Город — это фантастическое существо, спрессованное из многовековых наслоений человеческих идей, художественных образов, реализованных прежде всего в архитектуре, скульптуре и живописи.
|
Город — необозримое пространство для диалога всех видов искусства на протяжении многих столетий. Всматриваясь в художественные памятники, разбросанные в городском пространстве, мы можем прочитать историю своей страны и своего народа. У каждого города свой художественно-исторический облик, свой диалог времен и искусств. Из всех русских городов именно в Москве этот диалог представляется наиболее многопластовым как во времени, так и в художественных стилях. Огромное число архитекторов, художников, строителей, донаторов, меценатов, коллекционеров внесли свою лепту в формирование художественного облика Москвы. Пожалуй, один из наиболее художественно концентрированных «узлов» Москвы — Басманный район, та его часть, которая располагается вокруг Чистых прудов, Покровки и Мясницкой. Именно здесь в трех переулках — Большом Харитоньевском, Малом Харитоньевском и Фурманном — оказалось спрессованным «художественное» пространство от прошлых веков до наших дней.
Выйдя из метро в районе Красных Ворот, мы поворачиваем направо в сторону Курского вокзала по Садовому кольцу и следуем до Большого Харитоньевского переулка. Переулок назван по церкви Святого Харитония, построенной здесь в XVII веке. Сегодня трудно себе представить, что в XVI столетии эта местность была покрыта дремучими лесами, где любил охотиться царь Иван Грозный.
К XVII веку леса вырубили, и здесь в между улицами Мясницкая и Покровка (от нынешнего Бульварного кольца и до Земляного Вала) уже находилась Огородная слобода, где жили соответственно царские огородники, которые выращивали и поставляли свежие овощи к государеву столу.
При Петре I Мясницкая улица превратилась в главную дорогу парадного царского выезда, а Огородная слобода стала одним из самых престижных мест Москвы. Здесь имели дома царские приближенные князь Юсупов, канцлер Бестужев-Рюмин, располагалась резиденция московского обер-полицмейстера.
Именно в Большом Харитоньвском переулке сохранились наиболее древние гражданские постройки Москвы. Палаты ХVI– ХVII веков в Москве можно по пальцам пересчитать. Волковы палаты у Харитония — одни из самых старых наряду с палатам и князей Долгоруких на Покровке, палатами думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной и Белыми палатами на Пречистенке.
Архитектурное чудо — старинные палаты (Большой Харитоньвский переулк, 21) расположены почти у самого Садового кольца. За небольшим садом в глубине стоит живописная группа красно-белых зданий, украшенных наличниками, колонками, гирьками, увенчанных островерхими крышами с резными подзорами, коньками и флюгерами.
Точная дата возведения палат, ставших впоследствии дворцом князей Юсуповых, и имена строителей неизвестны. Предположение, что это были русские мастера, отчасти подтверждается в воспоминаниях Феликса Феликсовича Юсупова-младшего, опиравшегося на семейную легенду: «Строили этот дом архитекторы Барма и Постник, те самые, что создали в Москве собор Василия Блаженного».
Самая старая часть палат Волкова — нижний этаж крайней правой палаты. Она может датироваться концом XVI — началом XVII века. По одной из московских легенд, тут был охотничий Сокольничий дворец Ивана Грозного с обязательным подземным ходом из Кремля. В конце XVII столетия сформировался комплекс двухэтажных построек (возможно, был и третий дере-в янный жилой этаж) с характерным для того времени декором в стиле московского барокко. В правой части на первом этаже находилась парадная, «крестовая» бесстолпная палата (около 170 кв. м). Возможно, первым хозяином этих палат был богатый купец Чирьев, а потом ими владел сподвижник Петра I дипломат и вице-канцлер барон Петр Павлович Шафиров. Вскоре вице-канцлер, обвиненный в казнокрадстве, попал в немилость, и конфискованные у него палаты в 1723 году были отданы графу Петру Андреевичу Толстому, который стоял во главе Тайной канцелярии и вел следствие по делу царевича Алексея. В результате дворцовых интриг против князя Александра Даниловича Меншикова граф очень скоро оказался в опале и был сослан вместе с семьей в Соловецкий монастырь, где вскоре и умер.
В 1727 году палаты отошли к новому хозяину — обер-секретарю Военной коллегии Алексею Волкову, ближайшему помощнику Меншикова. Но недолго пришлось Волкову владеть палатами. В том же 1727 году Меншиков терпит поражение в борьбе за власть, и «светлейшего» ссылают. У Волкова как единомышленника опального князя по приказу Петра II имущество отбирают. Но несмотря на то что владельцем палат Волков был меньше полугода, его имя в истории закрепилось за Сокольничьим дворцом, который с первой половины XVIII века в документах стал именоваться палатами Волкова.
В том же 1727 году Петр II подарил дворец князю Григорию Дмитриевичу Юсупову-Княжеву, жившему в палатах до своей кончины в 1730 году. При нем было заложено легендарное богатство рода Юсуповых.
Волковы палаты считались главным родовым дворцом князей Юсуповых в Москве. Расцвет усадьбы пришелся на первую четверть XIX века, когда ее хозяином был Николай Борисович Юсупов (1751–1831). Феликс Феликсович Юсупов, последний представитель рода, писал о своем предке: «Князь Николай — это одна из наиболее примечательных фигур в нашем роду. Он прожил жизнь интеллигента и оригинала: великий путешественник, эрудит, знавший пять языков, был очень известной личностью для своей эпохи. Князь Юсупов проявил себя как меценат науки и искусства и был также советником и другом императрицы Екатерины; жил в царствования Павла I, Александра I, Николая I…» Николай Борисович был также первым директором Эрмитажа, русским посланником в Италии, главноуправляющим Кремлевской экспедицией и Оружейной палатой, а также всеми театрами России.
А.С. Пушкин посвятил Юсупову стихотворение «К вельможе». «П.А. Вяземский рассказывает о Юсупове: «Он был благополучного сложения по плоти и по духу, в житейском и нравственном отношении. На улице его вечный праздник, в доме вечное торжество торжеств. На окнах стояли горшки с пышными, благоуханными цветами; на стенах висели клетки с разными птицами певчими; в комнатах раздавался бой стенных часов с звонкими курантиками. Все у него было светозарно, оглушительно, охмелительно. Сам, посреди этого сияния, этой роскошной растительности и певучести, выставлял он румяное, радостное лицо, расцветающее, как махровый красный пион».
Н.Б. Юсупов в первой половине ХIХ века был крупнейшим коллекционером России, его собрание насчитывало более 550 произведений. Собирательство для князя было связано с его деятельностью по формированию императорской коллекции. Доверенное лицо Екатерины II и великого князя Павла Петровича, Юсупов через своих консультантов в Европе приобретал произведения как современных художников, так и старых мастеров. Князь провел за границей около 15 лет. В Голландии в 1774–1776 годах покупал первые книги, рисунки и картины. Особый интерес Юсупов проявил к искусству Франции, его французское собрание могло сравниться лишь с императорским Эрмитажем. Князь состоял в переписке с Юбером Робером, выдающимся пейзажистом XVIII века. Итальянский раздел коллекции насчитывал более 200 произведений. Весьма представительной была группа работ венецианской школы XVIII столетия, круг Тьеполо. Согласно описям в нее входило 11 полотен Джованни Баттисты и его старшего сына Джованни Доменико, работы мастеров других местных школ XVII–XVIII веков.
Интересы Н.Б. Юсупова распространялись и на искусство стран Дальнего Востока, это было своего рода данью времени. В 1790 –1800-е годы интерьеры юсуповских дворцов украшали изделия китайских мастеров — фарфор, мебель, лаковые и резные вещи, украшенные перламутром и панцирем черепахи. Подлинный шедевр коллекции — бронзовая буддийская скульптура сидящего Бодхисаттвы XVI–XVII веков.
Коллекция шпалер Юсупова была самым крупным частным собранием в России. Князь приобретал также фарфор Севрской мануфактуры. В 1818 году в своей подмосковной усадьбе Архангельское он устроил живописную мастерскую по росписи фарфора, которая в середине 1820-х превратилась в фарфоровый завод, работавший до 1830-х годов.
До 1810 года Николай Борисович жил в основном в Петербурге либо за границей и часто сдавал свои дома в Москве внаем. Тогда в усадьбе параллельно переулку стояли три каменных здания, и одно из них, так называемый средний дом, в 1801 и 1802 годах взяло в аренду семейство Пушкиных. Впоследствии в 1891 году в доме надстроили третий этаж и тогда же соединили со старыми палатами. Сейчас он составляет крайнюю левую часть современного здания. Семья С.Л. Пушкина прожила в Большом Харитоньевском переулке до 1808 года: сначала в деревянном флигеле дома Юсупова (на месте одного из нынешних корпусов дома № 24), затем в доме графа Санти (на месте № 8) и в доме князя Одоевского на углу Малого Козловского переулка.
Все упомянутые дома и юсуповские сады сгорели во время пожара 1812 года. В «Евгении Онегине» Пушкин «поселил» на углу М алого и Большого Харитоньевского переулков тетку Татьяны Лариной, достаточно подробно описав этот район.
Сын князя, Борис Николаевич Юсупов (1794–1849), систематизировал коллекцию отца и в 1839 году издал каталог собрания на французском языке. Активно пополнял коллекцию внук, Николай Борисович-младший (1827–1891).
Последней владелицей коллекции была дочь Николая Борисовича-младшего, княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, в замужестве графиня Сумарокова-Эльстон (1869–1939). Женщина редкой красоты и душевного обаяния, она не только заботилась о приобретении в коллекцию новых произведений, но и представляла свои шедевры на различных выставках.
На рубеже веков семья Юсуповых в связи с назначением Феликса Феликсовича-старшего, мужа Зинаиды Николаевны, адьютантом великого князя Сергея Александровича переехала из Петербурга в Москву. Для жилья был переделан флигель, во дворце же устраивали приемы, которые поражали иностранцев «византийской» пышностью, чему немало способствовало и архитектурное убранство здания.
При последних Юсуповых началась крупномасштабная реставрация Волковых палат, которым владельцы, не жалея средств, стремились придать дворцовое великолепие. Под руководством архитектора В.Д. Померанцева перестроили западную часть палат, изменили декор фасадов, стилизованный под XVII век, перепланировали помещения, к двухэтажным каменным палатам пристроили третий этаж. По указанию владельцев найденный в бывшей опочивальне подземный ход, ведший к Кремлю, был засыпан.
Далее реставрацию продолжил архитектор Н.В. Султанов. Со стороны двора к палатам пристроили объем с лестницей, соорудили каменную ограду с воротами, где поместили герб Юсуповых, а со стороны переулка поставили ограду, выполненную по образцу решетки XVII веков церкви Николы Мокрого в Ярославле. В интерьерах сохранились изразцовые печи XVIII столетия, резные порталы, росписи, бронзовые решетки, подсвечники и фонари по рисункам художника Ф.Г. Солнцева.
В «портретной» находились портреты династии Юсуповых, начиная с князя Ногайской Орды Юсуф-мурзы. Гербовая комната была декорирована скульптурными медальонами с гербами рода, а ее стены отделаны шелковыми обоями цвета бордо. Украшала ее большая хрустальная люстра, венецианские зеркала в тяжелых резных рамах, старинная мебель — роскошь и богатство сочетались здесь с изысканным вкусом.
Согласно моде конца XIX века во дворце была китайская комната. В кабинете находилась богатая коллекция древнерусского искусства. Когда тетка испанского короля инфанта Эулалия приехала в Россию, Юсуповы дали обед в ее честь в своем московском доме. О впечатлении, произведенном на нее княгиней Зинаидой Николаевной, инфанта в своих «Мемуарах» сообщала: «Более всего поразило меня празднество в мою честь у князей Юсуповых. Княгиня была необычайно красива, тою красотой, какая есть символ эпохи. Жила среди картин, скульптур в пышной обстановке византийского стиля. В окнах дворца мрачный город и колокольни. Кричащая роскошь в русском вкусе сочеталась у Юсуповых с чисто французским изяществом. На обеде хозяйка сидела в парадном платье, шитом брильянтами и дивным восточным жемчугом. Статна, гибка, на голове — кокошник, по-нашему, диадема, также в жемчугах и брильянтах, сей убор один — целое состояние. Поразительные драгоценности, сокровища Запада и Востока, довершали наряд. В жемчужных снизках, тяжелых золотых браслетах с византийским узором, серьгах с бирюзой и жемчугом и в кольцах, сияющих всеми цветами радуги, княгиня была похожа на древнюю императрицу...»
Именно в московском дворце были позднее найдены юсуповские сокровища, которые Феликс Юсупов младший, уезжая с семьей в эмиграцию, припрятал в тайнике под лестницей. В 1925 году тайник обнаружили случайно в подклете под мусором и старой одеждой. Там оказались громадные ценности: 25 колье, 255 брошей, 13 диадем, 42 браслета, скульптура из серебра, 200 чарок и даже скрипка Страдивари. По всему дому было найдено еще более 20 тайников, но все пустые.
Семья Юсуповых всегда отличалась своими меценатскими наклонностями. В 1900 году на средства семьи был создан греко-римский зал нового Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина), который долгое время носил имя З.Н. Юсуповой. Зинаида Николаевна и ее муж еще в 1900 году составили завещание, в котором говорилось, что «в случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами и хранящихся в домах наших петербургском (Мойка, 94) и московском (Трехсвятительский пер. у Красных Ворот) и в подмосковном имении «Архангельское», завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…»
После 1917 года палаты Юсуповых занимали Военно-исторический музей (с 1922), чеховский музей, а с 1928-го Совхозный институт, Институт планирования и экономики, в последние годы президиум Сельскохозяйственной академии.
В настоящее время палаты находятся в частном владении. В 2000-х годах они были полностью реставрированы.
До 1912 года на месте громоздкого доходного дома по Большому Харитоньевскому переулку (№ 14, архитектор И.Г. Кондратенко) стоял скромный деревянный домик с мезонином в три окна, принадлежавший чиновнику Московской управы благочиния титулярному советнику А.И. Федотову. Здесь провел детство его сын Павел, ставший впоследствии художником.
П. Федотов писал: «Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования». И далее: «Все, что вы видите на моих картинах (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства: это я заключаю как по воспоминаниям, так и потому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве».
Рядом с небольшим домиком Федотовых находилась обширная усадьба (№ 12) статской советницы Е.П. Херасковой со старинными палатами в центре и большим прудом, известная уже с начала XIX века. Спустя почти столетие, в конце XIX века, в одном из несохранившихся зданий жил М.А. Врубель, Здесь художник создал прекрасные иллюстрации к стихотворениям М.Ю. Лермонтова.
Продолжение прогулки по Басманному району (Малому Харитоньевскому переулку, Чистопрудному бульвару, улицам Маросейка и Покровка) в бижайших номерах. О сквоте в Фурманном переулке читайте в следующем номере ДИ.
ДИ №2/2012