Двадцатипятилетняя художница Оля Кройтор, знакомая публике по проектам галереи «Artberloga» как автор поставангардистских коллажей, вышла на сцену современного искусства не с провокационными высказываниями протополитического толка или экстремальными акциями на грани художественного фола и даже не с эксцентричными хеппенингами, а с изящными работами, которые одновременно отсылают и к традициям модернизма первой половины прошлого века, и к 1970-м годам того же столетия. За авангард отвечает форма — бумажные коллажи, геометрические линии, за временные ассоциации — используемые в них растровые фотоизображения из старых газет.
|
В залах Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре Оля Кройтор представила проект «Чтоничто». Выбор места экспозиции и тематика работ идеально совпали, прежде всего по идеологии творчества автора. Произведения художницы не содержат атрибутов советской эпохи и не отсылают к инструментам пропаганды, однако возвращают образы повседневности пятидесятилетней давности в наше время. 1970-е годы — это период поиска новых выразительных средств в каждом виде изобразительного искусства, поиска новой динамичности, лаконизма, простоты фабулы, обоб-щенности, повышенной эмоциональности и остроты характерности. Чтобы найти правду жизни тех лет, молодая художница обратилась к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергнув броскую стилизацию и поверхностную фиксацию характерных сюжетов. Композиция, включающая снимки атрибутов повседневности, лапидарна и жестка, а цвет условен. Произведения навевают воспоминания об эпохе самиздата, когда тексты полузапрещенных авторов множились без разрешения органов власти машинописными, фотографическими способами или при помощи ЭВМ.
В 1970-е годы Оля Кройтор воспринималась бы как звезда неофициального искусства. А сейчас художница воспользовалась новыми возможностями художественной практики и создала перформанс как предисловие к выставке. Кройтор разделась, прикрылась косами и «вмонтировала» себя в фальшпол, превратившись в живой экспонат. На стекло, которое ее закрывало, зрители могли наступать, но потом, заметив импровизированный «гроб», терялись, смущались и осторожно его обходили, а некоторые возлагали цветы. Посетителей буквально заворожили креативность автора и ее внутренняя энергия, возможность использовать широкий диапазон художественного выражения, сочетать, казалось бы, несочетаемое: перформанс, графику, коллажи, живопись, инсталляции... Но на языках всех этих видов искусств остается неизменным лейтмотив творчества Оли Кройтор — тема города и прогрессирующий урбанизм, который, с одной стороны, поглощает повседневность, а с другой — позволяет художнице выявить насущные проблемы современного человека.
ДИ №1/2012