Статья подготовлена на основе доклада прочитанного автором на Международном форуме «Декоративно-прикладное и народное искусство России и стран СНГ в современных реалиях культуры и рынка», проходившем в ноябре 2011 года в Российской академии художеств и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
|
До недавнего времени эффект искусственного освещения в городе и интерьере назывался световой архитектурой. Этот термин около ста лет использовался в профессиональной литературе, но в практике так и не прижился. Сегодня широко употребляется понятие «светодизайн» как новое творческое направление, для которого необходимо готовить квалифицированных специалистов.
Светодизайнер относится к среде как к полотну, на котором в темноте рисует, словно красками, разноинтенсивным, разнонаправленным, цветным, динамичным светом картину. Эта «картина» создается не на одной плоскости, свет по-разному отражается от поверхностей, формирующих пространственную среду, в результате возникает ее световой образ как в темное время суток, так и днем. Солнце и небо — это источники «глобального» света, который равноценно являет глазу большое и малое, прекрасное и безобразное, далекое и близкое, цветное и ахроматическое. Архитектура как праматерь искусств обязана свету, именно он делает ее образным искусством. Однако дневная среда — ее первая, традиционная ипостась — не всегда одинакова. Для пасмурного дня в открытом пространстве для нее характерен статичный зрительный образ, отрицательный контраст объектов с фоном (темные объекты на светлом фоне облачного неба), минорное впечатление (особенно когда пасмурная погода длится недели и месяцы, что свойственно нашим широтам. Ученые говорят, что в нем — причина массовых депрессий, усталости, плохого самочувствия и т.д.). А в солнечный день господствует динамичный визуальный образ среды (в связи с тем что солнце движется и тени, изменяясь, перемещаются), положительный контраст (освещенные объекты на фоне голубого неба), избыток света, способствующий выработке кортизола (гормона бодрости), мажорное настроение. Эти прототипы световых образов среды и ее объектов существуют в нашем сознании генетически.
С помощью рукотворного, полностью прогнозируемого и управляемого искусственного света можно, по сути, сделать все, кроме того, что создает солнце. Невозможно, даже с помощью сотен «искусственных лун», заставить светиться атмосферу, создать полноценный свет небосвода. В пасмурную ночь излучаемый электрическими источниками свет, вместе со светом, отражаемым землей (особенно снегом) от уличных фонарей, подсвечивает облака, и небо над городом уже не кажется бездонным. Космическая тьма, всегда объемлющая половину земного шара, «высасывает» с поверхности земли даже те крохи рукотворного света, которые излучают установки, созданные человеком. Эти эффекты зрительно фиксируются по «засветке» ночного неба. В больших городах, где воздух сильно загрязнен, даже при безоблачном небе свет служит «лакмусовой бумагой», и в ясную погоду атмосфера над ними также может «светиться». Существует Международная экологическая ассоциация «Движение за темные небеса», борющаяся с подобным «световым загрязнением». Однако словосочетание «световое загрязнение» абсурдно. Свет не может быть грязным, он лишь выявляет пыль, копоть, сажу, влагу и другие взвешенные в воздухе крупицы. В ряде городов, например в Праге, принят закон о борьбе со «световым загрязнением». Власти стараются, чтобы излучаемого в атмосферу света было как можно меньше, поэтому многие достопримечательности не имеют архитектурного освещения (это экономит и электроэнергию). Город в итоге выглядит ночью несколько средневековым. Такому примеру мало кто следует.
Вторая, бурно развивающаяся ипостась создаваемой человеком среды — ночная. Мы по мере необходимости и технических возможностей используем искусственные источники, свет которых, фрагментарно и дискретно заполняя обитаемое приземное пространство и отражаясь от земли и архитектуры, создает оригинальную визуальную среду. С помощью прожекторов на фасадах зданий можно создать эффект солнечного света с почти естественными тенями, такое освещение называется заливающим. Но тени при этом нередко направлены снизу вверх, что придает зданиям «рамповый» театральный эффект. Чтобы направлять свет сверху, как днем от неба и солнца, необходимо строить мачты в два раза выше, чем архитектурные объекты, чего обычно никто не решается делать. Если мы хотим, чтобы архитектура «работала», как днем, надо проектировать освещение так, чтобы она выглядела не менее выразительно и не обязательно как при естественном свете.
Итак, первый путь — традиционный, то есть заливающее прожекторное освещение. При этом мы получаем: — ассоциативно солнечный зрительный образ (статичный или динамичный при использовании программируемого управления освещением);
— положительный контраст освещаемых объектов и фона (темного неба вместе с неосвещаемыми фрагментами окружающей среды);
— мажорное эмоциональное состояние (среда, освещенная прожекторами, выглядит эффектно). Второй способ — эмпирический, предусматривающий поиск новых выразительных возможностей, образных аналогов которым в природе нет (что и привлекает творческих людей в свето-дизайне). Для него характерны:
— театрализованно-декоративный зрительный контробраз, непохожий на дневной; — положительный контраст объектов и фона (при том, что фон темный);
— сильное эмоциональное воздействие — от неприязни до восторга. Наибольший эффект при этом достигается за счет приемов цветного светодинамического освещения.
Среда — это пространственное понятие, точнее, светопространственное, ведь без света не воспринимается ни пространство, ни формирующие его элементы, ни масштаб и эмоциональные визуальные качества этого пространства.
Окружающий мир радикально меняется при искусственном свете по сравнению с дневным. Если взглянуть на снимок ночной Москвы из космоса, мы увидим то, что днем практически трудно рассмотреть — ее планировочную структуру в виде светового «каркаса»: магистрали, площади, узлы их пересечений, освещенные городские доминанты и т.д. На этом световом генплане можно выделить как минимум три параметра света: световой рисунок линий и пятен, интенсивность света в них (где-то более ярко, а где-то менее) и цветность света. Эти параметры могут быть не только описаны, но и точно измерены и рассчитаны. В «ландшафтном» масштабе восприятия (панорамные виды, глубинные перспективы) видны также зоны, которые составляют не только каркас, но и «ткань» города — межмагистральные территории. Здесь свет нерегулярный, много темных и полутемных пространств: земля и зелень, функционально не используемые и потому не освещаемые или минимально освещаемые ночью.
«Ансамблевый» масштаб господствует на средних дистанциях восприятия групп объектов, объединяемых освещением в более или менее гармоничную композицию с иерархическим выделением доминант, акцентов, фоновых элементов и т.п.
При «камерном» масштабе восприятия, когда человек является одним из элементов световой среды и непосредственно участвует в ее формировании, присутствуют даже тактильные ощущения. Световой рисунок, направление света, его распределение в поле зрения и другие параметры в этом случае очень важны для него. Примеры такой среды — световые инсталляции в духе ленд-арта дизайнера К. Тахары или разнообразные ландшафтно-световые композиции. В некоторых из них световая среда интерактивна (Финсбари авеню в Лондоне), свет в полосах мощения меняется по интенсивности и спектру в зависимости от количества пешеходов на площади и их движения. Днем подобной интерактивности добиться крайне сложно.
Светоформы или световые скульптуры — тоже носители света в городе. Я считаю, что это новые и потенциально многообещающие элементы ночной среды, ими надо насытить город, пешеходные зоны в первую очередь. В мире уже существует достаточно много убедительных примеров их применения. Днем эти объекты не всегда привлекают внимание, зато ночью они эффектны. Например, удивительная световая беседка в Эссексе (дизайнер Т. Хитервик), послужившая прототипом национального павильона Великобритании на выставке EXPO- 2010 в Шанхае. В ней оригинально использован принцип свечения трубок как полых световодов, «канализирующих» дневной свет в направлении извне — внутрь, а ночью искусственный из интерьера во внешнюю среду.
Свет способен создавать в воздухе и виртуальные светофор-мы благодаря лучам прожекторов и лазеров. Для таких эффектов вполне подходит городская не очень прозрачная среда. Чем она влажнее и пыльнее, тем зрелище эффектнее.
С 1957 года, с замка Шамбор во Франции, по всему миру распространились стационарные установки «Звук и свет» («Son et Lumiere»). Одна такая установка была создана в 1980-е годы в СССР, в Самарканде на площади Регистан. В этом случае мало что остается от архитектуры, которая служит экраном для световых проекций. Многие знаменитые архитектурные объекты десятилетиями служили и служат этим целям, популярным у туристов – пирамиды в Гизе, древние храмы Египта (Карнак, Луксор, Филе), Акрополь (здесь установку демонтировали во время проведения Олимпиады-2004.), Версаль, Красный форт в Дели и др.
Все более модными становятся фестивали света. Первый был проведен немецким императором Вильгельмом II в 1895 году в Берлине. Сейчас в организации световых фестивалей лидирует французский Лион. Ежегодно мэрия города приглашает светодизайнеров со всего света, распределяет участки и выделяет средства на работу. Каждый дизайнер творит на заданную тему. В начале декабря на это фантастическое шоу съезжаются миллионы туристов. Французский композитор и дизайнер Жан Мишель Жарр в 1997 году был приглашен в Москву, чтобы организовать спектакль к 850-летию столицы России на главном здании МГУ на Воробьевых горах. Подобные светозвуковые шоу требуют немалых мощностей и финансовых средств, поэтому их устраивают не часто.
Существует и такое понятие, как «лучистая живопись» (название дали венгерские дизайнеры Д. Беркес и П. Козма): цветные диапозитивы с разнообразными рисунками проецируются не только на здания, но и на землю. Представьте, что вы гуляете по освещенным дорожкам и площадям, «плавая» в насыщенном цветным структурным светом пространстве и ступая по различным световым рисункам, узорам и т.д. В этом свете все видится и чувствуется по-другому. Человек в такой ситуации теряет контакт с реальной средой, попадает то ли в сказку, то ли в зазеркалье, и неизвестно, как долго он может вынести эту непривычную психологическую нагрузку. Науке еще предстоит выяснить допустимые пределы подобной театрализованной иллюзорности, которая технически сегодня может быть создана, но где и в каком количестве, вопрос остается открытым. Реализованные примеры — это не более чем временные инсталляции, новый жанр светового искусства. Но в любом случае у светодизайна большое будущее.
ДИ №2/2012