Oгромный квадратный «Невидимый трубопровод» (2011) Джады Рипы захватывает силой звучания зеленых цветовых сочетаний разных экзотических растений и демонстрирует авторское стремление к экспериментам и способности находить не ожиданные визуальные ходы. В ММСИ на выставке «Перемещения» Рипа представляет необычный проект (фотографии, видео, тексты), созданный во время путешествий в Китай, Азербайджан, Киргизию, Казахстан, Грузию, Узбекистан. Проект называется «По ту сторону нефтяного пути».
|
Родившаяся в Лондоне, выросшая в Брюсселе Рипа в 1997 году переехала в Нью-Йорк. В 1999 году она окончила Международный центр фотографии и начала карьеру фотографа, работая художником на международных выставках и фотокорреспондентом в агентстве «Грациа Нери» для влиятельных зарубежных изданий.
С тех пор она странствует по миру, используя разные топографии как задник для своих фотографий, исследующих личность в общественном и приватном пространстве. В 2000 году состоялась ее первая персональная выставка на «улице грудастых» Сан-Карпофоро в Милане. В 2002 году галерея «Бис-арт» в Шанхае и Итальянский институт культуры в Пекине пригласили Рипу участвовать в двух выставках. С того времени ее художественная и документалистская деятельность развивалась в основном в Азии, главным образом в Китае, Средней Азии и на Кавказе.
Рипу интересует пространство как способ выявления идентичности. Отличительными особенностями ее работ стали интроспекция и экспериментирование. Ей нравится посещать самые отдаленные места Азиатского континента и вступать в конфронтацию со старыми обычаями, суевериями и наполнять свои работы культурными, историческими и геополитическими значениями.
В путешествиях по Средней Азии она выбирала героев, места, которым придавали мало значения, поскольку стратегический интерес крупных государств к среднеазиатским странам объясняется их мощными энергетическими ресурсами. Сохранилось очень мало сведений о социологической и культурной жизни народов, живущих в стороне от нефтяного пути. Оказавшись в Казахстане, Рипа даже добралась до селения «Коммуна кришнаитов» (фотографии можно было увидеть на выставке). Ее фотографии прослеживают историю жизни людей в этом месте, она снабжает снимки подходящими текстами: «Мама с дочкой пришли из деревни, чтобы продать молочные продукты», «Духовный лидер Иванов с супругой» (серия «Падающие символы», 2008)...
Перемещения для Рипы означают не только странствия по миру, но и странные метаморфозы автора в пространстве собственных фотографий, она внедряет себя в кадр в образе расплывчатой, призрачной, исчезающей фигуры — «Смерть в Туркестане», диптих.
В представленных в экспозиции работах Рипа размышляет об идентичности. Помещая себя во все новые пейзажи, она как бы теряет индивидуальность, изображение концентрируется на движении, создании магического пространства, где все не так, как кажется.
Проза и поэзия, реальное и придуманное смешиваются во многих фотографиях Рипы. Она использует исключительно женский набор средств, умно соединяет перформанс и фотографию, но без театральных эффектов. И таким образом художник словно воссоздает катарсический ритуал, в котором женщина открывает себя, противопоставляя миру.
ДИ №2/2012