована на более глобальную перспективу, охватывая творчество художников из Латинской Америки, стран Ближнего Востока, Азии и Африки.

За последние десять лет коллекция Тейт Модерн значительно выросла. Некоторые специалисты считают ее даже более значительной, чем собрание современного искусства в Париже и Нью-Йорке. Тейт Модерн создала и новых фаворитов, таких как Ребекка Хорн. Заслуга кураторов в показе коллекции в новых конфигурациях, демонстрации многообразных связей между разными поколениями художников. Вопросы и дилеммы, почти пазловая зависимость необычно сгруппированных произведений провоцируют всплеск эмоций и воображения, остаются в памяти зрителя.

ДИ №3/2012

28 июня 2012
Поделиться: