Осенью прошлого года в Асунсьоне (Парагвай) прошел 44-й конгресс Международной ассоциации арт-критиков (AICA). Его тема «Искусство и критика во время кризиса» позволила участникам обсудить ситуацию в сфере искусства и дать оценку экономических и социальных обстоятельств, влияющих на культуру.
|
Вопросы, обсуждавшиеся на конгрессе, затрагивали специфические проблемы регионов – Африки, Азии, Латинской Америки, Карибов, и стран Европы. В эру глобализации обмен информацией возрастает, но условия функционирования произведений искусства, их сохранение и распространение имеют в разных странах большие различия. То же самое происходит с критическими оценками, возможностями их публикации и презентации в СМИ, внутри специфического контекста, определяемого культурной традицией, экономическими и политическими реалиями, оказывающими влияние на арт-сцену, а также связанного с особенностями иконографии и формальных решений, предлагаемых художниками, живущими и работающими в разных условиях.
Один из аспектов, активно обсуждавшихся на конгрессе, – медиализация искусств и роль информатики в создании и презентации произведений. Современные технологии предоставляют художникам новые творческие возможности. Они же обеспечивают доступ к искусству большему числу зрителей, включая тех, кто не может посещать музеи и галереи.
Арт-критики обращаются к особой публике, когда публикуют рецензии в Интернете: пользователи сети, как правило, не читают газет и журналов. При этом и искусство, созданное и распространяемое исключительно по Интернету, и отклики на него в сетях требуют новых терминологии и подходов для его представления и оценки.
Некоторые виды современной художественной практики выходят за пределы эстетики и индивидуального проявления. Это коллективные работы зачастую используют подходы экологии, социалогии, экономики, юридического права и других сфер, не представленные в художественных исследованиях по истории искусства.
В дискуссиях на конгрессе затрагивались вопросы перспектив искусства в условиях изменения отношений между художниками, критикой и обществом и понимания ответственности критика перед обществом.
Впервые AICA представила две награды. Одна — за вклад в арт-критику – была присуждена Тисио Эскобару из Парагвая.
Вторая премия – для молодых арт-критиков, ее вручили Фрэнку Эрманну Экра (Кот-д'Ивуар – Берег Слоновой Кости).
О 44-м Конгрессе ассоциации арт-критиков расказывал на первом ежегодном форуме «Искусство и реальность» доктор искусствоведения, президент ассоциации арт-критиков AICA USA Марек Бартелик. Форум был организован в Санкт-Петербурге фондом Петра Кончаловского и собрал профессионалов и экспертов для обсуждения роли художественной критики в современном искусстве и мире.
Участие в форуме приняли более 300 российских и зарубежных искусствоведов, кураторов, галеристов, дилеров, меценатов, маркетологов, представителей музейных, аукционных и выставочных организаций, а также журналистов и арт-блогеров, художников и студентов творческих вузов. Кроме того, осуществлялась онлайн-трансляция форума на сайте www.aifaar.com. В ходе дискуссий высказать свое мнение имели возможность не только докладчики, но и слушатели. Бурные обсуждения кипели и в Интернете. Мероприятие в таком формате проводилось впервые и не только у нас в стране, зарубежные гости также отметили его уникальность.
В рамках форума также была учреждена международная премия Петра Кончаловского, на этот раз ее вручили лучшим арт-критикам, блогерам и журналистам.
Статуэтка премии выполнена в виде миниатюры краско-терочной машины, которую использовал Петр Кончаловский. Денежные призы составляли по 400 тысяч рублей.
Номинации 2011 года: «Лучшее произведение «большой формы» (монографии, сборники статей и т.д.), посвященное современным проблемам искусства». Приз вручен двум лауреатам: коллективу российских и зарубежных авторов из Университета Ка-Фоскари (Венеция), института искусств Курто (Лондон), Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) за издание «Dmitri Prigov: Dmitri Prigov» и коллективу авторов НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ за серию сборников «Искусство в современном мире».
В номинации «Художественный комментарий» (цикл статей одного автора, посвященный современному художественному процессу) победил Валентин Дьяконов.
«Лучший веб-блог (личный, коллективный или корпоративный), посвященный современным проблемам искусства» – Hyperallergic, США (hyperallergic.com).
«Лучшей квалификационной работой выпускника высшего учебного заведения по проблемам художественной критики» названа дипломная работа Залины Маршенкуловой «Журнал «Арт-Хроника» – типологические характеристики» (научный руководитель С.Н. Павлова, преподаватель кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ).
Подводя итоги форума, Валентин Дьяконов отметил: «Здесь много прозвучало метафор и мало конкретики, и за эти три, черезвычайно насыщенных дня я осознал, в чем моя позиция критика... Но я совершенно не согласен с тем типом мышления, которое я бы назвал “взгляд в нечто”, когда речь состоит из очень далеко идущих обобщений. И слушатель, который пытается противопоставить этому рацио, логику, оказывается в замкнутом кругу.
Кроме того, есть еще установка на слово “нет”, очень русская установка. Нет арт-рынка, нет критики, нет интереса. Хотя есть и критики, и рынок, и продажи, и художники, но почему-то легче сказать “нет”. Я думаю, всем нам (я имею в виду русских участников) нужно отучаться говорить “нет” и переводить все, что существует в реальности, в сторону негации, так как это один из способов уйти от личной ответственности за то, что происходит, за состояние арт-рынка, за свои высказывания.
Мне бы хотелось, чтобы мы отказались от слова “нет”, проявив тем самым ответственность за свои суждения, за то, что происходит. И если для большого числа участников этого форума именно это будет выводом, я буду счастлив».
ДИ №2/2012