×
Летопись невских страстей

Представить себе культурные интересы и устремления людей какой-нибудь отдаленной эпохи подчас бывает легче, чем осознать пережитое совсем недавно. А ведь помнить, чем мы жили, на что надеялись, как и в чем менялись, что смешило нас, что огорчало или вызывало возмущение, необходимо, иначе и собственного пути не понять, и продолжение культуры невозможно. Предмет анализа Станислава Савицкого – живопись, перформансы, видео, акции, арт-объекты, иногда международные биеннале, иногда книги. Сто лет назад Н.К. Рерих называл искусство «вернейшим градусником общественного здоровья». Вот уже четверть века вследствие перемен, переживаемых нашей страной, мир россиянина утратил былую ясность и цельность. Савицкий в своей новой книге и об этом упоминает, правда, вскользь. Много было драм, много тревог, и теперь восстановить последовательность всех значительных событий, политических и социальных, не упуская из виду целого, на первый взгляд невозможно. Через много лет этим займутся историки, они зароются в подшивки старых газет, поднимут архивы, соберут воспоминания и составят более или менее объективные картины нашей жизни. Между тем материал, позволяющий и вспомнить, чем мы жили и на что надеялись, и поразмыслить о пройденом пути, есть у нас уже сегодня.

С. Савицкий знакомит читателей с событиями петербургской арт-сцены, свидетелем которых он был и в которых сам участвовал как куратор, художественный критик и журналист. В книгу кроме эссе, обобщающих многолетние наблюдения, вошли тексты, написанные «по горячим следам» для периодики. Обращая внима-ние на даты их появления, можно заметить, что подход автора к предмету его интересов пережил за десять лет определенную эволюцию.

Название для своей книги С. Савицкий выбрал, мне кажется, просто из уважения к литературной традиции XIX века: книга, строго говоря, всего многообразия петербургской художественной жизни за последние десять лет не охватывает. Да и возможно ли вообще сегодня дать справедливую оценку всем заслуживающим внимания событиям, имевшим место в 2000-е годы в искусстве Петербурга? Я чуть не написал по привычке «в изобразительном искусстве», но вовремя остановился, ведь эта книга представляет собой обзор актов творчества, носящих ярко выраженный концептуальный характер – того, что сейчас называют «актуальное искусство». Этим можно объяснить отстутствие в книге имен некоторых мастеров, чье творчество ничуть не на излете и заслуживает внимания не только в рамках петербургской арт-сцены. Такой выбор обусловлен, мне кажется, в первую очередь исходной позицией автора: в целом его подход к материалу скорее социокультурный, нежели искусствоведческий в принятом у нас (все еще) значении этого слова.

Эрудиция С. Савицкого позволяет ему (в обход излюбленной манеры сегодняшних искусствоведов) не перегружать текст плохо переведенными цитатами из трудов европейских постмодернистов и обходиться без наукообразных выражений, псевдотерминов. Книга написана доступным языком, ее разделы составлены так, чтобы читатель мог легче представить себе, что именно объединяет множество весьма разнохарактерных явлений культурной жизни Петербурга в недавнем прошлом и настоящем.

Мысль издать вместе с размышлениями общего характера о ситуации в сегодняшнем искусстве ряд эссе, статей и рецензий, написанных в 2000–2011 годах и живо характеризующих художественную жизнь Петербурга в начале XXI века, кажется очень удачной. Конечно, как любой автор, Савицкий иногда слишком увлечен собственной концепцией, и с некоторыми его обобщениями хочется поспорить. Последнее обстоятельство, кстати говоря, скорее достоинство, чем недостаток книги, учитывая эрудицию автора и его профессиональную способность ориентироваться в пестрой мозаике событий и явлений, отбирая самое симптоматичное. Наконец, в книге собран очень большой материал, драгоценный для будущего летописца художественной жизни Петербурга нулевых.

Другое достоинство книги – стремление автора не сводить разговор к частностям. Эпизоды петербургской художественной жизни почти всегда соотнесены с событиями в российских регионах, а также с общей для зарубежного искусства тенденцией: грамотно и объективно – ни злорадства по поводу неудач, ни чрезмерных надежд на скорое приобщение к новому европейскому мышлению… Я, например, в процессе чтения, хоть и не сразу пришел к мысли, что, несмотря на то что речь в книге идет не о западных художниках, а о наших соотечественниках, инсталляции и перформансы, упоминаемые в ней, в ряде случаев действительно заслуживают названия актуальных, причем не только из-за формального сходства с зарубежными оригиналами. Что ж, тем лучше. Для читателя, которому интересы Станислава Савицкого понятны и близки, его новая книга может стать хорошим собеседником, а единомышленником или оппонентом, это уже не так важно.

ДИ №2/2012